Внеклассное занятие : Блокадный Ленинград

Школа-интернат ст.Тацинская

Внеклассное занятие на тему: «Блокадный Ленинград»

[Введите подзаголовок документа]



Иващенко Елена Павловна
05.11.2014




Блокадный ЛЕНИНГРАД.

«Все может родная земля:
Накормить своим хлебом, напоить из своих родников,
удивить своей красотой.
Вот только защитить сама себя не может:
Защита родной земли - долг тех, кто ест ее хлеб,
кто пьет ее воду, любуется ее красотой».
А.Митяев

Цель: расширять исторические знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг., ее защитниках и подвигах.
Задачи:
Обучающие:
Формировать речевые умения учащихся – умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать высказывания.
Развивающие:
Создавать ситуацию для самовыражения ребенка.
Воспитывающие:
Воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданского долга;
чувство любви к Родине:
чувство гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.
Коррекционные: коррекция слухового восприятия; коррекция зрительной памяти, расширение словарного запаса ( словарная работа)
Оборудование:
аудиозаписи песен «Священная война», «Седьмая симфония» Д.Шостаковича,
звук метронома
презентация «Блокада Ленинграда»
Словарная работа:
Блокада,
иждивенцы,

Ход мероприятия:
Ребята! Сегодня мы поговорим с вами об одном эпизоде войны – блокаде Ленинграда, именно так звучит тема нашей беседы.
1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война.
Показ слайда №1-2
История знает немало примеров героической обороны крепостей и городов. Но легенды седой старины и трагические страницы не столь далекого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопеей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была 900 дневная оборона осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Была война, прошла война.
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине
Идут легенды о войне.

Звучит запись песни «Священная война».

Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград к исходу третьей недели от начала войны. Но триумфального шествия не случилось. Москва и Ленинград обреклись на полное уничтожение – вместе с жителями. С этого и должно начаться то, что Гитлер имел в виду: разгромить русских, как народ, то есть истребить, уничтожить.
Показ слайда №3-4
7-я симфония Д.Шостаковича
Гитлером была поставлена задача: штурмом завладеть городом, сравнять его с землей и сделать необитаемым. Не удалось! Тогда Гитлер сделал ставку на голод. «Ленинград съест самого себя», - цинично пророчествовал он.
Враг рассчитывал, что голодающие, мерзнущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из - за глотка воды, возненавидят друг друга, перестанут работать. Но этого не случилось. Фашисты ненавидели Ленинград и боялись его.

И летели листовки с неба
На пороги замерзших квартир:
«Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..»
«Будет мир. Вам не снится мир?»
Дети, плача, хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Без воды, без тепла, без света.
День похож на черную ночь
Может, в мире и силы нету,
Чтобы все это превозмочь.
Умирали – и говорили:
- Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли.
На колени не встали, нет!
(Е.Рывина «Ночь»)
Показ слайда №5-6

Началась блокада
Опять война, опять блокада
А, может нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне»
И могут показаться правы
И убедительны слова.
Но, даже если это правда,
Такая правда не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война.
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна!
Ю.Воронов
Всего-то только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов выдавали по карточкам.20 ноября 1941 года рацион хлеба дошел до 125 грамм иждевенцам , 250 грамм рабочим. крупу выдавали по 300 г., масла – 100 г., в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г., от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанным из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок как мог
Ребята посмотрите на этот маленький кусочек черного хлеба. На жителей города обрушился голод. Единственным продуктом питания был вот такой кусочек черного хлеба, который выдавали по карточкам, но и его не хватало. Блокадная карточка с суровой надписью «при утере не возобновляется», была дороже денег, картин, шедевров искусства.
Показ слайда №7-9

В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм

На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти,
В глазах расширенных истома,
И щеки белые, как мел.
Где твоя мама, мальчик?
- Дома
-А где твой дом, сынок?
- Сгорел.
Он сел. Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит,
Он тоже знает: хлеба нет!
С.Аликсиевич
Слайд №14

Стук метронома. Пауза.

Сейчас вы слышите звук метронома. Этот звук раздавался в перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами. По Ленинградскому радио транслировали равномерный, четкий, как приказ, стук метронома. Жители не выключали радио круглые сутки. Ведь стук метронома напоминал им ритмичные удары гигантского сердца великого города, он успокаивал и внушал уверенность – если звучит радио, значит, город живет и борется.
Сл.№15

. Далеко как это слово
От наших мирных светлых дней.
Произношу его и вижу снова –
Голодных умирающих детей.
Как опустели целые кварталы,
И как трамваи мёрзли на путях,
И матерей, которые не в силах
Своих детей на кладбище нести.
Ю.Воронов


Далеко за кольцом блокады есть продовольствие - мука, мясо, масло. Как же достать?
Лишь одна дорога связывала блокадный город с большой землей. Шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому льду Ладожского озера. Эта дорога спасла от смерти многих Ленинградцев. Тридцать километров надо проехать по льду, чтобы оказаться на западном её берегу. Поэтому её и называли дорогой жизни.
Слайд №16

Конечно же – иначе не могли
Ни те бойцы, ни те шоферы,
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли.
Он жив еще. Он рядом где-то
На Ленинград! На Ленинград!
Там на 2 дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят.
И дрогнут, и молчат и ждут.
И было так – на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
– Ну так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут, пустяк,–
Поломка эта не угроза,
Да рук не разогнуть ни как:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогреешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасен?
Шестнадцать тысяч Ленинградцев
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег и ход мотора
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера
Вперед! Как ноют волдыри.
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарням до зори.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре
– Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О.Берггольц
Слайд №10
В музее Санкт-Петербурга есть дневник маленькой девочки Тани, где она описала как в это тяжелое время она выжила и как погибла вся её семья, от голода и холода
Тане в 1941голу исполнилось 11 лет. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой, но у нее хватило сил и мужества вести дневник. Ее дневник стал историей, страницей летописи блокадного Ленинграда. Таня сделала в дневнике девять коротких трагических записей.
Слайд №
Машинально Таня полистала
Свой немногословный дневничек,
Все семейство Савичевых встало
Перед нею
Вновь наперечет.
Иона,
Буквально по два слова,
Пишет, как на крайней полосе:
Савичевы
Умерли. И снова:
Умерли,
И добавляет
Все.
За окном –
Весеннее дыханье,
А она
Сиротски
Занесла
В свой дневник:
«Осталась одна Таня»,
Даже не поставила числа.
О.Берггольц
Слайд № 11-13

Это были самые страшные 900 дней и ночей. Но ленинградцы не сдались, они выстояли. А наши солдаты делали все чтобы освободить город. И вот, 27 января 1944 года блокада была прорвана. Ленинградцы праздновали победу! Теперь у них была связь с большой землёй.

Пусть всегда будет мир на земле. Пусть не рвутся снаряды и не гибнут люди.
Стихотворение Юрия Воронова
Слайд №18

За залпом залп. Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе – салют!
Сегодня ленинградцы плачут

И по сей день, мы вспоминаем об этом великом примере человеческого мужества и выносливости, солидарности и взаимопомощи.
История блокады Ленинграда для всего мира стала показательным примером силы и стойкости духа русского народа.
Слайд №19

Мы скажем слово «нет»- войне!
И повторим мы это слово
Пусть мирно будет на земле
Пусть будет мир всему основой.

Страшные события пережили люди во время блокады Ленинграда.
Что пережили люди во время блокады своего родного города?
Как называют жителей Ленинграда?
Сколько хлеба давали каждому жителю, чтобы не умереть от голода?
Как называлась дорога, по которой привозили провизию для осажденного города?
Что нового вы сегодня узнали о событиях того времени?
Какими словами можно охарактеризовать ленинградцев?
Можно ли эти слова отнести ко всем русским людям?
Хотели бы вы быть похожими на этих людей?
Какими качествами нужно обладать, чтобы стать достойными гражданами своей страны?

Молодцы ребята, я уверена, что вы хорошо запомнили, что помогло жителям осажденного города одержать победу над неприятелем. Мы никогда не забудем великий подвиг наших прадедов, которые своим примером показали всему миру несокрушимую силу нашего народа. Сегодня мы с Вами осознали глубину трагедии и величие подвига жителей осажденного Ленинграда и отвечая на вопросы проявили все свои способности. Так будьте же достойным поколением наших героев!
Почтим минутой молчания память жертв блокадного Ленинграда!

Использованная литература:
О.Берггольц. Стихи о Ленинграде.-Л.:Лениздат, 1992
История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 Т.2
Д.Павлов Ленинград в блокаде Лениздат, 1985 г Хронол. даты событий
Стихи Ю.Воронова
Стихи Е.Рывиной
Стихи С.Аликсиевич Последние свидетели ( 100 недетских рассказов)