«Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные в суффиксах причастий»


Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе.
Тема: «Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные в суффиксах причастий»
Тип урока: Изучение нового материала
Учитель: Салькова Лада Юрьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ№8
г.о.Октябрьск Самарской области.
Дата проведения:
Технологическая карта изучения темы
Тема Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные в суффиксах причастий.
Цели
Образовательные:
Формировать навык написания гласных в суффиксах причастий.
Совершенствовать умение объяснять выбор того или иного суффикса.
Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (понимать содержание, отвечать на вопросы по тексту).
Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: способность к самооценке па основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками и учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы.
Планируемый результат Предметные:
Знать суффиксы страдательных причастий прошедшего времени; понимать и различать - А-НН - и – ЕНН - .Уметь соотносить глаголы на -ать(-ять) с причастиями на –а-нн-(-я-нн-) и глаголы на -еть-(-ить…) с причастиями на -енн-. Уметь различать паронимы.
Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию).
Уметь правильно в соответствии с правилом писать слова с изученной орфограммой.
Работа по развитию речи: уметь употреблять причастия при описании внешности человека.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. (Познавательные УУД).
Основные понятия Суффикс, орфограмма, категория времени, простое предложение, осложненное простое предложение.
Межпредметные связи Литература
Ресурсы:
- основные
- дополнительные С.И. Львова, В.В. Львов / Русский язык. Учебник. 6 класс.
Богданова Г.А./ Рабочая тетрадь; Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс\сост. Н.В.Егорова
Теоретические тетради
Презентация к уроку,
Электронная доска
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах

Технология проведения Деятельность
учеников Деятельность
учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
I. Мотивация к учебной деятельности (7 мин )
Цели
: Актуализация имеющихся знаний:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
-мотивация к дальнейшей деятельности;
- уточнить тип урока;
- уточнить тематические рамки. Определяют тип урока.
Повторяют пройденный материал.
Выясняют правильность выполнения домашнего задания.
Закрепляют изученные правила Объясняет цель предстоящей работ
Организует уточнение типа урока.
Заслушивает ответы обучающихсяУточняет тематические рамки.
Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь - слушай»
- Следовательно, тип урока – изучение нового
Работаем мы с изученным материалом.
Проверка домашнего задания. Упражнение проверяется по цепочке
Работа с КИМами. - Синтаксическая пятиминутка.
Составить предложения по данным схемам (схемы на доске) Проверка знаний на правописание суффиксов причастий настоящего времени (выполненное задание проецируется на экран)
Проверка знания на Ни НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Проверка знаний на определение причастного оборота. Знать правило о правописании глаголов прошедшего времени. Определять суффикс –л как показатель прошедшего времени.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).
Умение производить самопроверку, умение при сравнении своей работы с работой другого видеть ошибки. Ошибки отмечаются и анализируются. (Личностные УУД)
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)
Цели:
- организовать формулирование темы урока учащимися;
- организовать постановку цели урока учащимися
- повторить категорию переходности-непереходности глаголов, написание гласной перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени, в действительных причастиях прошедшего времени. С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.
Организует формулирование темы урока учащимися.
Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися. Подбор и запись в четыре столбика слов со значимыми частями:
-и-ть /--и-л-/ -и-вш-ий / -енн-ый
-е-ть-/-е-л/ -е-вш-ий/ --енн-ый-а-ть-/-а-л-/ -а-вш-ий/ -а-нн-ый- Какова же тема сегодняшнего урока? (- Какую цель ставим? (Научиться правильно определять суффикс причастия прошедшего времени) Знать правило о правописании глаголов прошедшего времени. Определять суффикс –л как показатель прошедшего времени.
.
Увидеть незнакомое в изучаемой теме Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
III. Изучение нового
(10мин)
Цели:
Знакомство со способами образования страдательных причастий прошедшего времени и написанием их суффиксов; формирование умения образовывать страдательные причастия прошедшего времени, навыка написания гласной в суффиксах глаголов прошедшего времени и причастий прошедшего времени.
.Записывают в два столбика слова (глаголы и страдательные причастия прошедшего времени)
Делается вывод о необходимости знания, с помощью каких суффиксов образуются страдательные причастия прошедшего времени, от чего зависит выбор суффикса.
. Постановка новой познавательной задачи
Организует работу по формированию умений находить суффикс глагола перед -ть , определять его перед суффиксом причастий прошедшего времени.
1.Продолжение записи в таблице:
Услышать – услышанный, услышана
Засеять – засеянный, засеяна
Увидеть – увиденныйПостроить – построенный, построена…
2. Выполняется упражнение под руководством учителя. Внимание обращается на графическое объяснение орфограммы.
- Делать аргументированный выбор суффикса причастия в зависимости от неопределенной формы глагола.
Соотносить правило правописания глагола с правилом правописания страдательных причастий. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД).
IV. Закрепление нового (12 мин)
Цель:
- организовать работу над совершенствованием навыков определения суффиксов страдательных причастий ;- организовать работу над текстом. Прогнозируют содержание текста по заглавию и иллюстрации.
Читают текст про себя. Вслух читает текст 1 человек.
Отвечают на вопросы по содержанию.
Организует работу над текстом.
Словарная диктовка (выполняется на доске и в тетрадях):
Выкачанная нефть, выкаченная из подвала бочка, выслушанные замечания, высушенные грибы, замешанный в преступлении, замешанный в преступлении, замешенное тесто…
Физкультминутка Уметь читать слова и предложения с изученными буквами. Уметь работать над текстом (прогнозировать содержание текста по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию).
Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
V. Контролирующее задание (10 мин)
Цель:
- проверить умение ориентироваться в тексте, умение работать с информацией;
- организовать выполнение самопроверки, самооценки,
работы над ошибками. 1Самостоятельная работают над упражнением, проверяют друг у друга, отмечают орфограммы, исправляют ошибки.
2. Пишут диктант «Проверь себя
Выполняют самопроверку по образцу.
Под руководством учителя находят в тексте правильные ответы на вопросы. Организует проверку умения ориентироваться в тексте, работать с информацией.
Организует самопроверку.
Организует самооценку (методика Цукерман)
Организует работу над ошибками. Упр. №
Объяснительный диктант.
За окном, освещенным рассеянным лунным светом, тускло серебрилось пшеничное поле. (Е.Носов) В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишнёвые сады.(М.Шолохов) Опять пошла тайга, захламлённая, заваленная буреломом, выстланная зеленым ковром низкорослых папоротников. (Г.Федосеев)
Самопроверка (на электронной доске текст диктанта)
Самооценка
Работа над ошибками. Уметь читать слова и предложения с изученными буквами, работать с информацией. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
е. Организует фиксирование содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности. - Какую цель ставили? Достигли цели?
- Какая тема урока была?
Расскажите по схеме (Я – знаю, запомнил, смог), чему научились на уроке.
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Самоанализ урока
«Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные в суффиксах причастий»
Урок по теме «Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные в суффиксах причастий»продолжает раздел «Причастие». На занятии по данной теме у учащихся формировались умения: отличать причастие от прилагательных и глаголов, находить определяемое слово и причастные обороты, расставлять знаки препинания в простом предложении, осложненном причастным оборотом, строить схемы предложений, аргументировать свою точку зрения. Данные умения и навыки стали базовыми при изучении данной темы.
На уроке реализовывались познавательная цель: познакомить со строением страдательных причастий; развивающие цели: развивать логическое мышление и языковое чутье, развивать критическое мышление через чтение информационных источников; воспитательные цели: развивать дух толерантности, воспитывать умение слушать и слышать чужое мнение.
Урок по данной теме проводился в классе с хорошими способностями. Отличительной особенностью большинства коллектива является инициативность, стремление к самостоятельной работе, умение работать с учебной литературой, поэтому при выборе стратегии и приемов урока учитель ориентировался на учебные возможности класса. Данный урок проводился в технологии критического мышления и соответствует структуре урока в данной технологии (вызов- осмысление- рефлексия).
На этапе вызова учителем ставилась следующая задача: актуализация имеющихся знаний, пробуждение личного интереса к получению новой информации, активизация деятельности учащихся. Для этого использовалась работа с тестовыми заданиями, позволяющая понять значимость изучаемого материала. Для решения данной задачи использовалась следующая стратегия: «ЗНАЮ - ХОЧУ УЗНАТЬ - УЗНАЛ», позволяющая ученикам вспомнить и систематизировать уже полученные знания по данной теме, высказывать свою точку зрения свободно, не боясь ошибиться, активно участвовать в учебном процессе. Роль учителя на данном этапе состояла в том, чтобы стимулировать деятельность учеников, давать возможность фиксировать услышанную информацию. На этапе осмысления ставились задачи получить новую информацию, сформировать собственную позицию по заданной теме, сформировать уверенность в ценности своих идей, с уважением выслушивать различные мнения. Для успешной реализации поставленных задач использовались стратегия «ЗНАЮ - ХОЧУ УЗНАТЬ -УЗНАЛ», прием прогнозирования, позволяющие устанавливать причинно-следственные связи между блоками информации, работать с научным текстом, систематизировать полученный материал в виде опорных записей, активизировать внимание.
На этапе рефлексии учащиеся закрепляли полученные знания. Задача данного этапа - целостно обобщить материал, заслушивались монологические ответы учащихся по теме, развивающие коммуникативные навыки учащихся, диктант «Проверь себя».
Цели и задачи урока достигнуты. Стратегия, использованная на уроке, ориентирована на развитие навыков вдумчивой самостоятельной работы с учебной литературой, познавательного интереса у учащихся, на умение самостоятельно ставить цели и поэтапно их достигать.