Рабочая программа внеурочной деятельности Азбука здоровья 1 класс

Пояснительная записка

Количество недельных часов: 1 Количество часов в год: 33

Уровень рабочей программы: модифицированный

Классификация рабочей программы: типовая

Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс занятий нацелен на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.
Цель курса: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи курса: формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; обеспечение физического и психического саморазвития.

Данная рабочая программа разработана на основе:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009;
Учебный план МКОУ Аннинская СОШ №3, утверждённый решением педагогического совета Протокол №1 от 27.08.2014 г., приказом директора МКОУ Аннинская СОШ №3 №136/1 от 27.08.2014 г.
Методические рекомендации по формированию учебных планов для общеобразовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральными государственными стандартами начального общего образования.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014/2015 учебный год. (Приказ Министерства образования РФ от 31 марта 2014 г. № 253)
Уроки здоровья включают в себя игры, оздоровительные минутки. Некоторые уроки проходят в форме праздников, КВН, театрализованных постановок.
Данное планирование составлено из расчета 1 час в неделю в течение года, всего 34 ч.
Необходимое условие уроков здоровья: личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком, акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей. Привитие с раннего детства любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Человек – бесценное, уникальное явление во Вселенной. Человечество вызвало к жизни величайшие созидательные силы, оно же создало и гигантские средства разрушения, как мира, так и самого себя. Не случайно в третьем тысячелетии на первый план, как главное условие жизнеспособности любой страны, выступает человеческий фактор. Обстановка общего кризиса социально-политических отношений, постоянная угроза террористических актов, рост наркомании и алкоголизма, ухудшение экологической среды, ухудшение здоровья, - все это требует неотложных контрмер.
По результатам многочисленных исследований здоровье школьников с 1 класса ухудшается, все больше с каждым годом его обучения в школе. Одна из причин – низкая двигательная активность и нахождение значительного времени в статичном сидячем положении за партой в школе, за компьютером дома. А ведь дети – это будущее нашего государства. Поэтому необходимо сделать акцент на активное формирование у подрастающего поколения установок на здоровый образ жизни, культуры здоровья.
Здоровье – это социокультурная характеристика человека, которая интегрирует системные элементы действенно-практической и смысловых сфер личности (жизнеспособность и внутренняя картина здоровья) и проявляется в успешности жизнедеятельности по достижению состояния благополучия (физического, душевного и социального).
Следовательно, здоровый образ жизни – это индивидуальная стратегия жизнедеятельности человека по достижению состояния благополучия,
которая реализуется на основе ценностных социокультурных представлений Реализация внеурочной деятельности по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые
физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Программа «Азбука здоровья» направлена на формирование у школьников понятия «здоровье» как сложного социально-медико-психологического феномена, определяющего развитие личности в целом, непосредственное формирование двигательных умений и навыков, целесообразное воздействие на процесс развития физических качеств, формирование двигательных способностей. В то же время содержание курса составлено с учетом возрастных и психофизиологических особенностей
учащихся начальной школы.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.

Универсальные компетенции, формирующиеся в процессе освоения
содержания образовательной программы «Азбука здоровья»:
умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению
состояния полного благополучия (физического или соматического,
психологического и социального);
умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать
со сверстниками и взрослыми для сохранения и укрепления личного и
общественного здоровья как социокультурного феномена;
умение доносить информацию по здоровьесберегающей тематике в
доступной, эмоционально-яркой форме в процессе взаимодействия со
сверстниками и взрослыми людьми.

Личностные результаты изучения образовательной программы «Азбука здоровья»:

активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;
проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в
различных ситуациях риска нарушения здоровья;
проявление дисциплинированности и упорства в сохранении и укреплении
личного здоровья и здоровья окружающих людей во всех его проявлениях;
оказание бескорыстной помощи своим сверстникам и окружающим людям в
сохранении и укреплении их здоровья во всех его проявлениях.

Метапредметные результаты изучения образовательной программы
«Азбука здоровья»:

характеристика личного здоровья , его объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
обеспечение защиты и сохранения личного и общественного здоровья во
всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими
индивидуальным и возрастным особенностям;
планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и
досуговой) с учетом требований сохранения и совершенствования
индивидуального здоровья;
объективная оценка результатов собственной деятельности с точки
зрения возможных рисков нарушения здоровья и возможностей его
совершенствования;
управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками
и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия.

Формы и методы обучения
Практическая работа
Творческая работа
Урок – путешествие
Беседа
Экскурсия


Методическое обеспечение:
- специальная и учебная литература;
- учебные презентации.

Материально-техническое обеспечение:
- учебный класс;
- мультимедийное оборудование;
- компьютер.




Содержание программы

Общий годовой план работы составляет -33ч.
Дружи с водой. (2 ч.)
Советы доктора Воды. Друзья Вода и Мыло.
Забота о глазах. (1 ч.)
Глаза – главные помощники человека.
Уход за ушами. (1 ч.)
Чтобы уши слышали.
Уход за зубами. (2 ч.)
Почему болят зубы. Чтобы зубы были здоровыми.
Уход за руками и ногами. (1 ч.)
«Рабочие инструменты» человека.
Забота о коже. (2 ч.)
Зачем человеку кожа. Если кожа повреждена.
Как следует питаться. (2 ч.)
Питание – необходимое условие для жизни человека. Здоровая пища для всей семьи.
Как сделать сон полезным. (1 ч.)
Сон – лучшее лекарство.
Настроение в школе. (1 ч.)
Как настроение?
Настроение после школы. (1 ч.)
Я пришёл из школы.
Поведение в школе. (2 ч.)
Я – ученик.
Вредные привычки. (2 ч.)
Вредные привычки.
Мышцы, кости и суставы. (2 ч.)
Скелет – наша опора. Осанка – Стройная спина!
Как закаляться. Обтирание и обливание.( 1 ч.)
Если хочешь быть здоров!
Как правильно вести себя на воде. (1 ч.)
Правила безопасности на воде.
Чистота и здоровье. (2 ч.)
Чистота и здоровье.
Народные игры. (1 ч.)
Русская игра «Городки».
Подвижные игры. (1 ч.)
Подвижные игры.
Игра-путешествие «Откуда берутся грязнули» (1 ч.)
Игра-путешествие.
Будем делать хорошо и не будем плохо. (2 ч.)
Что такое хорошо и что такое плохо. Помощь людям.
Культура здорового образа жизни. (2 ч.)
Культура здорового образа жизни. Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.




Предполагаемые результаты реализации программы

Приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования. Развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру. Школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п
Тема урока
Дата
Примечания



план
факт


1
Советы доктора Воды.




2
Друзья Вода и Мыло.




3
Глаза – главные помощники человека.




4
Чтобы уши слышали.




5
Почему болят зубы.




6
Чтобы зубы были здоровыми.




7
«Рабочие инструменты» человека.




8
Зачем человеку кожа.




9
Если кожа повреждена.




10
Питание – необходимое условие для жизни человека.




11
Здоровая пища для всей семьи.




12
Сон – лучшее лекарство.




13
Как настроение?




14
Я пришёл из школы.




15
Я – ученик.




16
Я – ученик.




17
Вредные привычки.




18
Вредные привычки.




19
Скелет – наша опора.




20
Осанка – стройная спина!




21
Если хочешь быть здоров!




22
Правила безопасности на воде.




23
Чистота и здоровье.




24
Чистота и здоровье.




25
Чистота и здоровье.




26
Русская игра «Городки».




27
Подвижные игры.




28
Игра-путешествие «Откуда берутся грязнули»




29
Будем делать хорошо и не будем плохо




30
Что такое хорошо и что такое плохо.




31
Помощь людям




32
Культура здорового образа жизни




33
Я здоровье сберегу – сам себе я помогу




Подпись учителя:_____________/И.С.Сиротина/








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515




15