Календарно — тематическое планирование 5 класс ИЗО по Неменскому

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРВАНИЕ
Тема года: «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека».
Тема раздела: Древние корни народного искусства.
Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца. Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы. Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.

№ урока
Тема урока
Формы организации образова-тельного процесса
Практичес-кое задание.

Материал.
Д/З
Характеристика деятельности учащихся
Планируемые результаты
Работа с ОВЗ
Дата проведе-ния





Основные виды учебной деятельности







Предметные
результаты
Универсальные учебные действия
Личностные
результаты

план
факт


Тема 1: Древние корни народного искусства. 13 часов

1.
Орнамент. Виды орнамента.

Урок изучения новых знаний + практикум
Декоратив-ное рисова-ние
орнамента (на выбор).

Материалы: гуашь, кисть

Д/З Подобрать зрительный ряд предметов декоративно- прикладного искусства.
Анализировать и пони-мать особенности разно-образия орнаментов. 
Создавать самостоятель-ные варианты орнамен-тального построения с опо-рой на полученные знания. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором основные типы орнаментов. Использовать яркие соче-тания цветов. 
Осваивать навыки деко-ративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятель-ность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.
Знать: символический характер народного декоративного искусства.
Уметь: «прочитать» орнамент
Регулятивные:
Ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда
Познавательные:
Сравнивать, сопоставлять декоративные решения традиционных образов
Коммуникативные:
Умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение
Формирова-ние целост-ного миро-воззрения, учитывающего культурное, языко-вое, духов-ное многооб-разие совре-менного мира
Соста-вить из простых фигур орнамент
5.
09- 10.
09


2.
Древние образы в народном искусстве

Урок изучения новых знаний + практикум
ПРОЕКТ - Задание:
Изобразить чудо - птицу, древо жизни, коня или берегиню;

Материалы: гуашь, кисть

Д/З Подобрать
иллюстратив-ный материал по теме «Предметы народного быта».
Уметь объяснять глубин-ные смыслы знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализиро-вать декоративные реше-ния традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирова-ние трактовок. Создавать выразительные декоратив-но-обобщенные изображе-ния на основе традицион-ных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Знать: истоки и спе-циифику образного языка декоративно-прикладного искусст-ва; особенности уни-кального крестьянс-кого искусства; се-мантическое значение традиционных обра-зов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки)
Уметь: различать по материалу, технике исполнения.Выявлять в произведениях де-коративно-приклад-ного искусства изоб-разительных элемен-тов; единство мате-риала, формы и декора
Научиться: созда-вать выразительные декоративно – обоб-щенные изображения на основе традицион-ных образов.
Регулятивные:
соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.
Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач


Уважитель-ное отноше-ние к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества.
Рисова-ние одного из древних образов на выбор
12.
09- 17.
09


3.
Конструк-ция декор предметов народного быта и труда
(посуда)

Урок изучения новых знаний + практикум

Выполнить формы предметов крестьянс-кого быта и украшение их солярными знаками
1 урок – посуда
2 урок – прялка

Материалы:
цветная бумага, клей, ножницы, кисть, гуашь, ручки.

Д/З Подобрать зрительный материал деревянной резьбы на ставнях
Сравнивать, находить 
общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского бытаи труда. Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.
Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам.
Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее.
Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.
Знать: истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
особенности уникального крестьянского искусства;
семантическое значение традиционных образов;
Уметь: выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора
Научиться:
Выполнять рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву.
Регулятивные: ста-вить цель предстоя-щей работы, обдумы-вать замысел, выпол-нять работу, оцени-вать результат своего труда
Познавательные:
Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных пред-метов крестьянского быта и труда. Рассуж-дать о связи произве-дений крестьянского искусства с природой.
Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жиз-ненных смыслов. 
Коммуникативные: умение самостоятельно планировать пути дос-тижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учеб-ных и познавательных задач;
Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.
Рисова-ние посуды и украше-ние её линиями.
19.
09- 24.
09


4.
Конструк-ция декор предметов народного быта и труда
(прялка)

Урок изучения новых знаний + практикум





Конструи-рование прялки с изображе-нием солярных знаков
26.
09- 1.
10


5.
Декор русской избы.

Урок изучения новых знаний + практикум
Создание ставень и наличников избы.

Материалы: акварель, кисть, бумага.

Д/З Подобрать зрительный материал деревянной резьбы на избах
Понимать и объяснять 
целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трех-частной структуре и декоре.
Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в де-коративном убранстве избы.
Определять и характеризо-вать отдельные детали де-коративного убранства из-бы через конструктивную, декоративную и изобрази-тельную деятельность.
Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных регионов России.
Создавать эскизы декора-тивного убранства избы.
Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.
Знать: истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусст-ва; особенности уни-кального крестьянс-кого искусства; семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки)
Уметь: выявлять в произведениях деко-ративно-прикладного искусства (народного, классического, совре-менного) связь кон-структивных, декора-тивных, изобрази-тельных элементов; единство материала, формы и декора
Научиться: Создавать эскиз декоративного убранства окна и избы; украшение деталей дома солярными знаками.
Регулятивные:
применять установленные правила в решении задачи.
Познавательные:
Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы;
использовать общие приемы решения задачи.
Коммуникативные:
проявлять активность для решения познавательных задач.








Умение осоз-навать на-родное (кре-стьянское) прикладное искусство как единый образ цель-ного и стройного мира, несу-щий упоря-доченность космоса, постигать народные представления о красоте, мироздании, которые «были и мирочувст-вованием и самой жизнью»
Рисова-ние налични-ков и ставень
3.
10- 8.
10


6.
Декор русской избы.

Урок изучения новых знаний + практикум
Создание и украшение фасада рус-ской избы: деталей дома солярными знаками.

Материалы:
цветная бумага, клей, ножницы.

Д/З Подбор изображения орнаментов русской и мордовской народной вышивки




Конструи-рование из бумаги украшений русской избы
10.
10- 15.
10


7.
Образы и мотивы в орнамен-тах русской народной вышивки.

Урок изучения новых знаний + практикум
Создание эскиза вышитого полотенца
по мотивам народных вышивок; украшение полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.

Материалы:
гуашь, тонкая кисть, фломастеры, бумага, ножницы.

Д/З Подобрать изображения головных народных уборов
Анализировать, пониматьособенности образного языка народной (крестьянс-кой) вышивки, разнообра-зие трактовок традицион-ных образов. Создавать 
самостоятельные варианты орнаментального построе-ния вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (мать-земля, древо жизни, птица света и т. д.), дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традицион-ные для вышивки сочетания цветов.Осваивать навыки декоративного обобщения.
Оценивать собственную художественную деятель-ность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.
Знать: символику формы и цвета в орнаменте народной вышивки.
Уметь работать в смешанной технике (бумага, мелки, акварель).
Научиться:
Выполнять рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву;
придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаги.
Регулятивные: при-менять установлен-ные правила в решении задачи.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.
Коммуникативные:
проявлять активность для решения познавательных задач

Уважитель-ное отношение к националь-ному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы
Украше-ние края полотен-ца мотивами русской вышивки.

17.
10- 22.
10


8.
Образы и мотивы в орнамен-тах мор-довской народной вышивки.

Урок изучения новых знаний + практикум





Украше-ние края полотен-ца мотивами мордовс-кой вышивки.
24.
10- 29.
10


9.
Народный головной убор.

Урок изучения новых знаний + практикум
Создание эскизов народного головного убора

Материалы:
бумага, нож-ницы, клей, ткань, кисти, гуашь.

Д/З Подобрать изображения людей в русских и мордовских народных костюмах
Понимать и анализиро-вать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского головного убора и костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.
Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды.
Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа.
Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере северно-русского или южнорусского костюмов, выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия.
Знать: разнообразие форм и украшений народного костюма, символику цвета в народной одежде.
Уметь: создавать эскизы народного праздничного костюма.
Научиться:
Выполнять рисунок детали одежды и украсить узорами народных вышивок;
придумывать свой орнамент; образно, свободно украсить элементы одежды
Регулятивные:
ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.
Коммуникативные:
умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение

Уважитель-ное отношение к националь-ному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении
работы
Рисова-ние контура головного убора и украше-ние его
7.
11- 12.
11


10.
Русский народный празднич-ный костюм.

Уроки изучения новых знаний + практикум
Создание эскизов на-родного празднично-го костюма украшение форм одежды нарядным орнаментом.

Материалы:
бумага, нож-ницы, клей, ткань, кисти гуашь.

Д/З Найти иллюстрации интерьера крестьянской избы




Украше-ние шаблона элемента одежды русского костюма
14.
11- 19.
11


11.
Мордов-ский народный празднич-ный костюм.







Украше-ние шаблона элемента одежды мордовс-кого костюма
21.
11- 26.
11


12.
Внутрен-ний мир избы.

Урок изучения новых знаний + практикум
Изображе-ние внут-реннего убранства избы с включением деталей крестьянско-го быта.

Материалы:
Карандаши, гуашь, кисти, бумага.

Д/З Подобрать материал по теме «Народные праздники»
Сравнивать и называть 
конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.
Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.
Сравнивать, сопоставлять
 интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия.
Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.
Знать: истоки и спе-цифику образного языка декоративно-прикладного искусст-ва; особенности уни-кального крестьянс-кого искусства. Уметь: выявлять в произведениях деко-ративно-прикладного искусства связь кон-структивных, декора-тивных, изобрази-тельных элементов; единство материала, формы и декора
Научиться:создавать эскиз декоративного внутреннего убранст-ва избы солярными знаками, раститель-ными и зооморфными мотивами; создавать цветовую компози-цию внутреннего пространства избы.
Регулятивные:
применять установ-ленные правила в решении задачи; срав-нивать, сопоставлять интерьеры крестьянс-ких жилищ у разных народов; находить в них черты националь-ного разнообразия.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходи-мой информации; определять общую цель и пути ее дос-тижения; осознавать и объяснять мудрость устройства традици-онной жилой среды.
Коммуникативные:
проявлять активность для решения познавательных задач
Уважитель-ное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.
Рисунок внутрен-него простран-ства избы.
28.
11- 3.
12


13.
Народные празднич-ные обряды.

Урок обобщения и система-тизации знаний
Выполне-ние коллек-тивного
панно
«Народные
празднич-ные
гулянья» 

Материалы:
Карандаши, гуашь, кисти, ватман.

Д/З Найти иллюстрации с русскими народными игрушками
Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества.
Участвовать в художест-венной жизни класса, школы. Создать атмосферу живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в народных действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных масс-теров. Находить общие черты в разных произве-дениях народного (кресть-янского) прикладного искусства. Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобрази-тельной деятельности. Понимать и объяснять 
ценность уникального крестьянского искусства как живую традицию.
Знать роль и значение декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа.
Уметь работать в коллективе и с различными материалами.
Регулятивные:
применять установленные правила в решении задачи.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.
Коммуникативные:
проявлять активность для решения познавательных задач.
Готовность беречь и продолжать традиции народного творчества, привносить его в современное повседневное декоративное искусство.
Колек-тивная компози-ция «Ярмар-ка»
5.
12- 10.
12



Тема раздела: Связь времен в народном искусстве. 8часов
Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки. Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов. Единство материалов, формы и декора, конструктивных деке произведениях народных художественных промыслов.

№ урока
Тема урока

Практичес-кое задание.
Материал.
Д/З
Характеристика деятельности учащихся
Планируемые результаты
Работа с ОВЗ
Дата проведе-ния





Основные виды учебной деятельности







Предметные
результаты
Универсальные учебные действия
Личностные
результаты

план
факт

14.
Древние образы в современ-ных народных игрушках.

Урок изучения новых знаний + практикум
Создание из глины (пластили-на) своего образа иг-рушки.

Материалы:
глина или пластилин.

Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки.
Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.
Распознавать и называть игрушки ведущих художественных народных промыслов.
Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.
Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции.
Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

Знать: несколько народных художест-венных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приема-ми традиционного письма при выполне-нии практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, Борисовс-кая керамика).
Уметь: различать по материалу, технике исполнения современ-ное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ков-ка, литье, гобелен, ба-тик и т.д.); выявлять в произведениях деко-ративно-прикладного искусства (народного, классического, сов-ременного) связь кон-структивных, декора-тивных, изобрази-тельных элементов; единство материала, формы и декора
Научиться: созда-вать задуманный образ (лепка);
придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью.
Регулятивные:
ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.
Коммуникативные:
проявлять активность для решения познавательных задач


Уважитель-ное отноше-ние к нацио-нальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы
Вылепить из пластилина образ игрушки
12.
12- 17.
12


15.
Единство формы и декора в игрушках.

Урок изучения новых знаний + практикум
Роспись игрушки
декоративны-ми элемента-ми в соответ-ствии с традицией одного из промыслов.

Материалы: гуашь, кисть

Д/З Подгото-вить сообще-ния о народ-ном промыс-ле: Гжель. Подобрать иллюстрации с гжельской посудой.




Роспись игрушки.
19.
12- 24.
12


16.
Искусство Гжели. Истоки и современ-ное развитие промысла.

Урок изучения новых знаний + практикум
Изображе-ние формы посуды и украшение мотивами гжельской росписи.

Материалы:
гуашь, кисти, бумага.

Д/З Подгото-вить сообще-ния о народ-ном промыс-ле: Городец. Подобрать иллюстрации с изделиями городецких мастеров.
Эмоционально восприни-мать, выражать свое отно-шение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели. Осознавать нерас-торжимую связь конструк-тивных, декоративных и изобразительных элемен-тов, единство формы и декора в изделиях гжельс-ких мастеров.
Осваивать приемы гжельского кистевого мазка «мазка с тенями».
Создавать композицию росписи в процессе практи-ческой творческой работы.
Знать: особенности росписи, цветового строя, главный элемент орнамента. Уметь: передавать единство формы и декора. Выполнять приемы письма в манере мастеров Гжели
Научиться: выпол-нять несложную гжельскую компози-цию.
Регулятивные:
адекватно воспринимать предложения учителей,
товарищей по исправлению допущенных ошибок.
Познавательные:
ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные:
задавать вопросы; обращаться за помощью
к одноклассникам, учителю
Уважитель-ное отноше-ние к нацио-нальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполне-нии работы.
Уважитель-ное отноше-ние к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.
Выпол-нить неслож-ную гжельс-кую компози-цию.
9.
01- 14.
01


17.
Искусство Городца. Истоки и современ-ное развитие промысла.

Урок изучения новых знаний + практикум
Выполне-ние фраг-мента по мотивам городецкой росписи.

Материалы: гуашь, кисти, тонированная бумага под дерево.

Д/З Подгото-вить сообще-ния о народ-ном промыс-ле: Жостово. Подобрать иллюстрации изделия жостовских мастеров.
Эмоционально  восприни-мать, выражать свое отно-шение, эстетически оцени-вать произведения городец-кого промысла. Выявлять 
общность в городецкой и гжельской росписях, 
определять характерные особенности произведений городецкого промысла.
Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать
декоративными навыками.
Создавать композицию росписи в традиции Городца.

Знать: основные приемы городецкой росписи.
Уметь: передавать единство формы и декора. Выполнять приемы письма в манере мастеров Городца.
Научиться: выпол-нять несложную городецкую компози-цию.


Выпол-нить неслож-ную городец-кую компози-цию.
16.
01- 21.
01


18.
Искусство Жостова. Истоки и современ-ное развитие промысла.

Урок изучения новых знаний + практикум
Выполне-ние фраг-мента по мотивам жостовской росписи, разными формами цветов;

Материалы:
гуашь, кисти, цветной картон.

Д/З Подобрать иллюстратив-ный материал по теме
«Хохлома».
Эмоционально восприни-мать, выражать свое отно-шение, эстетически оцени-вать произведения жостовс-кого промысла.
Соотносить многоцветье цветочной росписи на под-носах с красотой цветущих лугов.
Осознавать единство фор-мы и декора в изделиях мастеров. Осваивать прие-мы жостовского кистевого мазка – «мазка с тенями».
Создавать фрагмент жос-товской росписи в живопис-ной импровизационной ма-нере в процессе выполне-ния творческой работы.
Знать: основные приемы жостовской росписи.
Уметь: выполнять орнаментальную композицию определенного типа
Научиться:
выполнять несложную жостовскую композицию в цвете.


Создать фрагмент жостов-ской росписи в процессе практической творчес-кой работы.
23.
01- 28.
01


19.
Искусство Хохломы. Истоки и современ-ное развитие промысла.

Урок изучения новых знаний + практикум
Изображе-ние формы предмета и украшение травным орнаментом

Материалы: карандаш, гуашь, кис-
ти, бумага.

Д/З Подобрать иллюстратив-ный материал по теме
«Матрёшка».
Эмоционально восприни-мать, выражать свое отно-шение, эстетически оцени-вать произведения Хохломы.
Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «Кудрина»),
 различать их.
Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора. 
Знать: основные приемы хохломской росписи.
Уметь: выполнять орнаментальную композицию определенного типа
Научиться: выполнять несложную хохломскую композицию в цвете.


Выпол-нить простую
Хохломс-кую компози-цию в цвете.
30.
01- 4.
02


20.
«Народ-ные про-мыслы, их истоки и современ-ное развитие. Матрёшка

Урок изучения новых знаний + практикум
Украсить шаблон матрёшки по выбору (семёновская, полхов –майдановская,
сергиево-посадская).

Материал: карандаш, гуашь, кисти, шаблон.

Д/З Подгото-вить сообще-ния о других народных промыслах: Палех
Размышлять, рассуждать об истоках возникновения народной матрешки.Срав-нивать, оценивать форму, декор матрешек, принадле-жащих различным худо-жественным промыслам.
Распознавать и называть матрешки ведущих народных промыслов.
Осуществлять собствен-ный художественный замы-сел, связанный с созданием выразительной декоратив-ной росписью в традиции одного из промыслов.
Осваивать характерные основные элементы народ-ного орнамента и особен-ности цветового строя.
Знать: несколько на-родных художествен-ных промыслов Рос-сии, различать их по характеру росписи, пользоваться прие-мами традиционного письма при выпол-нении практических заданий.
Уметь: выполнять орнаментальную композицию определенного типа
Научиться: разли-чать художественные промыслы создания матрёшек.


Украсить шаблон матрёш-ки по выбору
6.
02- 11.
02


21.
Роль народных художест-венных промыс-лов в сов-ременной жизни (обобщение темы)

Урок-игра обобщения и система-тизации знаний
Участие в выступле-ниях поис-ковых групп, в занимательной викторине, в систематизации зрительного материала по определенному признаку.

Д/З Просмотреть украшения, которые хранятся в доме.

Объяснять важность сох-ранения традиционных художественных промыс-лов в современных услови-ях. Выявлять общее и осо-бенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Раз-личать и называть про-изведения ведущих центров народных художественных промыслов. Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и сис-тематизацией художествен-но-познавательного мате-риала. Участвовать в пре-зентации выставочных работ. Анализировать свои творческие работы и рабо-ты своих товарищей, соз-данные по теме «Связь времен в народном искусстве».
Знать: несколько традиционных промыслов России (Жостово, Городец, Гжель, Хохлома, Полхов-Майдан). Уметь: анализировать произведения народных мастеров
Регулятивные:
вносить необходимые дополнения и изменения
в действия.
Познавательные:
подвести под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию.
Уважитель-ное отноше-ние к народ-ной культу-ре, готов-ность беречь и продол-жать тради-ции народ-ного твор-чества. Эстетические потребности.
Участие в занима-тельной виктори-не
13.
02- 18.
02



Тема раздела: «Декор – человек, общество, время» (9 часов)
Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство. Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой. Коллективная работа в конкретном материале от замысла до воплощения.

№ урока
Тема урока

Практичес-кое задание.
Материал.
Д/З
Характеристика деятельности учащихся
Планируемые результаты
Работа с ОВЗ
Дата проведе-ния





Основные виды учебной деятельности







Предметные
результаты
Универсальные учебные действия
Личностные
результаты

план
факт

22.
Зачем людям украше-ния?

Урок изучения новых знаний + практикум
Выполне-ние эскиза ювелирного украшения в стиле древ-неегипетского искусства.

Материал: цв. мелки теп-лых оттенков, кисти, гуашь.

Д/З Подобрать иллюстрации украшений Др. Египта
Характеризовать смысл декора не только как укра-шения, но прежде всего как социального знака, опреде-ляющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Выявлять и объяснять, в чем заключается связь со-держания с формой его воп-лощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь. 
Знать: истоки и спе-цифику образного языка декоративно-прикладного искусст-ва; особенности уни-кального искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космичес-кого в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов традици-онных образов, моти-вов, сюжетов); семан-тическое значение традиционных образов,
Уметь: различать по стилистическим осо-бенностям декоратив-ное искусство разных времен (Древнего Египта, Древней Гре-ции, Китая, средневе-ковой Европы, Запад-ной Европы 17 в.);
выявлять в произве-дениях декоративно-прикладного искус-ства связь конструк-тивных, декоратив-ных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
Научиться: Выпол-нять эскиз украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украше-ния - пекторали, браслета и др.)
Регулятивные:
использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.
Коммуникативные:
задавать вопросы; обращаться за помощью
к одноклассникам, учителю
Уважитель-ное отноше-ние к культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.
Выполнение эскиза ювелир-ного украше-ния
20.
02- 25.
02


23.
«Декора-тивно-приклад-ное искусство Древнего Египта».

Урок изучения новых знаний + практикум

Выполне-ние эскиза вазы; выра-зительной формы, украшение ее узором.

Материал: пластина фольги, шариковая ручка.

Д/З Подобрать зрительный ряд с изображением украшений народов разных стран. Книжные иллюстрации
Эмоционально восприни-мать, различать по харак-терным признакам произве-дения декоративно прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку. Выявлять в произведениях декоративно прикладно-го искусства связь конст-руктивных, декоративных и изобразительных элемен-тов, а также единство мате-риалов, формы и декора. Вести поисковую работу 
по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта.
Создавать эскизы украше-ний (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.
Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.



Выполнение алебастровой вазы; поиск выразительной формы, украшение ее узором
27.
02- 4.
03


24.
«Декора-тивно-приклад-ное искусство Древней Греции».

Урок изучения новых знаний + практикум

Костюм эпохи Древней Греции

Материал: карандаш, гуашь, кисти, бумага.

Д/З Подбор
иллюстратив-ного
материала.
Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов Древней Греции, Древнего Рима и Китая и у людей разных сословий. 
Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.
Участвовать 
в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. 
Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. 
Знать: истоки и спе-цифику образного языка декоративно-прикладного иску-ва;
Уметь: различать по стилистическим осо-бенностям декоратив-ное искусство разных времен (н-р, Древнего Египта, Древней Гре-ции, Китая, средневе-ковой Европы, Запад-ной Европы 17 в.);
выявлять в произведе-ниях декоративно-прикладного искусст-ва (народного, клас-сического, современ-ного) связь конструк-тивных, декоратив-ных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
1.Научиться:
выполнять сюжетную творческую компози-цию на тему « Древ-няя Греция».
2.Научиться: выпол-нять эскиз росписи вазы на мифологичес-кий сюжет.
Регулятивные:
предвидеть возможности получения конкретного результата.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.
Коммуникативные:
обсуждать
и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Уважитель-ное отноше-ние к наци-ональному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы
Эскиз греческо-го костюма.
6.
03- 11.
03


25.

Греческая керамика. Живопись на вазах. (изобразить мифологичес-кий сюжет в чёрнофигур-ном варианте)

Материал:
карандаш, гуашь, кисти, цветная бумага.

Д/З Подобрать изображения гербов разных стран, клубов, семей.




Эскиз сосуды по мотивам греческой вазописи.
13.
03- 18.
03


26.
«Эмблемы и Гербы, зачем они нужны?»

Уроки изучения новых знаний + практикум

ПРОЕКТ
Создание эскиза соб-ственного герба. Герб своей семьи.


Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов.
Определять, называть символические элементы герба и исполь-зовать их при создании собственного проекта герба.
Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобрази-тельного элементов.
Создавать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения.
Знать: сущность герба как отличительного знака человека.
Уметь: составлять герб, учитывая традиционные формы и изобретая свои
Научиться:
создавать эскиз собственного герба, герба своей семьи; продумывать форму щита, его деления, использовать язык символов.
Регулятивные:
использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные:
составлять план
и последовательность действий.
Коммуникативные:
обсуждать
и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Уважитель-ное отноше-ние к наци-ональному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы
Создание эскиза собственного герба
20.
03- 25.
03


27.

Составить эмблему класса, школы, кабинета, спор-тивного клуба, нового города (город – сад и т.д.).

Материалы: разная бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти.

Д/З Подобрать
иллюстратив-ный материал.




Соста-вить эмблему класса.
3.
04- 8.
04


28.








«Выраже-ние в одежде принадлежности к различ-ным слоям общества»
Выполнить эскизы костюмов придвор-ных аристок-ратов.


Высказываться о много-образии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах». Соотносить 
образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Участвовать в индивидуальной, группо-вой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.
Знать: истоки и спе-цифику образного языка декоративно-прикладного искус-ства;
Уметь: различать по стилистическим осо-бенностям декоратив-ное искусство разных времен; выявлять в произведениях деко-ративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, де-коративных, изобра-зительных элементов; единство материала, формы и декора
Научиться: выпол-нять коллективную работу; соединять отдельные детали в общую композицию.
Регулятивные:
адекватно воспринимать предложения учителей,
товарищей по исправлению допущенных ошибок.
Познавательные:
составлять план
и последовательность действий.
Коммуникативные:
обсуждать
и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Уважитель-ное отноше-ние к наци-ональному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы.
Изображение раз-ных по величине фигур людей в нарядных костюмах
10.
04- 15.
04



29.
Коллектив-ная твор-ческая композиция «Бал во дворце».

Уроки изучения новых знаний + практикум

Выполне-ние коллек-тивной ра-боты «Бал во дворце».

Материал: большой лист бумаги, гуашь, кисти, кусочки ткани, клей, ножницы.

Д/З Подгото-виться к игре-викторине




Колек-тивная творческая компози-ция «Бал во дворце».
17.
04- 22.
04


30.
Роль декоратив-ного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

Урок-игра обобщения и система-тизации знаний
Обобщаю-щая беседа, заниматель-ная викторина, сообщения и выставка работ учащихся.

Д/З Присмот-реться к образцам современного декоративного искусства

Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративноприкладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала. Распознавать и систематизировать зри-тельный материал по деко-ративно-прикладному ис-кусству по социально-сти-левым признакам. Соотно-сить костюм, его образный строй с владельцем. Раз-мышлять и вести диалог об особенностях художест-венного языка классичес-кого декоративно-приклад-ного искусства и его отли-чии от искусства народного.
Использовать в речи новые художественные термины.
Тестирование.
Уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен и народов
Регулятивные:
адекватно восприни-мать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.
Познавательные:
выделять и обобщен-но фиксировать группы существенных признаков объектов; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.
Коммуникативные:
формулировать собст-венное мнение и позицию.
Целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии современных художественных произ-ведений; эстетические потребности.
Участие
в итого-вой игре-виктори-не
24.
04- 29.
04



Тема раздела: «Декоративное искусство в современном мире» (4 часа)
Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство. Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой. Коллективная работа в конкретном материале от замысла до воплощения.

№ урока
Тема урока

Практичес-кое задание.
Материал.
Д/З
Характеристика деятельности учащихся
Планируемые результаты
Работа с ОВЗ
Дата проведе-ния





Основные виды учебной деятельности







Предметные
результаты
Универсальные учебные действия
Личностные
результаты

план
факт

31.
Современ-ное выставоч-ное искусство

Урок виртуаль-ной экскурсия
Посещение виртуаль-ных музе-ев» рассматривание разных произведений современного декоративного искусства;

Д/З Присмот-реться к образцам современного искусства
Ориентироваться в широ-ком разнообразии совре-менного декоративно-при-кладного искусства,  разли-чать по материалам, техни-ке исполнения художест-венное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. Выявлять и называть ха-рактерные особенности сов-ременного декоративно-прикладного искусства. Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построе-нии декоративного образа. Находить и определять в произведениях декоратив-но-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобрази-тельного видов деятельнос-ти, а также неразрывное единство материала, формы и декора. Использовать в речи новые термины. Объ-яснять отличия современ-ного искусства от традици-онного народного искусства
Знать о разнообразии материалов, форм современного декоративно-прикладного искусства, его особенностях; о специфике языка разных художественных материалов
Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов
Познавательные:
узнавать, называть, определять основные характерные черты современного декоративно - прикладного искусства;
Коммуникативные:
обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа.
Регулятивные: преобразовать познавательную задачу в практическую.

Уважитель-ное отноше-ние к наци-ональному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы
Посеще-ние виртуаль-ных музеев»
1.
05- 6.
05


32 -
33.
«Совре-менное декоратив-
ное искусство. Витраж»

Уроки изучения новых знаний + практикум

Выполнить эскиз деко-ративной композиции имитацию витража.

Материал: цветная бума-га, гуашь, кис-ти, клей, ножницы.

Д/З Подобрать
иллюстратив-ный материал.




Выпол-нить эскиз компози-цию в техники витража
8.
05- 13.
05










15.
05- 20.
05


34.
«Роль де-коративно-приклад-ного ис-кусства в жизни человека».

Урок обобщения и система-тизации знаний
Что нового мы узнали за год?

Обобщить знания по теме «Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека»

Д/З Посещение музеев,
выставочных
залов.

Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративноприкладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала. Распознавать и систематизировать зри-тельный материал по деко-ративно-прикладному ис-кусству по социально-сти-левым признакам. Соотно-сить костюм, его образный строй с владельцем. Раз-мышлять и вести диалог об особенностях художест-венного языка классичес-кого декоративно-приклад-ного искусства и его отли-чии от искусства народного.
Использовать в речи новые художественные термины.
Тестирование и практическая работа. Обобщение знаний.
Регулятивные:
использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные:
выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию
Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.
Участие в беседе
22.
05- 27.
05


УМК по программе, список использованной литературы:
Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Учебник для 5 класса / под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2010
Н.А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс»
Н.А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие. 5 класс»
EPSON Standard RGB - Gamma 1.815