ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ЛЕТНЕГО ЛИНГВО — КРАЕВЕДЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ « ЛИНГВА».

Ю.В.Попова,
МАОУ СОШ №9,г.Тавда
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ЛЕТНЕГО ЛИНГВО - КРАЕВЕДЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ « ЛИНГВА».

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, толерантности. Зарождаясь из любви к своей «малой родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Ещё А. С. Пушкин призывал: «Уважение к минувшему, к предкам - вот черта, отличающая образованность от дикости». Каждый человек должен знать историю своей малой родины. Ведь без знания прошлого нет и настоящего.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Современную образовательную деятельность невозможно представить без внеурочной, которая имеет большое как образовательное, так и воспитательное значение, иностранный язык не является исключением.
Иностранный язык объективно является общественной ценностью. Любой современный человек осознает значимость языка для общества и для себя лично, понимая, что иностранный язык служит средством межличностного, межнационального, межгосударственного и международного общения. На современном этапе формирования общественных отношений возросла потребность в знании иностранных языков на уровне свободного бытового и профессионального общения. Краеведение также занимает большое место в образовательной деятельности, а краеведческий материал способствует воспитанию патриота и гражданина. Где, когда и как можно повысить уровень владения учащимися иностранным языком? В ходе эффетивной организации летнего отдыха могут быть созданы благоприятные условия для расширения кругозора детей, привлечению их к самостоятельной исследовательской, краеведческой, практической деятельности. Вот так и возникла идея организации работы летнего лингво-краеведческого лагеря
«Лингва»
Ежегодно в работе лагеря в течение 5 дней принимают участие двадцать учащихся 7-8 классов из разных школ города с разным уровнем владения иностранным языком. Выбор возраста учащихся был обусловлен тем, что к 8 классу уже сформирована достаточно хорошая лексическая и грамматическая база, а ведущим видом деятельности для подростков является общение.
Главное условие участия в лагере – собственное желание. Программа лагеря, отличается тем, что здесь гармонично сочетаются изучение английского, немецкого языков и развитие творческого потенциала учащихся. Структура программы отличается разнообразием видов деятельности, которые способствуют развитию познавательных и творческих способностей учащихся в процессе изучения языка, активному включению в этот процесс мышления, памяти, воображения, эмоций и построена на изучении участниками истории Тавдинского района.
Главная цель работы лагеря- создать педагогические условия для формирования мотивации к изучению иностранного языка и развитию творческого потенциала личности участников летнего лингво-краеведческого лагеря через изучение истории родного края.
Задачи:
развивать мотивацию учащихся к изучению истории родного края и формировать целостное представление о его месте в истории России;
расширять лингвистический кругозор учащихся через использование лингво-культурологических понятий;
развивать у учащихся коммуникативные компетенции;
развивать самостоятельность мышления учащихся и их творческие способности, умения систематизировать, обобщать имеющуюся информацию с использованием информационных технологий;
формировать готовность работы в команде через общение и сотрудничество;
помочь участникам смены раскрыть и развить свои способности, способствующие  определению в дальнейшей профессиональной жизни.
Тематика работы лагеря ежегодно меняется: 2013год - «Путешествие по Тавдинскому краю», 2014г.- «Экскурсия по родному городу», 2015г.- «Тавда литературная»
В работе лагеря можно выделить 3 этапа
Первый этап - подготовительный 
Создание коллектива педагогов. Ознакомление с программой лагеря. Учёт пожеланий и предложений. Подготовка сценариев, оформление иллюстративных материалов, материалов диагностики.
Второй этап:
Реализация программы по четырем направлениям: познание своего края, привитие самостоятельности, и прикладных навыков, коммуникативное развитие, оздоровление.
Проведение диагностики.
Третий этап: Развитие практических навыков: работа по систематизации собранного материала, создание фильма (презентации и др.) на английском и немецком языках. Обязательное условие – распределение на добровольной основе заданий между группами школьников или отдельными учащимися
Четвертый этап:
Предъявление результатов работы лагеря. Подведение итогов диагностики. Составление анализа реализации программы. Выступление на методическом объединении с анализом работы лагеря. 
Формы работы с подростками:
социально-психологический тренинг;
экскурсии по изучению истории и традиций Тавдинского района;
встречи с краеведами, поэтами, бардами
включение в различные виды деятельности интеллектуальных, творческих игр;
проектная деятельность.

Результат работы лагеря:
2013 год – видеофильм «Путешествие по родному краю»,
2014г - презентация «Экскурсия по родному городу»
2015г.- сборник «Тавда литературная»
Участники лагеря отмечают, что их деятельность в лагере способствовала:
повышению мотивации к изучению иностранного языка;
развитию интереса к изучению родной и иноязычной культуры;
совершенствованию коммуникативных навыков;
обогащению словарного запаса;
повышению уровня владения информационно-коммуникационными технологиями и методами исследовательской работы: поиску информации из различных источников, описанию и систематизации материала;
расширению знаний об истории родного города и района;
приобретению опыта предъявления результатов проделанной работы.
Проект, выполненные участниками лагеря получили высокую оценку на муниципальном этапе защиты исследовательских проектов (2013, 2014г), на межрегиональном конкурсе «Земляки» (2 место в номинации «История родного края в образах», 2014г).
Созданные видеофильм, виртуальная экскурсия по родному городу используются педагогами на уроках иностранного языка и внеурочной деятельности. Педагогами начата работа по разработке программы элективного курса «Тавда: прошлое и настоящее».
Программа летнего лингво-краеведческого лагеря была представлена на областной конкурс программно-методических материалов в сфере организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в каникулярный период, проводимый ГАУ ДО СО «Дворец молодежи» и стала победителем в номинации:образовательно-оздоровительные программы на различный промежуток времени в условиях оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей.
Организация работы лагеря способствует обновлению содержания образования и вовлекает детей в увлекательный процесс познания истории родного края и совершенствования уровня владения иностранным языком.



 
·