Конспект урока по математике на тему Четырехугольники (8 класс)


Тема урока
"Четырехугольники. Решение задач"
Класс: 8класс
УМК: Атанасян Л.С. и др. Геометрия 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/[ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутусов, С.Б. Кадомцев и др.], - 20-е изд. – М,: Просвещение, 2010
Тип урока: комплексное применение знаний и умений.
Цели:
1. Обучающая – закрепление полученных знаний о четырехугольниках и их свойствах при решении задач.
2. Развивающая – развитие логического мышления для сознательного восприятия учебного материала, внимания, активности обучающихся на уроке.
3. Воспитывающая -  воспитание познавательной активности,
формирование:
личностных качеств:
точность и ясность словесного выражения мысли;
сосредоточенность и внимание;
настойчивость и ответственность,
положительной мотивации к изучению предмета, аккуратности, добросовестности и чувство ответственности.
Цель: создать условия для систематизации и закрепления знаний обучающихся при решении задач.
Планируемые результаты:
личностные:
формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию,
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.
метапредметные:
умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы,
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения,
умение применять теоретические знания на практике,
развитие памяти, внимания, наблюдательности,
развитие мотивации учения через эмоциональное удовлетворение от открытий,
предметные:
обобщить знания обучающихся о четырехугольниках,формировать умения решать задачи, с использованием признаков и свойств четырехугольников.
ХОД УРОКА
Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД Время
(в мин)
I.Организационный момент.
Цель: Формирование навыка научной организации труда Проверяет наличие чертежных принадлежностей, учебников, тетрадей, дневников Проверяют наличие учебников и необходимого оборудования для выполнения работ умение организовать рабочее место 1 мин
II.Актуализация знаний. Мотивация учащихся на предстоящую деятельность.
Цель: обобщить знания обучающихся о четырехугольниках и выявить различия между трапецией, параллелограммом, прямоугольником, ромбом и квадратом15 мин
Мы закончили изучение темы: «Четырехугольники». Сегодня еще раз вспомним определения и свойства известных вам фигур.И расскажу я вам сказку. Сказки бывают волшебные, а наша еще и полезная. Почему, потом поймете. Вы будете помогать мне. Как называется сказка, вы должны угадать.
Жил был вот такой четырехугольник (Слайд 2).
Звали его (ответ обучающихся №1).
Давайте вспомним определение и свойства Параллелограмма (ответ обучающихся № 2).
Ходил Параллелограмм по свету, и стало тяготить его одиночество: ни побеседовать задушевно не с кем, ни потрудиться в хорошей дружной компании. А уж, какое веселье одному? Весело бывает только с друзьями, и решил Параллелограмм поискать родственников.
- Ежели встречу родственника, то я сразу узнаю его, - думал Параллелограмм, - ведь он на меня должен быть чем-то похож.
Однажды встречает он на пути такую фигуру (Слайд 2). Как называется эта фигура? (ответ обучающихся №3).
Сейчас проверим, правильно ли вы ответили.
Стал Параллелограмм к ней приглядываться, что-то знакомое, родное увидел он в этой фигуре, и спросил он тогда:
- Как тебя зовут, приятель?
- Называют меня Прямоугольником.
Давайте вспомним определение и свойства Прямоугольника (ответ обучающихся №4).
Обрадовались фигуры, что нашли друг друга. Стали теперь они вдвоем жить-поживать, вместе трудиться, вместе веселиться и по белу свету шагать. Вот отдыхают они на опушке леса и видят: выходит из-за кустарника какие-то фигуры и направляются прямо к ним.
А вид они имели такой: (Слайд №3)
-Кто же вы?
-Да мы же родственники! - воскликнул Параллелограмм.
Как называются эти фигуры? (ответ обучающихся №5).
А почему они родственники? (ответ обучающихся №6).
Сформулируйте свойства ромба и свойства квадрата (ответ обучающихся №7).
Посмотрите на следующий слайд (Слайд №4) и ответьте на вопрос:
Как же мы теперь озаглавим эту сказку? (ответ обучающихся №8).
Ответ №1: Параллелограмм.
Ответ №2: Параллелограмм - это четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны.
В параллелограмме противоположные стороны равны, противоположные углы равны, диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.
Ответ №3: Прямоугольник.
Ответ №4: Прямоугольник – это параллелограмм, у которого все углы прямые.
Прямоугольник обладает всеми свойствами параллелограмма (противоположные стороны равны, противоположные углы равны, диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам) и еще его диагонали равны.
Ответ №5:Это ромб и квадрат.
Ответ №6: Потому что ромб-это параллелограмм, у которого все стороны равны, а квадрат – это прямоугольник, у которого стороны равны.
Ответ №7: Ромб обладает всеми свойствами параллелограмма (противоположные стороны равны, противоположные углы равны, диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам) и еще его диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами углов.
Квадрат обладает всеми свойствами прямоугольника (противоположные стороны равны, противоположные углы равны, диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам, диагонали равны) и свойствами ромба ( диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами углов).
Ответ №8: Параллелограммы.
умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы,
умение применять теоретические знания на практике,
развитие памяти, внимания, наблюдательности,
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
III. Коррекция знаний.
Цель: применение полученных ранее знаний в знакомой и измененной ситуации, оценить уровень знаний по четырехугольникам. 7 мин
Опираясь на таблицу, представленную на слайде, попробуйте классифицировать параллелограммы (ответ обучающихся № 9).
Проверка усвоения материала с помощью диктанта с последующей самопроверкой (Слайд №5).
Проверяют правильность представленных в презентации определений, свойств и признаков. Выявляют различие и общие свойства фигур.
Ответ №9: Из множества параллелограммов можно выделить прямоугольники и ромбы.
Квадраты являются частью множества ромбов и множества прямоугольников.
Квадрат – это параллелограмм, ромб, прямоугольник.

Отвечают на вопросы диктанта письменно в тетрадях («да», «нет»).
Проверяют правильность выполнения работы.
умение сделать вывод о месте данного четырехугольника в семействе параллелограммов,
умения правильно выражать свои мысли,
формирование уважения и сотрудничества, готовности вести диалог,
самооценка и самоанализ собственных учебных достижений.
IVОпределение темы урока (мотивация).
Цель: развитие мотивации учения через эмоциональное удовлетворение от открытий. 5 мин
А теперь Параллелограмм, Прямоугольник, Ромб и Квадрат загадают вам загадки. (Слайды №6 -№10).
Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь давайте, вернемся к сказке и попробуем ответить на вопрос:
О каком четырёхугольнике в сказке не упоминалось? (ответ обучающихся № 10).
Почему? (ответ обучающихся №11).
А какое определение можно дать трапеции? (ответ обучающихся №12).
И снова загадка (Слайд №11).
Что мы делали сегодня на уроке? (ответ обучающихся № 13).
А что мы еще не сделали? (ответ обучающихся №14).
И какова же она? (ответ обучающихся №15).
Анализируют чертеж, считывают данные с чертежа и решают задачу устно, устанавливая последовательность решения.
Класс работает с учащимся, отвечающим у доски.
Ответ №10: О трапеции.
Ответ №11: Трапеция не является параллелограммом.
Ответ №12: Трапеция – это четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие не параллельны.
Ответ №13: Вспомнили о определения и свойства параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции. Решали задачи на применение свойств этих фигур.
Ответ №14: Не сформулировали тему урока.
Ответ №15: Четырехугольники. Решение задач. умения правильно выражать свои мысли в устной речи,
формирование уважения и сотрудничества, готовности вести диалог,
V. Контроль и коррекция знаний.
Цель: оценить уровень знаний и способов деятельности по решению четырехугольников,контроль и коррекция знаний 10 мин
А теперь поиграем. Игра называется «Догонялки». Надо внимательно рассмотреть представленный на слайде рисунок и дополнить его (Слайд №12), (ответ обучающихся №16).
Проводит кратковременную самостоятельную работу по трем вариантам из пяти заданий.
Приложение 1
Организует взаимопроверку с помощью представления ответов на слайде и оценивание по количеству выполненных заданий.
Ответ №16: Увидели закономерность.
Выполняют самостоятельную работу.
Проверяют правильность выполнения работы
формирование уважения и сотрудничества, готовности вести диалог,
самооценка и самоанализ собственных учебных достижений и достижений одноклассников
VI. Подведение итогов, домашнее задание.
Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка ее результатов. 7мин
Домашнее задание.
Задача. Как проверить что у крышки стола углы прямые?
Проводит промежуточную рефлексию.
Таблица на слайде. (Слайд №13).
Записывают домашнее задание.
Формулируют свое отношение к уроку, использую предложенные высказывания.
самооценка и самоанализ собственных учебных достижений и достижений одноклассников