Проверочная работа по разделу Синтаксис и пунктуация


ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ»
Вариант 1
1. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Посетители библиотеки либо где-нибудь учатся, либо мечтают учиться.
2) Туча на севере росла, и захватывала запад и восток.
3)Человеку свойственно не только преклоняться перед великим, но и стремиться превзойти его.
4) Всюду: вверху и внизу — пели жаворонки.
2.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах.
От сквозняков сами по себе отворялись двери и окна и захлопывались с невероятным грохотом.
Квартира Александра, хотя и просторна, но не изящна и сумрачна.
Все было непривлекательно: небо, и озеро, и пасмурные дали, и низкий остров.
3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: 
В окна с улицы лился глухой шум () и летела пыль.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
4) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? 
Кажется(1) что(2) если вглядеться в аквамарин (З) то увидишь тихое море(4) с водой цвета звезд.
1)1,2,3  2)1,3,4  3)1,3  4)3
5.Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Я люблю Россию до боли сердечной ( ) и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России.
в предложении есть однородные члены, соединенные союзом и; запятая перед и не ставится;
предложение сложное (сложносочиненное), перед и ставится запятая;
в предложении однородные члены соединены союзом и, перед и ставится запятая;
предложение сложносочиненное, запятая перед и не ставится.
6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? 
Поспешно умываясь(1) и (2) с смирением одеваясь в самое дурное свое платье (З) и старенькую мантилью(4) содрогаясь от свежести(5) Наташа выходила на пустынные улицы (б) прозрачно освещенные утреннею зарей.
1)1,2,3,4,5,6  2)1,2,4,5,6  3)4,5,6  5)1,4,5,6
7. В каком ряду перечислены все словосочетания со связью согласование?
1) идти полем, блестящая идея, подъехал к нему, красный от мороза
2) немного испугаться, зарабатывать популярность, вспоминая молодость, читающий статью
3) дивный сон, дрожать от холода, убедиться в искренности, громко разговаривать
4) низкорослая береза, работающий прибор, первая зелень, сотая доля.
8. Какое утверждение является неверным?
1) Однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову, являются одним и тем же членом предложения, между собой связаны сочинительной связью и могут быть соединены сочинительными союзами.
2) Все односоставные предложения являются неполными.
3) Управление — это тип подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в определенном падеже по отношению к главному.
4) В роли подлежащего в предложении могут выступать цельные, неразложимые словосочетания.

9. Какое предложение соответствует данной синтаксической характеристике?
Сложное, состоит из трех простых, одно из которых безличное.
1) Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится.
2) Всем своим самобытным энциклопедизмом, простиравшимся от поэзии и изобразительного искусства до великих физико-химических открытий, М. В. Ломоносов, как никто другой, доказывал единство проявлений человеческого духа, искусства и науки, абстрактной мысли и конкретной техники.
3) Он приходил в середине обеда, да я только вас не решилась побеспокоить, ваше сиятельство.
4) Подморозило, ветер становился все сильнее, пролетали первые снежинки.
10. Какое из предложений осложнено вводной конструкцией?
1) Редактирование, как вы знаете, является обязательным этапом работы над сочинением.
2) Нет, в то время у меня не было никакого желания вести дискуссию.
3) Благодарю тебя, Сашенька, за хлопоты!
4) А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой!
11. В каком предложении составное глагольное сказуемое?
1) В саду ночью ветром посбивало все яблоки и сломало одну старую липу.
2) В жаркий июльский день идешь, бывало, крепко задумавшись, по лесной знакомой тропинке и вдруг остановишься.
3) Пастухов, подавая руку, продолжал отряхиваться и оглядывать свой костюм.
4) Вы, конечно, будете интересоваться результатами проведенного на той неделе голосования.
12. Какое предложение сложноподчиненное? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Небо очистилось выглянуло солнце.
2) Все птицы притихли но зато шелестели листья деревьев...
3) Установите к какому виду насекомых относится шмель.
4) Сердито завывал ветер и стучал в окно.
13. Какое из предложений определенно - личное?
1) Друзья отметят мой день рождения в узком кругу. 2) Люблю зиму!
3) Без совести и при большом уме не проживешь. 4) Стемнело.
14.Объясните употребление двоеточия в бессоюзном предложении.
Ходики стояли, должно быть, давно: бутылка с водой, подвешенная вместо гири, заросла паутиной. (К. Паустовский)
1) Вторая часть дополняет содержание первой.
2) Вторая часть поясняет первую.
3) Вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой.
4) Вторая часть противопоставлена первой.
15. Какое из предложений является сложноподчиненным с параллельным подчинением придаточных?
1) Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и я напрасно оскорбил его упрёком и подозрением.
2) Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы, так как боялись отца, который, со своей стороны, был тоже несколько смущён, хотя старался этого не показать.
3) Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо, как опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звёздочки.
4) Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика, который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плече, подобно неутомимому муравью, к себе в избу.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ»
Вариант 2
1. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Зачем притворяешься ты то ветром, то камнем, то птицей?
2) И хлеб, и меды, одним словом все у них было среди запасов.
3) У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских нравах.
4) Темная грозная туча ушла уже далеко и унесла с собою грозу и мрак.
2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Научная истина дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях научного исследования и в жизни ученого.
2) Художник должен быть и историк, и поэт, и философ, и наблюдатель.
3) Надо быть одинаково честным, как в большом, так и в малом.
4) Все вокруг хаты: подсолнухи, акации и сухая трава - было покрыто этой шершавой пылью.
3.Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
 Недавно шел первый снег () и все в природе находилось под властью этого молодого снега.
1) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
4.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Петька очень боялся идти в воду(1) но(2) когда вошел(З) то не хотел вылезать из нее(4) и делал вид(5) что плавает.
1)1,2,3,5 2)1,3,4,5 3)1,3,5 4)1,2,3,4
5. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Грачи давно расхаживали по двору ( ) и начинали вить гнезда в роще.
1) в предложении есть однородные члены, соединенные союзом и; запятая перед и не ставится.
2) предложение сложное (сложносочиненное), перед и ставится запятая.
3) в предложении однородные члены соединены союзом и, перед и ставится запятая.
4) предложение сложносочиненное, запятая перед и не ставится.
6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? 
Рассыпавшись по кораблю(1) в своих белых рубашках(2) с широкими воротами (З) открывающими загорелые шеи(4) матросы моют и скребут палубу.
1)1,3,4 2)2,3,4 3)3,4 4)1,4
7. В каком ряду перечислены все словосочетания со связью управление?
1) обучать грамоте, отвечал не глядя, печь из муки, живущий рядом
2) благодарить учителя, листья дуба, сообщить подробности, объяснять что-либо
3) проанализировал ситуацию, уходить рано, посаженный отцом, дикий север
4) возразить сыну, из нескольких компонентов, льется отвесно, каждый человек.
8. Какое утверждение является неверным?
1) Вспомогательный глагол в составном глагольном сказуемом выражает грамматические признаки.
2) Уточняющие обособленные члены предложения конкретизируют или поясняют значения разных членов предложения — главных и второстепенных.
3) Простое осложненное предложение может иметь в своем составе однородные члены предложения, обособленные члены предложения, вводные конструкции или обращения.
4) Главный член односоставного неопределенно-личного предложения выражается глаголом в форме единственного числа настоящего, будущего или прошедшего времени.
9. Какое предложение соответствует данной синтаксической характеристике?
Сложное, состоящее из трех простых, части которого соединены сочинительной и подчинительной связью.
1) Уже светало, но мы все-таки решили войти в этот лес, в котором все: и деревья, и цветы, и трава — дышало свежестью.
2) Все теперь отлично понимали, что это был влюбленный и счастливый человек: его улыбка, глаза и каждое движение выражали томительное счастье.
3) На следующий день, когда наступило некоторое затишье, командиру удалось связаться с санбатом, но там ответили, что Сергея переправили в госпиталь: требовалась операция.
4) Немножко жутко, а взглянешь на бледно-зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему природа настороже и боится шевельнуться: ей жаль потерять хоть одно мгновение жизни.
10. Какое из предложений осложнено вводной конструкцией?
1) Редактирование, как вы знаете, является обязательным этапом работы над сочинением.
2) Нет, в то время у меня не было никакого желания вести дискуссию.
3) Благодарю тебя, Сашенька, за хлопоты!
4) А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой!
11. Укажите номер предложения с составным глагольным сказуемым.
1) Рано утром он выходил к озеру полюбоваться рассветом.
2) В моей душе всегда теплилась надежда найти друзей детства.
3) Чичиков уже начинал сильно беспокоиться, не видя так долго деревни Собакевича.
4) Капитан, без сомнения, обладал даром предугадывать события.
12. Какое предложение сложносочиненное? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Двести шагов и мы в безопасности.
2) Хотелось домой где холодно и снег.
3) Я верил что-то должно было произойти.
4) Исследования доказывают наличие жизни не только на суше но и в воде.
13. Какое из предложений определенно-личное? 
1) Над городом с ветром и молниями пронеслась буря. 2) Вот уеду и больше не увижу вас.
3) За рекой косили. 4) Поздней осенью быстро смеркается.
14. Объясните постановку тире в бессоюзном предложении. 
Будь вы порядочные господа — вам же бы стыдно было!
1) Содержание первой части сравнивается с содержанием второй.
2) Вторая часть заключает в себе вывод, следствие.
3) Содержание одной части противопоставляется содержанию другой.
4) Части рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия.
15. Какое из предложений является сложноподчиненным с однородным подчинением придаточных?
1) Пробираясь берегом к своей хате, я невольно всматривался в ту сторону, где накануне слепой дожидался ночного пловца.
2) Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и я напрасно оскорбил его упрёком и подозрением.
2) Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы, так как боялись отца, который, со своей стороны, был тоже несколько смущён, хотя старался этого не показать.
4) Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика, который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плече, подобно неутомимому муравью, к себе в избу.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ»
Шкала перевода баллов в оценку
Оценка 5 4 3 2
Кол-во баллов 15-14 13-11 10-8 7-0