«Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Варламовская средняя общеобразовательная школа Городищенского района Волгоградской области»

Дата: 29.11.2013 г.
Учитель русского языка и литературы: Глухова Наталья Валерьевна
Предмет: русский язык
Класс: 7
Автор УМК: М.Т.Баранова,Т.А. Ладыженская
Тема урока: «Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»
Продолжительность урока 45 минут
Тип урока: комбинированный.
Комплексная цель: познакомить обучающихся с правописанием е-ё в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки с текстом, игра «Крестики-нолики».
Здоровьесберегающие элементы:
санитарно-гигиенические требования к кабинету соответствуют СанПиНу,
работа в парах, способствующая созданию комфортных условий для работы,
демонстрация презентации для зрительного восприятия и повышения положительных эмоций.
Использование педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
игровая технология,
проблемное обучение,
мультимедийные технологии,
Использование личностных технологий на основе личностной ориентации педагогического процесса:
педагогика сотрудничества, развивающее обучение.










Ход урока

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

I. Организационный момент

Цели учителя: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
Цели обучающихся: настроиться на продуктивную работу.
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
Создает эмоциональный настрой на урок.


Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

II. Повторение предыдущего материала

Цели учителя: контролировать правильность ответов обучающихся
Цели обучающихся: уметь применять теоретические знания ранее изученного материала (выбор гласной после шипящей в корне, суффиксе, окончании).
Методы: словесные
Формы обучения: индивидуальные



Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизируют понятия.
Графически объяснить выбор гласной после шипящей в корне, суффиксе, окончании.
тихий ш..пот, ровный ш..в, солнечным луч..м, темной туч..й, выпал снеж..к, плюш..вый медведь, освещ..нный светом, выкраш..нная скамейка
Выполнение работы, запись ответов.
Самопроверка работы





III. Подготовка обучающихся к активному и осознанному усвоению нового материала

Цели учителя: : формирование совместно с обучающимися цели и задачи изучения нового материала; показ практической значимости новой темы, мотивация обучающихся к ее усвоению
Цели обучающихся: уметь воспроизводить алгоритм и пользоваться им в стандартных и изменившихся условиях.
Задачи: формирование навыков самостоятельной работы (с учебником)
Методы: частично-поисковые, репродуктивные
Формы обучения: индивидуальные, групповые


Тема урока
Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
-Цель нашего урока заключается в том, чтобы познакомиться с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
-Так как же нам быть со словами. Давайте вспомним, какие условия мы соблюдали, чтобы правильно записать гласные после шипящих в существительных, прилагательных и глаголах.
-Давайте применим данные требования и к нашим словам. Что вы заметили после постановки ударения и выделения морфем?
Освещ?нный         
         Выкраш?нная


- Кто же попробует сформулировать правило написания гласных после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
(Дети формулируют.)
-Проверьте себя. Открываем учебники на стр. 70 (автор Баранов, Ладыженская).
-Применяем данное правило к словам и получаем
(На экране появляется правильная запись, дети сравнивают свои выводы с этой записью).

Отвечают на вопросы учителя.
Работают с новыми словами.
Самостоятельно формулируют тему урока.

Формулируют цель урока с учителем.
Ученики коллективно отвечают на поставленные перед ними задачи.









Работают с учебником.





Цели учителя: способствовать переходу к другому виду деятельности.
Цели обучающихся: переключение на другой вид деятельности, снятие ф
·изической усталости.

IV.Физминутка

Выполнение разминки.

V.Первичный контроль знаний.
(Работа с текстом)

Цели учителя: проверить готовность обучающихся к применению знаний
Цели обучающихся: уметь обобщать результат, выступать перед товарищами
Задачи: приведение теоретических знаний в систему
Формы: индивидуальная

На экране слайд с темой урока. На партах у каждого лежат листочки с тексом. Сначала дети читают про себя, а затем кто-то из детей вслух.
Мы вошли в лес, освещенный лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы покрылись золотой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим желтые листья, тихо падающие на землю. И на дорожках листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадается дача, окруженная деревянным выкрашенным забором.
- Определите, к какому типу относится данный текст.
(Если сразу не отвечают, что это описание, то прибегнуть к подсказке).
-А какие части речи помогают сделать текст более выразительным?

-Найдите и выпишите из текста слова, которые соответствуют теме урока, объясняя орфограмму.
(На экране появляется слайд с правильно выполненным заданием)
освещённый расчищенная поражённые окружённая выкрашенным
-Проверьте правильность выполнения вами задания. Оцените работу своего товарища.










Ученики коллективно отвечают на поставленные перед ними вопросы.

Находят слова в тексте, записывают их в тетрадь. (Взаимопроверка).
Оценивают работу своего товарища.

IV. Работа с учебником.

Цель учителя: проверить готовы ли ученики к применению знаний на практике.
Цель обучающихся: показать полученные знания при выполнении самостоятельных заданий.
Упражнение 140. Списать и вставить буквы, объясняя, сверяя с записью на экране. Объяснить написание пропущенных букв.
Ученики выполняют упражнение

V. Игра

Цель учителя: проверить готовы ли ученики к применению знаний на практике.
Цель обучающихся: показать полученные знания при выполнении самостоятельных заданий.
Задачи: приведение теоретических знаний в систему
Формы: индивидуальные


-Мы с вами славно поработали, а теперь давайте поиграем. Ведь всем известно, что лучше всего закрепить полученные знания, играя. Всем известна игра "Крестики – нолики”. Возьмите игровые поля, там написаны слова с пропущенными буквами. Вставив пропущенные буквы, вы должны найти, по диагонали, по вертикали или по горизонтали все вставленные буквы одинаковые и зачеркнуть их.
Поиграем! «Крестики – нолики»
трубачом
пищей
шов

стрижёт
врачом
освещена

посаженный
освещённый
девчонка


(Дети получают разные варианты игровых
полей)
Пищ..вой
Кирпич..м
Экипаж..м

Вооруж..нный
Напереч..т
Приближ..нный

Свинц..вый
Ш..рох
Береж..т

 
Ж..лтый
Чертеж..м
Реч..нка

Обиж..нный
Ещ..
Окруж..нный

Холщ..вый
Плюш..вый
Ш..пот



Заполняют игровые поля


































VI.Домашнее задание

Цели учителя: инструктаж по выполнению домашнего задания
Цели обучающихся: восприятие инструктажа по выполнению домашнего задания.
Параграф 25, упражнение 142
Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник.

VII. Подведение итогов

Цели учителя: провести рефлексию учеников.
Цели обучающихся: дать оценку результатов собственной деятельности, своего продвижения, отношения.
- Достигли ли мы цели, которые были поставлены нами в начале урока?
- Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?
- Выберете любое начало фразы и продолжите ее (рефлексия)
Сегодня я узнал
Было трудно
Я понял, что
Теперь я могу
Я научился
У меня получилось
Я смог
Обучающиеся отвечают на вопросы, продолжают фразы.



15