Конспект урока по окружающему миру на тему Лед и снег (3 класс)


Конспект урока окружающего мира

Учебный предмет:
Окружающий мир

Класс:
3

Тема
Лед и снег. Пар.

Дата проведения:
13.10.14



Цель: Познакомить детей с некоторыми физическими свойствами снега и льда, пара.
Задачи:
Образовательные:
расширить знание детей об изменениях в неживой природе с приходом зимы.
сравнить свойства льда и снега, посредством проведения опытов.
определить свойства пара, основываясь на личном опыте, наблюдении.
Развивающие:
Развивать речь детей, слухо - зрительное восприятие, познавательный интерес к учебной деятельности на основе наблюдения, сравнения.
Развивать любознательность обучающихся.
Воспитательные:
Воспитывать внимательность, наблюдательность, бережное отношение к своему здоровью.
Воспитывать толерантное отношение к чужому мнению.

Формируемые УУД:
Познавательные:
Отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Регулятивные:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Учиться высказывать своё предположение.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Коммуникативные:
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Ход урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика

Организационный момент
Здравствуйте ребята, меня зовут Юлия Алексеевна. Подготовьте ваши рабочие места, уберите с парт лишнее.
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.


Актуализация знаний
Сегодня Зимушка- зима пришла к нам, чтобы рассказать о своих тайнах. Хотите ли вы узнать эти тайны? (На доске появляется картинка Зимушки)
Чтобы узнать, о чем нам поведает Зимушка – зима, мы должны разгадать кроссворд.
1. Время зимнее настало; там, где раньше рос укроп, возвышается
2.Два  железных  коня  у  меня,  по  реке  они  возят   меня.
3. Гуляет  в  поле,  да  не  конь,  летает на воле, да не птица. 
4. Пухом землю замело – За окном белым-бело. Эти белые пушинки Не годятся для перинки.
5. Всё лето стояли, зимы ожидали, дождались поры – помчались с горы.
6. Деревянных два коня Вниз с горы несут меня. Я в руках держу две палки, Но не бью коней, их жалко. А для ускоренья бега Палками касаюсь снега.
Что за нелепый человек Пробрался в двадцать первый век. Морковкой нос, в руке метла, Боится солнца и тепла.
8. Назовите-ка ребятки, Месяц в этой-вот загадке, Дни его всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи, На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый Год.

Так что же у нас получилось?
Молодцы, ребята. А кто знает, что такое снег и лед? (вода в твердом состоянии)
А скажите, значит, снег и лед – это одно и тоже? 

А это и есть тайны, которые нам сегодня откроет Зимушка. Мы вместе с Зимушкой узнаем о свойствах льда и снега. И поймем, чем отличаются и чем похожи снег и лед. А еще сегодня мы с вами побудем настоящими исследователями.

Для тех ребят, которые будут самыми внимательными на уроке, Зимушка зима приготовила снежинки, которые она будет выдавать самым активным ребятам. А в конце урока мы посмотрим, кто наберет больше всех снежинок.
1.Сугроб
2.Коньки
3.Ветер
4.Снег
5.Санки
6.Лыжи
7.Снеговик
8.Декабрь





Ключевые слова: лед и снег











Зимой.






Открытие новых знаний
По ходу исследования будем фиксировать результаты в тетрадь, откройте страницу 13. Учитель раздает по одному кусочку льда на парту. Ребята работают в парах.
Возьмите кусочек льда. Какой лед на ощупь?
Возьмите в руки карандаш и посмотрите на него через кусочек льда. Виден ли карандаш? Какое свойство льда выявил этот опыт?
Ребята, а если сравнить лед с другими веществами,
например с водой, молоком, чернилами по цвету? Представьте. Имеет ли лед цвет?
Ударяю по пластинке льда молотком. Что случилось, ребята? Как можно назвать это свойство льда?
Бросаю лед в стакан с водой. Что вы видите? Какое свойство льда вы установили?
А если, потереть в руках кусочек льда в теплых ладонях, что произойдет? Кто знает при какой температуре вода превращается в лед и снег?

Физминутка
Произношу утверждение. Если дети согласны – хлопают, если нет – топают.
Лед белый
Лед хрупкий
Лед бесцветный
Лед – это вода в газообразном состоянии
Лед – это вода в твердом состоянии
Лед прозрачный
Лед легче воды
Вы молодцы, но мы все еще не узнали главную тайну Зимушки зимы. Для этого нужно открыть учебник на странице 31. Рассматриваем таблицу со свойствами снега. По ходу заполняем таблицу. Теперь мы можем узнать главную тайну Зимушки зимы. Сравните свойства снега и свойства льда? Что общего? Чем отличаются? Какой мы можем сделать вывод?



Холодный
Прозрачный


Бесцветный


Легче воды



Тает























Закончите заполнение таблицы самостоятельно.
В каком еще состоянии может быть вода, кто знает?
Докажем это. Протереть классную доску мокрой тряпкой. Куда исчезает вода? Вода превратилась в пар, или испарилась». Превращение воды в пар называется испарением.
Прочитайте определение на странице 32 (последний абзац)
Следующий опыт. Ставлю чайник. Проношу сухое блюдце между рядами. Ребята, посмотрите, что появилось на блюдце?
Это означает, что пар превратился в воду, то есть вода из газообразного состояния перешла в жидкое.


Закрепление новых знаний
Какие кроме льда вы знаете бесцветные и прозрачные вещества?
Как можно доказать что вода легко превращается в пар, а пар в воду?
При какой температуре вода замерзает?
При какой температуре лед тает?


Подведение итогов. Рефлексия
О каких свойствах льда мы узнали сегодня на уроке? снега? пара?
Что было трудно на уроке? Что понравилось?
Молодцы! Все работали просто отлично! А сейчас подсчитайте сколько у кого снежинок (ученик, набравший большее количество снежинок выходит к доске и ему все аплодируют).



15