Календарно-тематическое планирование по химии по УМК О.С. Габриелян (11 класс), базовый уровень, с использованием ИКТ




Календарно-тематическое планирование по химии для 11 класса
с использованием ИКТ

Программа. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/Автор О.С.
Габриелян.

Учебники: Габриелян О.С., Химия (базовый уровень). 11 кл. – М.: Дрофа, 2008-2009.


Пояснительная записка
Программа базового курса химии 10 – 11 классов отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы.
Курс рассчитан на 1-2 ч в неделю. Поэтому перед автором стояла непростая задача: сохранить целостность и системность учебного предмета за столь небольшое, жестко лимитированное учебное время, отпущенное на изучение химии. Следовало также учесть то, что, вероятно, часть выпускников средней школы (пусть даже небольшая) все-таки решит изменить направление дальнейшего образования в вузе и им потребуется знание химии.
Была проделана длительная и скрупулезная работа по отбору содержания учебного предмета базового уровня. Автор смеет надеяться, что программа:
позволяет сохранить достаточно целостный и системный курс химии, который формировался на протяжении десятков лет в советской и российской школе;
представляет курс, освобожденный от излишне теоретизированного и сложного материала, для отработки которого требуется немало времени;
включает материал, связанный с повседневной жизнью человека, также с будущей профессиональной деятельностью выпускника средней школы, которая не имеет ярко выраженной связи с химией;
полностью соответствует стандарту химического образования средней школы базового уровня.
Методологической основой построения учебного содержания курса химии базового уровня для средней школы явилась идея интегрированного курса, но не естествознания, а химии. Такого курса, который близок и понятен тысячам российских учителей и интересен сотням тысяч российских старшеклассников.
Первая идея курса - это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «Химия». Идея такой интеграции диктует следующую очередность изучения разделов химии: вначале, в 10 классе, изучается органическая химия, а затем, в 11 классе, - общая химия. Такое структурирование обусловлено тем, что курс основной школы заканчивается небольшим (10-12ч) знакомством с органическими соединениями, поэтому необходимо заставить «работать» небольшие сведения по органической химии 9 класса на курс органической химии в 10 классе. Если же изучать органическую химию через год, в 11 классе, это будет невозможно – у старшеклассников не останется по органической химии основной школы даже воспоминаний.
Кроме того, изучение в 11 классе основ общей химии позволяет сформировать у выпускников средней школы представление о химии как о целостной науке, показать единство её понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии.
Наконец, подавляющее большинство тестовых заданий ЕГЭ (более 90%) связаны с общей и неорганической химией, а потому в 11, выпускном классе логичнее изучать именно эти разделы химии, чтобы максимально помочь выпускнику преодолеть это се6рьезное испытание.
Вторая идея курса – это межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания физики, биологи, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т.е. сформировать целостную естественнонаучную картину мира. Это позволит старшеклассникам осознать то, что без знания основ химии восприятие окружающего мира будет неполным и ущербным, а люди, не получившие таких знаний, могут неосознанно стать опасными для этого мира, так как химически неграмотное обращение с веществами, материалами и процессами грозит немалыми бедами.
Третья идея курса – это интеграция химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. А это, в свою очередь, позволяет средствами учебного предмета показать роль химии в нехимической сфере человеческой деятельности, т.е. полностью соответствует гуманизации и гуманитаризации обучения. Курс рассчитан на два года обучения по 1ч в неделю или на один год обучения по 2 ч в неделю. В этом случае у учащихся появляется возможность не проходить, а изучать, не знакомиться, а выучивать это содержание. Примерное распределение часов, предусматривающее последний вариант изучения химии в 10 – 11 классе, указано в знаменателе времени, регламентирующего изучение учебной темы.
Курс четко делится на две части: органическую химию (34/68 ч) и общую химию (34/68 ч).
Теоретическую основу органической химии составляет теория строения в ее классическом понимании – зависимости свойств веществ от их химического строения, т.е. от расположения атомов в молекулах органических соединений согласно валентности. Электронное и пространственное строение органических соединений при том количестве часов, которое отпущено на изучение органической химии, рассматривать не представляется возможным. В содержании курса органической химии сделан акцент на практическую значимость учебного материала. Поэтому изучение представителей каждого класса органических соединений начинается с практической посылки – с их получения. Химические свойства веществ рассматриваются сугубо прагматически – на предмет их практического применения. В основу конструирования курса положена идея о природных источниках органических соединений и их взаимопревращениях, т.е. идеи генетической связи между классами органических соединений.
Теоретическую основу курса общей химии составляют современные представления о строении вещества (периодическом законе и строении атома, типах химических связей, агрегатном состоянии вещества, полимерах и дисперсных системах, качественном и количественном составе вещества) и химическом процессе (классификации химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии, окислительно-восстановительных процессах), адаптированные под курс, рассчитанный на 1-2 ч в неделю. Фактическую основу курса составляют обобщенные представления о классах органических и неорганических соединений и их свойствах. Такое построение курса общей химии позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости мира веществ, причин его многообразия, всеобщей связи явлений. В свою очередь, это дает возможность учащимся лучше усвоить собственно химическое содержание и понять роль и место химии в системе наук о природе. Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Данная программа реализована в учебниках: Габриелян О.С. Химия, 10 кл. Базовый уровень. – М,: Дрофа, 2009 г.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено направлено на достижение следующих целей:
деятельности и ключевых компетенций:
познавательная деятельность:
освоение знаний о химической естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
информационно- коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, сотрудничество с другими учащимися в процессе совместного выполнения лабораторных опытов и практических работ;
поиск информации с использованием различных источников (учебные тексты, справочные и научно-популярные издания, Интернет-ресурсы и другие компьютерные базы данных);
обработка информации и представление ее в разных формах (вербально, с помощью таблиц и структурных схем).
рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;
организация своего учебного труда.



11 КЛАСС (ОБЩАЯ ХИМИЯ)
(1 час в неделю, всего 34 ч)

№ темы
Название темы
Количество часов по программе
Количество часов по КТП

1
Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева.
3
3

2
Строение вещества.
14
14

3
Химические реакции.
8
8

4
Вещества и их свойства.
9
9


Итого
34
34


Лабораторные опыты
18
18


Практические работы
2
2


Контрольные работы
2
2



№ урока
Даты изучения
Наименование и содержание темы
Указания и задания ученику
Дополнительные материалы,
CD диски: «Виртуальная химическая лаборатория», «Общая и неорганическая химия 10-11 классы» ИНТЕРНЕТ

Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева – 3 ч

1.

1. Основные сведения о строении атома. (Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д.И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s- и p-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов).




Вводный инструктаж по технике безопасности
п. 1, № 3, 8 -10
CD диск: «Виртуальная химическая лаборатория».
Коллекция.
Первоначальные химические понятия.
Раздел «Атомы химических элементов»:
атомная гипотеза;
открытие рентгеновских лучи;
открытие естественной радиоактивности;
открытие электрона;
теория М. Планка;
модели строения атома;
опыт Резерфорда;
планетарная модель строения атома;
общее строение атома;
электронные оболочки атомов;
строение атома азота;
строение атома калия;
строение атома железа;
строение атома резерфордия
CD диск: «Общая и неорганическая химия 10-11
классы».
Строение атома.
Раздел «Электронное строение многоэлектронных
атомов»:
принципы распределения электронов в многоэлектронном атоме;
принцип наименьшей энергии;
правило Клечковского;
принцип Паули;
правило Хунда;
электронное строение атомов элементов I –IV периодов

2.

2-3. Периодический закон Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома. (Открытие Д.И. Менделеевым периодического закона. ПСХЭ Д.И. Менделеева – графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах). Положение водорода в периодической системе.).
Лабораторный опыт № 1.
Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек.
Демонстрации
Различные формы ПСХЭ Д.И. Менделеева
п. 2, № 8 -10








с.205
CD диск: «Виртуальная химическая лаборатория».
Коллекция.
Периодический закон Д.И. Менделеева.
Раздел «Периодический закон – основа современной химии»:
периодический закон – основа современной химии
Раздел «Открытие периодического закона»:
открытие периодического закона;
металлические и неметаллические свойства химических элементов
Раздел «Современные представления о
периодичности»:
периодичность изменения свойств химических элементов;
изменение свойств элементов в периодах;
изменение свойств элементов в группах

3.

3. Положение водорода в периодической системе (Значение периодического закона и ПСХЭ Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира)
п. 2



Тема 2. Строение вещества – 14 час.

4.

1. Ионная химическая связь. (Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток).
Демонстрации
Модель кристаллической решетки хлорида натрия.
Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита.
п. 3, № 6,7,9,10
CD диск: «Виртуальная химическая лаборатория».
Коллекция.
Первоначальные химические понятия.
Раздел «Атомы химических элементов»:
ионная связь;
Раздел «Вещества»:
кристаллические решетки
ионные кристаллические решетки
CD диск: «Общая и неорганическая химия 10-11
классы».
Химическая связь и строение неорганических
веществ.
Раздел «Ионная связь»:
образование ионной связи;
эффективные атомные заряды;
степень ионности связи;
координационное число;
ионные кристаллические решетки

5.

2. Ковалентная химическая связь. (Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток).
Демонстрации
Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварцита).
п. 4, № 5, 9 -13
CD диск: «Виртуальная химическая лаборатория».
Коллекция.
Первоначальные химические понятия.
Раздел «Атомы химических элементов»:
ковалентная полярная и неполярная связи;
основное и возбужденные состояния атома серы;
атом серы в основном состоянии;
атом серы в электронновозбужденном состоянии;
типы ковалентных связей
Раздел «Вещества»:
кристаллические решетки;
атомные кристаллические решетки;
молекулярные кристаллические решетки
CD диск: «Общая и неорганическая химия 10-11
классы».
Химическая связь и строение неорганических
веществ.
Раздел «Ковалентная связь»:
теория ковалентной связи;
механизм образования общей электронной пары;
донорно-акцепторный механизм образования общей электронной пары;
метод валентных связей и молекулярных орбиталей;
способы перекрывания электронных орбиталей

6.

3. Металлическая химическая связь. (Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи).
п. 5, № 6 - 10
CD диск: «Виртуальная химическая лаборатория».
Коллекция.
Первоначальные химические понятия.
Раздел «Атомы химических элементов»:
металлическая связь;
Раздел «Вещества»:
металлические кристаллические решетки
CD диск: «Общая и неорганическая химия 10-11
классы».
Химическая связь и строение неорганических
веществ.
Раздел «Природа химической связи»:
причины возникновения химической связи;
виды химической связи

7.

4. Водородная химическая связь. (Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров).
Лабораторный опыт № 2.
Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств.
Демонстрации
Модель молекулы ДНК.
п. 6, № 7-9



с.205-206
CD диск: «Общая и неорганическая химия 10-11
классы».
Химическая связь и строение неорганических
веществ.
Раздел «Водородная связь»:
донорно-акцепторный механизм;
энергия водородной связи;
водородная связь и свойства вещества;
плавиковая кислота как электролит;
водородная связь и макромолекулы

8.

5. Полимеры. (Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение).
Лабораторный опыт № 3.
Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них.
Демонстрации
Образцы пластмасс (фенолформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них.
Образцы волокон (шерсть, шелк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон и изделия из них.
Демонстрации
Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты).
ХКК ГОС
п. 7, № 7 – 10




с.206
CD диск: «Виртуальная химическая лаборатория».
Коллекция.
Органическая химия.
Высокомолекулярные соединения. Полимеры. Природные источники углеводородов.
Раздел «Основные понятия химии полимеров»:
полимеры
Углеводы.
Раздел «Применение целлюлозы и ее производных.
Искусственные волокна»:
искусственные волокна;
производство ацетатного волокна



9.

6. Газообразное состояние вещества. (Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ. Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним).
Демонстрации
Модель молярного объема газов.
п. 8, № 6, 9, 10
CD диск: «Виртуальная химическая лаборатория».
Коллекция.
Первоначальные химические понятия.
Раздел «Вещество»:
количество вещества;
количество вещества и число Авогадро;
количество вещества и молярный объем;
количество вещества и молярная масса

10.

7. Представители газообразных веществ. (Водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен). Их получение, собирание и распознавание.
п. 8, № 13, 14
CD диск: «Виртуальная химическая лаборатория».
Коллекция.
Свойства неорганических веществ.
Раздел «Кислород и сера»:
кислород;
озон;
получение кислорода
Раздел «Азот и фосфор»:
аммиак. Строение;
аммиак. Окрашивание фенолфталеина;
аммиак. Взаимодействие с реактивом Несслера
Раздел «Углерод и кремний»:
качественная реакция на CO2
Органическая химия.
Раздел «Основные способы получения и
применения алкенов»:
получение и применение алкенов

11.

8. Практическая работа № 1.
Получение, собирание и распознавание газов.

с.214-215


12.

9. Жидкое состояние вещества. (Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях. Жидкие кристаллы и их применение).
Демонстрации
Три агрегатных состояния воды.
Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления.
Приборы на жидких кристаллах.

п. 9, № 5, 7-10
CD диск: «Общая и неорганическая химия 10-11
классы».
Элементы I – III групп. Натрий. Кальций.
Алюминий.
Раздел «Жесткость воды и способы ее устранения»:
жесткость воды;
промышленные способы устранения временной жесткости;
промышленные способы устранения постоянной жесткости;
единицы измерения жесткости воды;
умягчение воды ионообменными смолами

13.

10. Лабораторный опыт № 4.
Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды.
Лабораторный опыт № 5.
Ознакомление с минеральными водами.

с.206


с.207


14.

11. Твердое состояние вещества. (Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества).
п. 10, № 5, 9-11
CD диск: «Виртуальная химическая лаборатория».
Коллекция.
Первоначальные химические понятия.
Раздел «Вещество»:
строение вещества;
кристаллические вещества;
ионные кристаллические решетки;
атомные кристаллические решетки;
металлические кристаллические решетки;
молекулярные кристаллические решетки

15.

12. Дисперсные системы. (Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы. Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли. Тонкодисперсные системы: гели и золи).
Лабораторный опыт № 6.
Ознакомление с дисперсными системами.
Демонстрации
Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
п. 11, № 10-11





с.207




16.

13. Состав вещества и смесей. (Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ. Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси – доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного).
п. 12, № 10-14
CD диск: «Виртуальная химическая лаборатория».
Коллекция.
Атомы химических элементов.
Раздел «Вещества»:
состав смесей
Повторный инструктаж по технике безопасности

17.

14. Контрольная работа № 1 по теме
«Строение вещества».



Тема 3. Химические реакции – 8час.

18.

1. Реакции, идущие без изменения состава веществ. (Аллотропия и Аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. Изомеры и изомерия)
п. 13, № 6-8
CD диск: «Виртуальная химическая лаборатория».
Коллекция.
Атомы химических элементов.
Раздел «Вещества»:
аллотропия кислорода;
аллотропия олова;
аллотропия углерода

19.

2. Реакции, идущие с изменением состава веществ. (Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций).
Лабораторный опыт № 7.
Реакции замещения меди железом в растворе медного купороса.
Лабораторный опыт № 8.
Реакции, идущие с образованием осадка, газа и водорода.
Лабораторный опыт № 9.
Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля.
Лабораторный опыт № 10.
Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком.
п. 14, № 5, 6-9





с.207


с.208


с.208-209



с.209
CD диск: «Виртуальная химическая лаборатория».
Коллекция.
Атомы химических элементов.
Раздел «Изменения, происходящие с веществами»:
химические реакции;
закон сохранения массы веществ;
реакции соединения;
реакции разложения;
реакции замещения;
реакции обмена

20.

3. Скорость химической реакции. (Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования).
Демонстрации
Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой.
п. 15, № 10-12
CD диск: «Виртуальная химическая лаборатория».
Коллекция.
Атомы химических элементов.
Раздел «Скорость химических реакций. Химическое равновесие»:
скорость химической реакции и концентрация реагирующих веществ;
скорость химической реакции и температура;
скорость химической реакции и давление;
скорость химической реакции и катализатор;
скорость химической реакции и поверхность реагирующих веществ;
скорость химической реакции и природа реагирующих веществ

21.

4. Обратимость химических реакций. (Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты).
п. 16, № 5, 6
CD диск: «Виртуальная химическая лаборатория».
Коллекция.
Атомы химических элементов.
Раздел «Скорость химических реакций. Химическое равновесие»:
обратимые и необратимые реакции;
химическое равновесие;
концентрация веществ и химическое равновесие;
температура и химическое равновесие;
давление и химическое равновесие

22.

5. Роль воды в химической реакции. (Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации. Химические свойства воды: взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии).
Демонстрации
Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации.
Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора.


п. 17, № 9, 10
CD диск: «Виртуальная химическая лаборатория».
Коллекция.
Атомы химических элементов.
Раздел «Растворение. Растворы»:
растворы и их значение;
физическая теория растворов;
химическая теория растворов;
современная теория растворов;
гидраты и кристаллогидраты;
растворимость веществ в воде;
насыщенные растворы;
пересыщенные растворы;
ненасыщенные растворы;
электролиты и неэлектролиты;
электролитическая диссоциация и ассоциация;
механизм электролитической диссоциации;
степень электролитической диссоциации;
сильные и слабые электролиты

23.

6. Гидролиз органических и неорганических соединений. (Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей. Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке).
Лабораторный опыт № 11.
Различные случаи гидролиза солей.
Демонстрации
Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II).
Получение мыла.
п. 18, № 6-8





с.209
CD диск: «Виртуальная химическая лаборатория».
Коллекция.
Свойства неорганических веществ.
Раздел «Углерод и кремний»:
гидролиз карбонатов и гидрокарбонатов


24.

7. Окислительно-восстановительные реакции. (Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель).
Демонстрации
Простейшие окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II).
п. 19 (с.155-158),
№ 1-3, 7,9
CD диск: «Виртуальная химическая лаборатория».
Коллекция.
Атомы химических элементов.
Раздел «Окислительно-восстановительные реакции»:
окисление и восстановление атомов;
окисление и восстановление ионов;
окислительно-восстановительные реакции;
типичные окислители;
типичные восстановители;
окислители и восстановители;
электронный баланс
CD диск: «Общая и неорганическая химия 10-11
классы».
Окислительно-восстановительные реакции
Раздел «Окислители и восстановители»:
окислительно-восстановительные реакции;
окисление, восстановление;
окисление;
восстановитель;
восстановление;
окислитель;
степени окисления элементов;
типы окислительно-восстановительных реакций;
Раздел «Окисление и восстановление»:
окислительно-восстановительные свойства ионов и атомов;
типичные окислители;
типичные восстановители
Раздел «Составление уравнений окислительно-
восстановительные реакции»:
подбор коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях
Раздел «Применение окислительно-
восстановительных реакций»:
применение окислительно –восстановительных реакций

25.

8. Электролиз. (Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия).
Демонстрации
Модель электролизера.
Модель электролизной ванны для получения алюминия.
п. 19, № 6, 8,10


Тема 4. Вещества и их свойства – 9 час.

26.

1. Металлы. (Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом. Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии).
Лабораторный опыт № 13.
Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами.
Лабораторный опыт № 18.
Ознакомление с коллекцией металлов.
Демонстрации
Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой.



п. 20, № 5, 7,8







с.210

с.211-212


CD диск: «Виртуальная химическая лаборатория».
Коллекция.
Свойства неорганических веществ.
Раздел «Металлы. Общая характеристика»:
металлы;
строение атомов металлов;
химические свойства металлов и их строение;
взаимодействие металлов с кислородом;
электрохимический ряд активности металлов
CD диск: «Общая и неорганическая химия 10-11
классы».
Элементы I – III групп. Натрий. Калий. Алюминий.
Раздел «Общая характеристика элементов I – II
групп»:
химическая активность щелочных и щелочноземельных металлов;
Раздел «Натрий и калий. Физические и химические
свойства»:
строение и химическая активность атомов натрия и калия;
взаимодействие натрия и калия с неметаллами
взаимодействие натрия и калия со сложными неорганическими веществами
CD диск: «Виртуальная химическая лаборатория».
Коллекция.
Свойства неорганических веществ.
Раздел «Железо»:
коррозия

27.

2. Неметаллы. (Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями)).
Лабораторный опыт № 18.
Ознакомление с коллекцией неметаллов.
п. 21, № 6-8




с.212

CD диск: «Виртуальная химическая лаборатория».
Коллекция.
Свойства неорганических веществ.
Раздел «Галогены»:
особенности строения атомов галогенов. Валентные возможности атомов галогенов;
степени окисления галогенов в соединениях;
растворимость галогенов в воде:
растворимость галогенов в неполярных растворителях;
взаимодействие галогенов со щелочами;
взаимодействие галогенов с водой

28.

3. Кислоты неорганические и органические. (Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты).
Лабораторный опыт № 12.
Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами.
Лабораторный опыт № 18.
Ознакомление с коллекцией кислот.
Демонстрации
Разбавление концентрированной серной кислоты.
Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью.
ХКК ГОС
п. 22, № 5-8




с.209


с.212

CD диск: «Виртуальная химическая лаборатория».
Коллекция.
Свойства неорганических веществ.
Раздел «Вещества»:
соединения из 3-х и более атомов;
кислоты
Раздел «Классы неорганических соединений»:
реакции ионного обмена;
взаимодействие кислот с основаниями;
взаимодействие кислот с оксидами металлов;
взаимодействие кислот с металлами
Раздел «Кислород и сера»:
взаимодействие серной кислоты с металлами
Раздел «Азот и фосфор»:
взаимодействие азотной кислоты с металлами;
взаимодействие азотной кислоты с железом
Органические вещества.
Карбоновые кислоты
Раздел «Химические свойства алкановых кислот»:
диссоциация алкановых кислот;
взаимодействие карбоновых кислот с металлами;
взаимодействие карбоновых кислот с оксидами и гидроксидами металлов;
взаимодействие карбоновых кислот с солями;
образование функциональных производных карбоновых кислот

29.

4. Основания неорганические и органические. (Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований).
Лабораторный опыт № 14.
Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями.
Лабораторный опыт № 18.
Ознакомление с коллекцией оснований.
п. 23, № 4-9




с.210

с.212-213
CD диск: «Виртуальная химическая лаборатория».
Коллекция.
Свойства неорганических веществ.
Раздел «Вещества»:
соединения из 3-х и более атомов;
основания;
Раздел «Классы неорганических соединений»:
взаимодействие оснований с солями;
типичные свойства оснований;
взаимодействие оснований с кислотами;
взаимодействие оснований с оксидами неметаллов;
разложение оснований

30.



5. Соли. (Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями).
Лабораторный опыт № 15.
Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями.
Лабораторный опыт № 16.
Получение и свойства нерастворимых оснований.
Лабораторный опыт № 17.
Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов.
Демонстрации
Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом.
п. 24, № 3-5



с.210-211


с.211


с.211

CD диск: «Виртуальная химическая лаборатория».
Коллекция.
Свойства неорганических веществ.
Раздел «Вещества»:
соединения из 3-х и более атомов;
кислоты
Раздел «Классы неорганических соединений»:
взаимодействие солей с кислотами;
взаимодействие солей со щелочами;
взаимодействие солей с металлами;
взаимодействие солей с солями

31.

6. Представители солей и их значение. (Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) – малахит (основная соль). Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III)).
Лабораторный опыт № 18.
Ознакомление с коллекцией минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли.
Демонстрации
Качественные реакции на катионы и анионы.
п. 24, № 6-9





с.213

CD диск: «Виртуальная химическая лаборатория».
Коллекция.
Свойства неорганических веществ.
Раздел «Галогены»:
качественная реакция на хлорид - ион


32.

7. Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. (Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии).
п. 25, № 3-7
CD диск: «Виртуальная химическая лаборатория».
Коллекция.
Свойства неорганических веществ.
Раздел «Классы неорганических соединений»:
генетическая связь между классами веществ


33.

8. Практическая работа № 2.
Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений.

с.216



34.

9. Контрольная работа № 2 по темам «Химические реакции», «Вещества и их свойства».




15