Конспект подгруппового логопедического занятия по теме Звук [ц]. Буква Ц.


Конспект подгруппового логопедического занятия
Тема «Звук [ц], буквы Цц»
Время проведения – 40 минут.
Задачи:
образовательные:
- формирование представления о звуке [ц];
- различение звука [ц] на слух и в произношении в слогах, словах;
- закрепление навыков четкого произношения звука [ц] в слогах, словах;
- формирование зрительного образа буквы Ц;
- закрепление навыков написания буквы Ц в словах и словосочетаниях.
коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического слуха;
- развитие навыков звукового анализа;
- развитие мышления;
- развитие внимания.
воспитательные:
- воспитание у детей внимательного отношения к заданиям, которые дает логопед;
- воспитание у детей уважительного отношения друг к другу;
- воспитание правильной, чёткой дикции;
- воспитание умения понимать учебную задачу и разрешать её самостоятельно.
Инструментарий: предметные картинки (циркуль, цыплёнок, полотенце, мыльница, цапля), таблица с буквами, таблица со слогами, индивидуальные карточки с заданиями, рабочие тетради.
Структура занятия Ход занятия
Организационный момент
Основная часть
Физкультминутка
Заключительная часть Логопед: Здравствуйте, ребята! Настраиваемся на занятие. Садитесь, пожалуйста. Проверьте, правильно ли вы сидите за партой.
Парта – это не кровать
И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
Молодцы! Я вижу, что вы готовы работать.
Посмотрите, пожалуйста, на таблицу. Давайте хором прочитаем буквы, которые я буду показывать (таблица 1) (дети хором читают).
А теперь читаем слоги по таблице (таблица 2) (дети хором читают).
Сегодня мы познакомимся ещё с одним жителем страны звуков и букв, а каким – вы сейчас сами мне скажите. Для этого разгадайте 2 загадки:
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад
— Ищет в речке лягушат.
(Цапля)
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете.
(Цифры)
С какого звука начинаются слова ЦАПЛЯ и ЦИФРЫ? (со звука [ц]).
Гласный или согласный звук? (согласный, потому что его нельзя пропеть).
Звонкий или глухой звук? (глухой).
Звук твердый или мягкий? (твердый).
Каким цветом его обозначаем? (синим).
А теперь полным ответом… (звук [ц] согласный, глухой, твердый, обозначаем синим цветом).
Сейчас я буду называть слоги, а вы должны будете хлопнуть в ладоши, если услышите слог со звуком [ц]: ЦА, РА, ПУ, НИ, ЦО, РУ, ЛЫ, ШО, ЦЫ, ВА, РИ, НУ, ПА, ЦА.
1762760551815Я буду показывать вам картинки, а вы должны будете назвать, что на них изображено и место звука [ц] в слове (циркуль, цыплёнок, полотенце, мыльница, цапля).

194373517780
1905055880
А теперь повторяем за мной:
Цо-цо-цо, цо-цо-цо
Курица снесла яйцо
Цу-цу-цу, цу-цу-цу
Киска тянется к яйцу
Ца-ца-ца, ца-ца-ца
Брысь, котенок, от яйца!
Цу-цу-цу,цу-цу-цу
Не пускать его к яйцу!
Цо-цо-цо, цо-цо-цо
Сами мы съедим яйцо
Цы-цы-цы,цы-цы-цы
Отогнали? Молодцы!
Це-це-це, це-це-це
Вот вам сказка о яйце.
(дети повторяют за учителем).
Звук [ц] обозначается буквой. Вот она (учитель пишет на доске прописную букву Ц (заглавную и строчную)). Напишите в своих тетрадях одну строчку буквы Ц.
Посмотрите на карточку, которая есть у каждого на парте. Читаем стихотворение, вставляя пропущенную букву, по 1 строчке по цепочке (карточка 1).
Посмотрите на вторую карточку, там написаны три столбика слов, вам нужно из каждого выбрать лишнее слово и объяснить почему (карточка 2) (учитель спрашивает кого-то по выбору).
Посмотрите на третью карточку, внимательно прочитайте загадку, отгадайте её и вставьте пропущенные буквы, отгадку потом напишите ниже в скобках (карточка 3). Итак, что это? (это морковь). Какую букву вы вставили? (букву Ц).
А теперь давайте отдохнём:
На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся.
Ручки в стороны и вкось.
Ножки вместе, ножки врозь.
Я буду диктовать вам слова, а вы записывайте их в тетради (цапля, огурец, курица, кольцо, крыльцо).
Посмотрите на карточку № 4 и добавьте нужное слово, напишите его (карточка 4). Танцует…(танцор), куёт…(кузнец) и поёт…(певец) (дети хором отвечают).
А теперь посмотрите на карточку № 5 (карточка 5). Прочитаем пословицы и поговорки с буквой Ц (учитель спрашивает кого-то выборочно). Подчеркните букву Ц везде, где найдёте.
Внимательно посмотрите на карточку № 6. Поиграем в игру «Кто больше?»: составляем слова по таблице. Кто придумает, поднимает руку (карточка 6).
Обратите внимание на доску, сейчас я напишу слово ЦИРК, а вы подберите к нему родственные слова (циркач, цирковой) (учитель записывает слова, которые назвали дети на доске). А теперь я попрошу выделить общую часть в этих словах (учитель вызывает кого-то к доске).
Посмотрите на карточку № 7. Читаем стихотворение по 1 строчке по цепочке (карточка 7).
Ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились?
Какие слова вы знаете с буквой Ц?
Домашнее задание:
- придумать и написать в тетради 5 слов с буквой Ц;
- составить и записать 2 коротких предложения, где хотя бы в одном слове будет буква Ц.