План-конспект урока по математике Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями (5 класс)


Утверждаю
Учитель-методист
5 «а» класс, школа №42.

КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Тип урока: Урок объяснения нового материала.
Цели урока:
1.Дидактические: ознакомить учащихся с новой темой, изучить правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, закрепить полученные знания, повторить и закрепить ранее изученный материал.
2.Воспитательные: воспитание аккуратности, трудолюбия, объективной самооценки.
3.Развивающие: развитие грамотной математической речи ,развитие мышления, интереса к теме.
План урока:
1.Организационный момент. Объявление темы урока, разъяснение целей урока. (2м)
2.Запись домашнего задания.(2м)
3.Математическая сказка с задачами.(10м)
4.Объяснение новой темы. (10м)
5. Решение задач. Работа с учебником.(15м)
6.Подведение итогов. (1м)
Урок подготовила и провела: Косенко О.А.
-Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего урока: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями». Давайте запишем тему в тетрадь. Сегодня на уроке я расскажу вам математическую сказку «Гуси-лебеди», а вы будете помогать её героям решать математические задачи Также сегодня мы познакомимся с новой темой и будем решать задачи на новую тему.
Для начала откроем дневники и запишем домашнее задание: рабочая тетрадь, стр.20, №1,2,3,4. П26-выучить правила.
Итак, ребята вы все знаете сказку «Гуси-лебеди». (Ответы учащихся). Но сейчас послушайте математическую сказку «Гуси-лебеди». Сказочным героям нужны помощники  умные, сообразительные ребята, как вы. Давайте ребята мы им поможем! Послушайте сказку: жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.- Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца . Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загуляла. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях. Вернулась девочка, глядь - братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда - нету! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью,  братец не откликнулся. Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди, и пропали за темным лесом .Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела - стоит печь:- Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?Печка ей отвечает: - Съешь моего ржаного пирожка и ответь на эти вопросы - скажу.
- Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся..., ответь на эти  вопросы сама.  Девочка  не стала  отвечать на вопросы,  и она побежала. А мы то ребята знаем, что на обратном пути ей все равно придётся отвечать на  эти вопросы. Давайте сделаем полезное дело, ответим на эти  вопросы. 
Мы с вами  ребята должны ответить на следующие вопросы:
1) Приведите пример обыкновенной дроби
3) Назовите знаменатель дроби.
4)  Что показывает знаменатель5) Что показывает числитель.
Тут уже наша девочка подбежала к яблоне .- Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?- Поешь моего лесного яблочка и ответь  на вопросы по математике - скажу.- У моего батюшки и садовые не едятся... А  математику я вообще плохо знаю. И побежала она.
Мы опять остались и должны ответить на следующие вопросы:
Работа по рисункам (рисунки на доске)
-Какая часть квадрата закрашена?
-Какая часть круга закрашена?
Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах:- Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?- Поешь моего простого киселька с молочком и ответь на вопросы по числовому ряду - скажу.- У моего батюшки и сливочки не едятся, а  про числовой ряд и что это такое я вообще не знаю...Долго она бегала по полям, по лесам.
А мы с вами  ребята тут как тут: Рассмотрите числовой ряд:
3/5;7/8;1 ½;9/7; 3/7. (на доске)
Ответьте на следующие вопросы:
  -назвать только правильные дроби;
  -назвать только неправильные дроби;
  -назвать числитель и знаменатель четвертой дроби;
Вдруг по дороге девочка  видит - стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. В избушке старая баба Яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Баба Яга обрадовалась, что и девочка вошла в избушку.  Баба Яга дала ей веретено, а сама ушла.
Девочка прядет - вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:- Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу. Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала: Девица, скажи решение этих математических примеров. Сидит наша девица, она  не знает решение  этих примеров. 
А может быть ребята, вы знаете решение?
1)53-46 2)63-57 3)81-73 4) 520+280 5) 600-120
*7 *6 *8 : 20 :4
+31 +34 +26 *5 *2
-45 -30 -58 :25 :5
:7= :8= :8= *125= *20=
Тут мышка девочке сказала: Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет, выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается. Девочка взяла братца и побежала. Тут их от злых гусей-лебедей скрыли речка, яблоня и печка. Девочка сказала им спасибо и вместе с братцем прибежала домой. А тут и отец с матерью пришли.
Но после этого девочка серьезно стала заниматься математикой. Сегодня мы с ней вместе изучаем тему сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
Пришли к сове в гости на званный обед девочка  со своим братцем.На десерт решила сова угостить их яблоками из своего сада. У совы было 10 яблок.(яблоки нарисованы на доске) Это сколько долей? (дети отвечают). А теперь посмотрим, как сова угощала своих гостей.
Сначала сова на  тарелку братца и сестры положила  2 доли, а потом еще 5 долей. На тарелке оказалось 7 долей, то есть  7/10 яблок: 2/10 + 5/10= (2+5)/10 = 7/10
А теперь давайте все вместе сформулируем правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями . При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же.
У  совы было 10 яблок. На тарелку положила 10 долей, а потом 4 доли съели. Осталось 6 долей, то есть 6/10 яблок: 10/10 – 4/10 = (10-4)/10= 6/10
А теперь давайте все вместе  сформулируем правило вычитания  дробей с одинаковыми знаменателями. При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.
Ребята! На следующем этапе мы должны закрепить полученные знания. Сейчас вы по очереди будете выходить к доске и решать задания, при этом проговаривая свои действия.
Задание 1. Выполнить действия.
1)4/7+2/7= 5)13/17-4/17=
2)1/9+6/9= 6)13/100+26/100=
3)13/19+5/19= 7)37/100-16/100=
4)4/5-3/5= 8)28/105+101/105=
Теперь порешаем задачи из учебника.
№1005. Из помидоров массой 5/16кг и огурцов массой 9/16кг сделали салат. Какова масса салата?
№1008. Одна бригада получила 7/10т гвоздей, а вторая – на 3/10т меньше. Сколько гвоздей получила вторая бригада?
№1017. Выполните действия:
18/19-7/19+3/19=
2/7+4/7-5/7=
9/11-3/11-2/11=
5/12+3/12+3/12=
11/15-(3/15+7/15)=
13/16-(13/16-3/16)=
Итоги: Сегодня на уроке мы повторили предыдущую тему, познакомились с правилами сложения и вычитания дробей с одинаковыми знеаменателями, решили примеры. Теперь дома вы с лёгкостью выполните домашнее задание! Спасибо за урок!