Разработка логопедического часа по теме Перелётные птицы

Логочас по теме: «Перелётные птицы» в старшей группе.

Составила воспитатель Миллер С.Г.

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о перелетных птицах, обобщающего понятия «перелетные птицы». Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (практическое употребление предлогов, согласование числительного с сущ., образование сущ. с суффиксами –ат, -ят, изменение сущ. по падежам), слоговой структуры слов, связной речи.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики, творческого воображения, подражательности.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание бережного отношения к природе.



Алгоритм логочаса:
Организационный момент.
Артикуляционная и мимическая гимнастика.
Формирование речевого и физиологического дыхания.
Упражнения на развитие фонематического слуха.
Находить место звука в слове (начало, середина, конец).
Логоритмика.
Дидактические игры на развитие лексико-грамматического строя речи.
Пальчиковая гимнастика.
Настольно-печатные дидактические игры для развития мелкой моторики.
Индивидуальная работа у зеркала.


Ход занятия 
I. Орг. момент. (Здравствуйте ребята. Ваши ушки внимательно слушают, глазки смотрят, а головка все запоминает и хорошо думает.)  Приветствие в кругу.  (Каждый ребенок здоровается с солнышком, называет свое имя и передает солнышко по кругу). 

2. Мимическая гимнастика
(Развитие артикуляционной моторики.)
1. Упражнения для жевательно-артикуляцнонных мышц
Голодные птенчики.
Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».
«Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.

2. Упражнения для щек и губ
Клювы разных птиц.
Медленно всасывать щеки в зазор между нёбами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.
Мама-птица прогоняет от птенцов куницу.
Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).

3. Упражнения для языка
Птенчики ждут пищу.
Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».
Очень вкусная пища!
Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук а.
«Дятел» Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «Тдд-тдд-тдд-тдд».
«Аист» Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удержать под счет до «шести-восьми».

3. Дыхательное упражнение «Подуй на перышко»
4. Игра «Прилетели птицы».
Цель: Развитие фонематического слуха, внимания.
Я буду называть птиц, но если я ошибусь, и вы услышите что-то другое – топайте; если я говорю правильно – хлопайте.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, куницы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, совы и ватрушки.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совки - сплюшки.
Лебеди, скворцы.
Все вы молодцы!

5. Определи место звука в слове.

6. Ритмическое упражнение «Перелетные птицы»
- А давайте расскажем, какие еще птицы летят к нам с юга. Только сделаем это при помощи ложек. На каждое слово будем ударять в ложки. »
Тили-тели, тили-тели –
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка-
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж –
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели!

7.Словесная игра «Считай и называй»
- Весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной? (Строят гнезда, выводят птенцов, кормят птенцов.) -Вспомним, как называются птенцы у птиц?
8.Игра с мячом «Кто у кого? »
( Совершенствование грамматического строя речи (образование сущ. с суффиксами –ат, -ят).)
У грача – грачата. У галки – галчата .У журавля – журавлята. У утки – утята. У скворца – скворчата. У соловья – соловьята

9. Пальчиковая игра. «Стайка» (Развитие мелкой моторики.)
Пой-ка, пой-ка, подпевай-ка, хлопают в ладоши
 Десять птичек – это стайка: показывают все пальцы по очереди 
Эта птичка - воробей
Эта птичка – соловей,
Эта птичка –совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик, эта чиж,
Эта – развеселый стриж,
Эта птичка – злой орлан,
Птички, птички, по домам!

10. Индивидуальная работа

Итог занятия. - Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали? Мы говорили о грачах, ласточках, скворцах, - они перелётные птицы, которые живут рядом с людьми. Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении работы. Давайте закончим наше занятие стихотворением, которое мы учили. (Дети хором рассказывают стихотворение) Берегите птиц. Не трогай ласточку! Она Издалека летит сюда, У нас растит своих птенцов, Не разоряй её гнезда. Будь другом птиц! Пусть под окном Поет весною соловей, И над просторами Земли Летают стаи голубей! Муса Джангазиев.


15