Презентация по теме Технология проблемно-диалогового обучения на уроках развивающего обучения в начальных классах.


ТЕХНОЛОГИЯПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГООБУЧЕНИЯ (ТПДО) на уроках развивающего обучения системы Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова Девиз : «Открывать знания вместе с детьми». Мельникова Елена Леонидовна Лауреат премии Правительства РФ в области образования,кандидат психологических наук,доцент кафедры начального и дошкольногообразования Академии ПКиППРО (г. Москва) ТПДО для всех и каждого- технология «открытия» знаний ученикамидля учителя- ключ к успеху и творчествудля ученика- интересный и понятный урокдля образования- реализация развивающего обучениядля методиста- универсальная педагогическая технология Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации С «удивлением» (ситуация успеха) между 2 положениямимежду житейским (ошибочным) представлением учащихся и научным фактом Предъявить противоречивые факты, теории, столкнуть разные мнения учениковОбнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» С «затруднением» (интеллектуальный разрыв) между необходимостью и невозможностью выполнить требование учителя Предъявить научный факт. Дать практическое задание не выполнимое вообще, не сходное с предыдущим Сокращенный способ Формулирование учебной задачи вместе с учителем диалог или сообщение темы С мотивирующим приемом «Яркое пятно» или «Актуальность». Виды диалога Побуждающий Подводящий диалог диалог Побуждающий диалог Структура Вопросы или побудительные предложения, провоцирующие, подталкивающие мысль ученика Признаки Скачок к неизвестному, догадка – переживание учеником броска, риска. Возможны неожиданные ответы учеников. Может быть прекращен с появлением нужной мысли ученика рдц стн здн вст[рц] [сн] [зн] [вт] Подводящий диалог Структура Система посильных ученику вопросов и заданий, поводящих его к открытию мысли Признаки Пошаговый ход, жесткое ведение мысли ученика, последний вопрос на обобщение. Переживание учеником открытия в итоге. Почти невозможны неожиданные ответы учеников. Не может быть прекращен, идет до конца. Формы подводящего диалога Анализирующее коллективное наблюдение. (групповая и парная работа) Фронтальная дискуссия Процесс «производства» новых знаний включает четыре звена:      Постановку проблемы (возникает проблемная ситуация, т.е. столкновение с противоречием);Поиск решения (учащиеся выдвигают гипотезы, но только одна превращается в решение);Выражение решения (фиксация с помощью схемы, формулы, таблицы, опоры и т.д.)Реализация продукта (формулировка, опорный сигнал, создание художественного образа) Технология проблемно-диалогового обучения является: результативной; здоровьесберегающей; общепедагогической. Популярные статьи Мельникова Е.Л. Проблемный урок в начальной школе, или Как открывать знания вместе с детьми.// Начальная школа: плюс-минус. 1999. №№ 5,6,7,8Мельникова Е.Л. Проблемный диалог: вчера, сегодня, завтра.// Начальная школа плюс до и после. 2005. № 6. С.33-35.Мельникова Е.Л. Что такое проблемный диалог.// Начальная школа плюс до и после. 2008. № 8. С.3-8.Мельникова Е.Л. Проблемный диалог как средство самореализации учителя.// Инновационные проекты и программы в образовании. 2008. № 3. С.48-49 Мельникова Е.Л.Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками:Пособие для учителя.М., 2002. 168 с.…....В данном пособии в популярной форме рассматриваются вопросы технологии и подготовки проблемного урока – урока «открытия» знаний. Книга адресована школьному учителю. http://pdo-mel.ru/