Урок по СБО, ОБЖ на тему Лекарственные травы(8класс)

Урока «Лекарственные травы» для 8 класса.
Составила учитель СБО,ОБЖ Широкова О.И.
Место проведения: 8а класс.
Раздел «Ты и твоё здоровье»
Цель: Познакомить с лекарственными травами своей местности и областью их применения.
Задачи:
коррекционная:
развитие речи учащихся, кругозора, познавательного интереса
развитие творческих способностей
Образовательная:
расширение кругозора учащихся по теме;
учить составлять план пересказа.
Учить заваривать чай из трав
Воспитательная:
воспитание бережного отношения к природе родного края
воспитание уважения к мнению товарищей Оборудование: ИКТ, словари, картинки, карточки.
Ход урока:


Деятельность учителя Деятельность детей

оргмомент:
-Здравствуйте! как вы меня слышите?
(Саша,Женя?) -хорошо!
-Начинаем урок
социально-бытовой ориентировки. – СБО!
-Саша скажи по-другому. -социально- бытовой оре


сообщение темы и целей урока:
-тема урока лекарственные травы.слайд1
-Сегодня на уроке мы узнаем:слайд2
-историю распространения л.т.;
-назначение л.т.
-запомним лекарственные растения
Курганской области;
-научимся готовить чай из них.
-ребята, на уроке
будьте внимательны, серьёзны при
ответах
на вопросы, чётко и внятно выражайте
свои мысли.
Сейчас будет речевая разминка. Саша и Максим
лучше всех запомнили стихотворение.====
-Послушайте внимательно его.

«Зелёная аптека».
Если кто-то простудился,
Голова болит, живот.
Значит, надо подлечиться,
Значит в путь – на огород.
С грядки мы возьмём микстуру,
За таблеткой сходим в сад.
Быстро вылечим простуду.
Снова будешь жизни рад.
Одуванчик, подорожник,
Василёк, шалфей и мята.
Вот «зелёная аптека»
Помогает вам, ребята

- О каком значении растений говорится -О лекарственном значении,
в этом стихотворении? Каждая травинка может помочь в
болезни.
Запись темы урока в тетрадь .(запишите тему
урока в тетрадь)


-как вы думаете, тема урока актуальна? - Я думаю, да.
- Почему? - Многие лекарства дорогие
и их часто подделывают.
- Л.т. нужно знать, чтобы вылечиться
Растительные препараты тем и хороши,
что они менее токсичны,
реже вызывают нежелательные побочные
явления.

3. новый материал:

-Послушайте краткую историю
Распространения л.т. по Земному шару. Указать на словарь.


Уже первобытный человек понял, что многие травы лечат болезни. Слайд3
В своей книге в 9 веке нашей эры врач Авиценна
описал около 900 видов лекарственных растений.(слайд 4)

При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию. (слайд 5)
Русский царь Пётр Первый издал указ о создании аптекарских огородов, это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения. По приказу Петра I такие “аптекарские огороды” появились во всех крупных городах при военных госпиталях.(слайд 6)
Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений., которые активно применяются для лечения.
- о чём мы говорили? Как озаглавим?
1.. история распространения
лекарст.трав.
- скажи по-другому. 1.история развития знаний о л.т.

-Из курса географии вспомним, какими
лекарственными растениями богата
Курганская область? Слайд7 - ромашка пахучая, брусника,
полынь, подорожник, мать и мачеха

-Назовите л.т., характерные для
северо-запада и центра
области? костянка, черника, чистотел, брусника,
проверим.
· багульник болотный
слайд 8

- Скажите где распространены эти л.т.? - они распространены южнее широты
(кошачья лапка, полынь, сон-трава, Кургана в сосновых лесах.
хвощ зимующий, папоротник орлянка,
ветреница, ландыш майский,
лабазник степной )
проверимслайд9
-Какую ошибку вы заметили? -лабазник степной растёт в южных
районах области.
Проверимслайд 10

-о чём мы говорили? Как озаглавим? 2. положение л.т. на карте Курганской
области.
2 .л.т. на карте Курганской
области.
Физминутка.

4. чтение рефератов:
-сегодня мы начнём составлять
домашнюю энциклопедию слайд 11
лекарственных трав, а закончим
её составление только к 11 классу.
Первыми страницами книги станут ваши учащиеся заполняют таблицу
Сообщения о лекарственных
травах Курганской области.

Название растения
Какую часть используют?
Значение







--о чём мы говорили? Как озаглавим? 3. значение ромашки.

5. практическая часть.
-Женя, а тебе нужно знать л.т.? зачем? Л.т. помогают вылечить болезнь,
сохраняют иммунитет, являются
косметическим средством.
-то есть л.т. имеют практическое значение.

-а сейчас, ребята мы отправимся на экскурсию
в необычное место- в фитобар. Слайд 12
-многие люди сейчас заботятся о здоровье-
не курят, не пьют вино или пиво, они
предпочитают травяные витаминные чаи.
Может быть, вы видели где-нибудь такие ба- Мы видели в лагере «Космос»
ры?

-Нашим экскурсоводом будет
ученик 10 класса (Назимов Иван)
Посещение фитобара.
(экскурсовод рассказывает и показывает
фитобар)

В больших и малых городах все большую популярность приобретают фитобары - маленькие кафе где, вместо напитков, посетителям предлагают различные настои и отвары, чаи, приготовленные из дикорастущих лекарственных растений.
Такие напитки являются целебными. Почти все они богаты витаминами и минеральными веществами.
- ребята, задайте вопрос! - какие препараты можно
изготавливать из л.т.?
(настои, отвары, чаи)
-что можно заказать у вас?
- что вы порекомендуете от кашля?


Экскурсовод
-сейчас мы научимся делать витаминный чай.
Возьмите необходимые инструменты на столике.
Нам нужны: чайник, чайная ложечка, салфетки,
Чайные пары, и травы: душица, зверобой, мята.

Рассказывает экскурсовод-ребята выполняют.слайд 13

1 чайную ложку каждой травы положить в чайник
залить 1 стаканом (200 мл) горячей воды
накрыть салфеткой и дать настояться 2-5 минут.

-учитель –пока чай заваривается, повторим
Правила его приготовления.(деформ текст) слайд 14
-какие травы мы взяли для чая?
-растут ли эти травы в Кург. Обл.? Где?
Денис, расскажи:
1. . ложку каждой травы положить в ..
2.залить . стаканом (200 мл) .. воды
3. накрыть . и дать ............ минут
-запишите рецепт чая в карту самостоятельной
работы на домашнем задании.
-попробуйте чай и выразите своё отношение. Мимикой лица.
-о чём мы говорили? как озаглавим? 4.. правила
приготовления вит. чая.
оценки
д.з. приготовить рефераты о душице, зверобое,
мяте, крапиве.
и приготовить рассказ
8. итог урока.
Приложение.
1. . ложку каждой травы положить в ..
2.Залить . стаканом (200 мл) .. воды.
3. Накрыть . и дать.2-........... минут.