Конспект урока Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями (5 класс)


Тема урока «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»
Класс 5
Тип урока: урок открытия нового знания.
Материалы к уроку: учебник, экран, проектор, компьютерная презентация, цветок из цветного картона (цветик - семицветик).
Цель урока:
Знакомство с арифметическими действиями сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
Закрепление навыков по сложению и вычитанию дробей с одинаковыми знаменателями.
Развитие абстрактного мышления, познавательного интереса учащихся, умения видеть связь между математикой и окружающей жизнью.
Планируемые результаты:
После проведения урока учащиеся смогут:
Сформулировать правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
Выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, применяя правило;
Составить модель правила;
Применить полученные знания в решении в реальных ситуациях.
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
научить складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями, сформировать практические и устные навыки выполнения действий с дробями.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: «Здравствуйте ребята! Присаживайтесь». Учитель отмечает отсутствующих.
2. Постановка темы и целей урока.
Учитель: «Сегодня мы научимся складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями». (слайд 1)

3. Актуализация знаний
Учитель: «На прошлых уроках мы с вами познакомились с обыкновенными дробями, узнали, какие дроби называют правильными, а какие – неправильными, научились сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями. Давайте повторим и ответим на вопросы. (слайд 2)»

Ученики по очереди отвечают на вопросы и обосновывают свой ответ.
4. Объяснение нового материала.
Учитель: «Ребята, посмотрите у нас на доске появился волшебный цветок: цветик – семицветик. У него 7 лепестков и все они разного цвета. Но вот подул ветерок и сначала улетело 2 лепестка, а потом еще 4 лепестка. Какая часть лепестков улетела?»
Ученики объясняют ответ 27+47=67 и приходят к определению сложения дробей с одинаковыми знаменателями.
Учитель записывает на доске правило сложения в буквенной форме:
ac+bc=a+bcУчитель: «Ребята, а теперь скажите какая часть лепестков осталась?»
Ученики объясняют ответ 77-67=17 и приходят к определению вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
Учитель записывает на доске правило вычитания в буквенной форме:
ac-bc=a-bcСлайд 3.

5. Закрепление материала.
Учитель: «Ребята, давайте поможем цветику – семицветику и соберем его лепестки. Чтобы вернуть лепестки нам будет нужно выполнить задания. Итак, посмотрим на наш экран (слайд 4) и он покажет нам куда улетел первый лепесток. Первый лепесток попал на огород и чтобы его вернуть, нам нужно решить задачу»

Задачу решает один ученик у доски, остальные на местах.
Учитель: «Молодцы ребята, справились с заданием и вернули наш лепесток! (Крепит лепесток на доску). Посмотрим теперь, куда попал второй лепесток? (слайд 5) .Второй лепесток попал на завод» .

Задачу решают ученики на местах, ответ проверяет сосед по парте.
Учитель: «Вот и вернули мы второй лепесток. (Крепит лепесток на доску) А куда улетел наш третий лепесток? (слайд 6). Третий лепесток попал к бригаде строителей и они отдадут нам его, если мы им поможем и решим задачу».

Задачу решает один ученик у доски, остальные на местах.
Учитель: «Похвалили нас строители и вернули нам лепесток. (Учитель крепит лепесток к доске). Подсказали они где искать четвертый лепесток. Видели они его на стадионе. Давайте посмотрим. (слайд 7) Ребята, нам нужно сделать зарядку и лепесток вернется к нам!»

Ученики выполняют упражнения и садятся на места.
Учитель: «Вернулся лепесток (крепит лепесток на доску). Но что же случилось с другими лепестками? Где они? Долго летал пятый лепесток, то на запад полетит, то на восток. (слад 8).И вот попал он в булочную. Пекарь собирается печь пирог по очень сложному рецепту и просит вашей помощи.»

Ученики выполняют задание парами и проверяют друг у друга.
Учитель: «Молодцы ребята! Отдал нам пекарь лепесток и обещал поделиться рецептом пирога. (Крепит лепесток к доске). Посмотрим, где же последний лепесток? (слад 9). А последний лепесток залетел в химическую лабораторию. Профессор изобретает новую вакцину и ему тоже нужно помочь. Он просит вас найти значение следующих выражений»

Ученики решают на местах и сверяют ответ с доской (слайд 10).
Слайд 10.

6. Подведение итогов урока
Учитель: «Помогли мы профессору химии, надеюсь получится у него новая вакцина. Вернул он нам последний лепесток. (Крепит лепесток к доске). Вот и помогли мы цветику – семицветику: собрали все лепестки. Но и он помог нам! С его помощью мы научились складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.
-Кто желает сформулировать правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями?
-Кто желает сформулировать правило вычитание дробей с одинаковыми знаменателями?»
-Давайте запишем домашнее задание»
Домашнее задание:
№ 1039, 1040, 1041 (а, в, д, ж) (стр.161)
Дети записывают домашнее задание, учитель оценивает отдельных учащихся.
Учитель: «До свидания, ребята! Спасибо за урок!»