Конспект урока по математике на тему Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями







Урок математики в 5 классе на тему

«Сложение и вычитание дробей
с одинаковыми знаменателями».



Тормосова Юлия Юрьевна, учитель математики


МКОУ СОШ №15

г. Лиски, Воронежская область



















Урок в 5 классе
по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Цели урока:
1) формирование предметных умений

· работать с математическим текстом;

· формулировать, записывать с помощью букв правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;

· выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
2) формирование умения самостоятельно строить и применять новое знание.
3) формирование универсальных учебных действий

Ход урока.
I этап. Мотивация к учебной деятельности.
В современном мире, насыщенном различной информацией, каждому необходимо научиться самостоятельно перерабатывать и добывать знания.
В курсе начальной школы вы осваивали действия с натуральными числами, решали различные задачи с применением натуральных чисел. На последних уроках математики мы изучали новый вид чисел, эти числа в дальнейшем мы будем использовать очень часто, поэтому о них надо узнать как можно больше.
II этап. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

· Как называются эти числа? /дроби/

· Покажите на модели числа: 13 QUOTE 1415, 13 QUOTE 1415, 13 QUOTE 1415, 13 QUOTE 1415.

· Назовите числитель, знаменатель дробей.

· Что показывает числитель, знаменатель?

· Решите задачи:
№1. За обедом съели 4 яблока, за ужином 6 яблок. Сколько всего яблок съели за обедом и ужином? Какое действие надо выполнить?
№2. За два часа турист должен прийти 7 км, в первый час он прошёл 4 км. Сколько километров осталось пройти туристу за второй час? Какое действие надо выполнить?
№3. За обедом съели 13 QUOTE 1415 часть арбуза, за ужином 13 QUOTE 1415 части арбуза. Какую часть арбуза съели за обедом и ужином вместе?

· Каким действием надо узнать, какую часть арбуза всего съели?
/На доске запись 13 QUOTE 1415 + 13 QUOTE 1415 /
№4.За два часа турист прошёл 13 QUOTE 1415 намеченного маршрута. За первый час он прошёл 13 QUOTE 1415 маршрута. Какую часть маршрута прошёл турист за второй час?

· Каким действием надо узнать, какую часть маршрута прошёл турист?
/На доске запись 13 QUOTE 1415
· 13 QUOTE 1415 /
III этап. Выявление места и причины затруднения.

· Умеете вы выполнять сложение и вычитание дробей? /Нет/
IV этап. Построение проекта выхода из затруднения

· Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться? /Складывать и вычитать дроби/

· Попробуйте сформулировать цель урока, ответив на вопрос: Что необходимо знать, чтобы научиться складывать и вычитать дроби? /Правило/
Цель:
1) Сформулировать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
2) Научиться применять эти правила в практических примерах.
Итак, какую тему мы будем изучать?
Тема: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»
Чтобы реализовать поставленные цели, какие задачи надо выполнить?
1) Сформулировать правила, наблюдая за предложенными объектами.
2) Записать это правило с помощью букв в виде формулы.
3) Научиться применять правила при выполнении практических задач.
V этап. Реализация построенного проекта.
Давно замечено, что Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает.
Вам хныкать и скучать некогда.
Сейчас, работая в группах, вы постараетесь реализовать те задачи, которые поставили перед собой. (Раздать карточки для работы)
Группа, выполнившая задание раньше, получает дополнительное задание:
Подумать, как можно выполнить действие: 1 + 13 QUOTE 1415, 1
· 13 QUOTE 1415.

Карточка-инструкция для одной группы.
Цель вашей группы:
сформулировать правила вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
записать это правило с помощью букв в виде формулы;
научиться применять правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
научить другую группу вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.

Для достижения поставленных целей выполните следующие задания.
1. Рассмотрите рисунок, выполните вычитание:




13 QUOTE 1415
· 13 QUOTE 1415 = Сделайте запись в тетради!

2. Ответьте на вопрос задачи №4, записанной на доске. Запишите действие и ответ в тетради.

3. Сформулируйте в виде правила ответ на вопрос: как вычесть дроби с одинаковыми знаменателями? Запишите ответ в тетради.

4. Закончите запись правила вычитания, заменив звёздочку буквой:
13 QUOTE 1415
· 13 QUOTE 1415.

5. Проверьте, правильно ли вы ответили на поставленные вопросы, прочитав в учебнике п. 26 на странице 156.

6. Если вы всё сделали правильно, установите на парте красный флажок.
Если допустили ошибки, исправьте их.

7. Выполните вычитание (записи делайте в тетради):
а) 13 QUOTE 1415
· 13 QUOTE 1415 = 13 QUOTE 1415 =

б) 13 QUOTE 1415
· 13 QUOTE 1415;

в) 13 QUOTE 1415
· 13 QUOTE 1415. Проверьте правильность решения, взяв ответы у учителя.

8. Объясните с помощью модели правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Карточка-инструкция для второй группы.
Цель вашей группы:
сформулировать правила сложения дробей с одинаковыми знаменателями;
записать это правило с помощью букв в виде формулы;
научиться применять правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями;
научить другую группу складывать дроби с одинаковыми знаменателями.

Для достижения поставленных целей выполните следующие задания.
1. Рассмотрите рисунок, выполните сложение:




13 QUOTE 1415 + 13 QUOTE 1415 = Сделайте запись в тетради!

2. Ответьте на вопрос задачи №3, записанной на доске. Запишите действие и ответ в тетради.

3. Сформулируйте в виде правила ответ на вопрос: как сложить дроби с одинаковыми знаменателями? Запишите ответ в тетради.

4. Закончите запись правила сложения, заменив звёздочку буквой:
13 QUOTE 1415 + 13 QUOTE 1415.

5. Проверьте, правильно ли вы ответили на поставленные вопросы, прочитав в учебнике п. 26 на странице 155.

6. Если вы всё сделали правильно, установите на парте красный флажок.
Если допустили ошибки, исправьте их.

7. Выполните сложение (записи делайте в тетради):
а) 13 QUOTE 1415 + 13 QUOTE 1415 = 13 QUOTE 1415 =

б) 13 QUOTE 1415 + 13 QUOTE 1415;

в) 13 QUOTE 1415 + 13 QUOTE 1415. Проверьте правильность решения, взяв ответы у учителя.

8. Объясните с помощью модели правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями.
VI этап. Первичное закрепление во внешней речи.

· отчёт групп о проделанной работе.
Самооценка группы своей работы:
Красная карточка – работали отлично,
Синяя карточка – работали хорошо.
Жёлтая карточка – можно было бы лучше.

· Выполнение №1011 (а, в, д,ж) из учебника с комментированием.
VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
«5», если нет ошибок. Поднимают красную карточку.
«4», если 1-2 ошибки. Поднимают синюю карточку.
Жёлтая карточка – надо ещё позаниматься.
Самостоятельная работа.

№1. Вычислить:
а) 13 QUOTE 1415 б) 13 QUOTE 1415 в) 13 QUOTE 1415 г) 13 QUOTE 1415

№2. Реши задачу.
В первый день трактор вспахал 13 QUOTE 1415 участка, а во второй день 13 QUOTE 1415 того же участка. Какую часть участка трактор вспахал за два дня?

№3. Найди ошибки:
а) 13 QUOTE 1415 б) 13 QUOTE 1415 в)13 QUOTE 1415 = 13 QUOTE 1415 г) 13 QUOTE 1415 = 13 QUOTE 1415.
Если выполнены первые три задания, установи на столе красный флажок.

Если вы справились с работой раньше, чем остальные ученики, решите следующую задачу. За выполнение этой задачи будет поставлена отдельная отметка.
№4*. Для посадки леса выделили участок площадью 400 га. Ель высадили на 13 QUOTE 1415 участка, а сосну – на 13 QUOTE 1415 участка. Сколько гектаров занято елью и сосной вместе?
Ответы самостоятельной работы.
№1.
а) 13 QUOTE 1415 б) 13 QUOTE 1415

в) 13 QUOTE 1415 г) 13 QUOTE 1415

№2.
13 QUOTE 1415 + 13 QUOTE 1415 = 13 QUOTE 1415 (участка) трактор вспахал за два дня.

Ответ: 13 QUOTE 1415 участка трактор вспахал за два дня.

№3.
Ошибки в примерах под буквами а и в. Должно быть
а) 13 QUOTE 1415 в)13 QUOTE 1415 = 13 QUOTE 1415

VIII этап. Рефлексия учебной деятельности.
Проверяем, достигли ли цели урока.
1. Правило сложения и вычитания дробей сформулировали?
Проговаривают правило.
2. Научились складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями?
Выводы по самостоятельной работе. Выставление отметок.
Записывают домашнее задание:
в п. 26 выучить правила, выполнить №1041.
Задание, которое выполнить по желанию: как можно показать на модели и выполнить действия 2 + 13 QUOTE 1415, 1
· 13 QUOTE 1415.
3. Тест «Мое настроение». Закрасить тот смайлик, который соответствует настроению от урока.




4. Собрать тетради у тех учащихся, которые успели выполнить дополнительное задание.
ђ Заголовок 1ђ Заголовок 2ђ Заголовок 3ђ Заголовок 4ђ Заголовок 5ђ Заголовок 6ђ Заголовок 7ђ Заголовок 8ђ Заголовок 915