Конспект урока по русскому языку Деепричастие как часть речи (7 класс)


Урок русского языка по теме: « Деепричастие как часть речи». ( 7 класс)
   Тип урока: урок изучения нового материала.
  Средства обучения: презентация;   учебник.
  Цель урока:  дать учащимся понятие о деепричастии как части речи.
  Задачи:  
формировать умение находить деепричастия в тексте, определять его  морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении;
помочь учащимся выяснить роль деепричастий в художественном тексте,
формировать умение правильно употреблять деепричастия в предложении;
развивать познавательный интерес учащихся, воспитывать внимательное  отношение к слову.
 
Ход урока.
 I.Организационный момент.- Сегодня на уроке мы познакомимся с деепричастием как частью речи, научимся узнавать его в предложении, определять морфологические признаки деепричастия.
Будьте внимательны: тема нашего урока непростая и очень важная: она будет сопровождать нас на протяжении изучения всего курса русского языка в школе.
Итак, приступим к изучению темы « Деепричастие».
II. Лингвистическая разминка.
Объяснительный диктант.
Некого пригласить, невежественный человек, некто в чёрном, не страшное, а весёлое приключение, нечаянная встреча, вязаные перчатки, кручёная бечёвка, сгущённое молоко, неслыханный успех, выровнять грядку, отразить атаку, прекратить сеанс, рассказывать шёпотом, претендовать на премию, поразить зрителей, знакомясь с девушкой, сделав оборот.- Определите, какой частью речи является каждое слово в выделенных словосочетаниях. Какие слова вызвали затруднение. (Знакомясь - что делая? Сделав – что сделав?)III. Знакомство с новой частью речи.
- Итак, сформулируем тему нашего урока (слайд 1,2)
Деепричастие произошло от двух слов: дее (дееспособность, деятель, деятельный) + причастие, т.е. причастность к действию. Деепричастие украшает глагол, дополняет его другими действиями, как бы «дорисовывает движение».
- Сравним два предложения. (Записываются в тетрадь, один ученик у доски)
Девочка выполняла домашнее задание и подчёркивала орфограммы.

Девочка выполняла домашнее задание, /подчёркивая орфограммы/.
( В первом предложении глаголы-сказуемые называют оба действия как одинаково важные; во втором предложении выполняла обозначает основное, главное действие, а подчёркивая - добавочное действие).
- Какой ещё вопрос можно поставить к деепричастию? (Как?)
- Какая часть речи чаще всего отвечает на вопрос как? ( наречие)
Вывод: Деепричастие – новая для нас часть речи.  ( слайд 3,4,5)
IV.Закрепление материала.
1.Работа с художественным текстом. (слайд 6)
ЧТОБЫ ДОЕХАТЬ ДО ПАРИЖА
Франсуа Рабле, известный французский писатель, оказался в денежном затруднении. Ему нечем было заплатить за проезд из Лиона в Париж. Тогда, насыпав в три пакетика сахарный песок, он на одном написал: «Яд для короля», на другом – «Яд для королевы», на третьем – «Яд для первого министра». Оставив пакетики на видном месте, он стал ждать. Служанка, убирая комнату, прочла надписи и побежала к хозяину. Тот, всполошившись, вызвал стражу. Писателя схватили и под конвоем доставили в Париж. Представ перед прокурором Парижа, Рабле признался в «злом умысле» и в подтверждение проглотил все содержимое пакетиков.
Беседа.
- Каков стиль данного текста? (Художественный.)
- Тип данного текста? (Повествование.)
- О чём этот текст?
(Об изобретательности писателя. Ему нужно было в Париж, а денег не было. Полиция доставила его в Париж бесплатно. Он хитрым путём достиг своей цели.)- Назовите деепричастия. Какую роль они играют в предложении?
( Они рассказывают о действиях героев.)
- А деепричастие всполошившись?
( О состоянии человека, который испугался.)
- Какой вывод о роли деепричастий в тексте можно сделать?
( Деепричастия могут обозначать различные чувства и состояния.)
2.Работа по учебнику.
А) упр. 180 – работа в парах, обсуждение
Б) упр. 181 – комментированное письмо, выполнение заданий
В) упр. 183 – письменное выполнение, исправление речевых ошибок
3. Минутка для шутки: (слайд 7, 8)
Верно ли?
Приветливо виляя хвостиком, мы встретили Рыжика у калитки.
Сделав уроки, у меня заболели глаза.(У калитки мы встретили Рыжика, который приветливо вилял хвостиком.Когда я сделала уроки, у меня заболели глаза.)4. (слайд 9)
Заменить, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями; графически объяснить знаки препинания; по вопросам определить вид деепричастия.
Герасим шёл, не торопился, не отпускал Муму с верёвки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костёр.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока.- Итак,
– Какую цель мы ставили?– Что узнали сегодня на уроке? Ответим на вопросы (слайд 10, 11)
      Цифровой диктант:  согласны ли вы, что…… ( согласен – 1,
 не согласен – 0)
Согласны ли вы, что..деепричастие – это самостоятельная часть речи;
деепричастие образовано от наречия;
деепричастие бывает совершенного и несовершенного вида;
деепричастие изменяется;
в предложении является обстоятельством;
обозначает добавочное действие.
Ответ: 101011 ( 11 слайд)
VI. Домашнее задание.
1. § 28;
2. Выписать из любых учебников 5-6 предложений с деепричастиями и записать их, обозначив вид деепричастия.