Доклад на тему Лингво-дидактические особенности обучения просмотровому чтению


ГБОУ СПО СК « Ставропольский базовый медицинский колледж»
Обсуждено и одобрено:
На заседании кафедры
ЦМК иностранных языков
Протокол №
От «____»______2015г.

ДОКЛАД
На тему:
«Лингво-дидактические особенности обучения просмотровому чтению в условиях реализации ФГОС третьего поколения»
Выполнила:
преподаватель ЦМК
иностранных языков
Назаренко Н.А.
Ставрополь, 2015 г.
Содержание
Введение__________________________________________3
Просмотровое чтения________________________________4
Умения чтения на уроке______________________________7
Заключение _______________________________________11
Список литературы_________________________________12
Введение
На сегодняшний день обучение чтению на английском языке является главной проблемой для преподавателей английского языка, и поэтому мы стараемся уделить обучению чтению, как можно больше внимания.
Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей. Возможность непосредственного общения с носителями языка имеют, как правило, сравнительно не многие, возможность читать на иностранном языке – практически все. Вот почему обучение чтению выступает в качестве целевой доминанты.
Процесс чтения и результат его – извлечение информации – имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей. Эта форма письменного общения обеспечивает передачу опыта, накопленного человечеством в различных областях жизни, развивает интеллект, обостряет чувства, то есть обучает, развивает, воспитывает. Словом, чтение формирует качества наиболее развитого и социально-ценного человека.
При ознакомительном чтении целью является извлечение основной информации из текста, получение общего представления о круге затрагиваемых вопросов, понимание главной идеи, некоторых основных фактов. Установка на восприятие лишь основной информации позволяет читать быстро, не обращая внимания на детали сообщения, и не "зацикливаться" на незнакомых словах. Текст для ознакомительного чтения не должен быть трудным для учащихся в языковом отношении – он может содержать незначительное количество новых лексических единиц, не встречавшихся ранее синтаксических конструкций, но они не должны препятствовать восприятию основной информации текста. При этом не предполагается пользование словарем. Внимание должно концентрироваться лишь на знакомых словах, этот вид чтения протекает в быстром темпе.
Чтение – это мотивированный, рецептивный, опосредованный вид речевой деятельности, протекающий во внутреннем плане, нацеленный на извлечение информации из письменно фиксированного текста, протекающего на основе процессов зрительного восприятия произвольной кратковременной памяти и перекодировки информации.
Обучение чтению - одна из проблем, получивших наиболее полное освещение в предшествующие этапы развития методики. Для всякого учащегося на первых порах процесс чтения на иностранном языке представляет очень большие трудности связанные прежде всего с опознаванием зрительных сигналов. Поэтому обучение чтению на иностранном языке должно включать систему упражнений, тренирующих способность учащихся в совершенствовании навыков чтения.
Основные виды чтения
В методике выделяют следующие виды чтения:
аналитическое;
изучающее;
просмотровое;
поисковое;
ознакомительное и др.
Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Такое чтение имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение, читать её или нет. Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстовых материалов и создавать ситуации просмотра. Скорость просмотрового чтения не должна быть ниже 500 слов в минуту, а учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, умений извлекать и использовать материал текста источника в соответствии с конкретным коммуникативным заданием.
Работа над просмотровым чтением
Организуя работу с текстом для просмотрового чтения , необходимо прежде всего помнить о том, что просмотр предваряет ознакомление с текстом и его детальное изучающее чтение. Поэтому особенностями просмотрового чтения являются:
отсутствие установки на последующее использование полученной информации;
быстрый темп чтения;
выбор информации: извлечение из текста наиболее важной информации и пропуск остального несущественного; фиксация только тех языковых фактов, которые дают возможность судить о теме текста.
Для того чтобы просмотровое чтение протекало успешно, т.е. отличалось быстротой и имело выборочный характер, необходимо предварительно сформировать у учащихся следующие умения в данном виде чтения:
Предвосхитить тематику текста по заголовку, подзаголовку, иллюстрации.
Просмотрев текст, сказать, о чём он, определить его тематику и основную цель.
Определить самые общие сведения, которые соотносят текст с определённой областью знаний.
Обнаружить смысловые опорные пункты и ориентируясь в композиционно-смысловой структуре текста, выделить важную информацию и опустить второстепенную.
Определить соответствие текста интересам читающего, оценив содержащуюся в нём информацию с точки зрения правдоподобности, актуальности и перспективности её использования.
Важнейшим условием формирования указанных умений является обильная практика, которая обеспечивается системой заданий к текстам. Это могут быть:
Задания, обучающие наиболее рациональным приёмам извлечения информации.
Задания, используемые с целью контроля понимания содержания текста.
В процессе обучения просмотровому чтению необходимо обратить внимание учащихся на эту «подсказку» и научить их пользоваться ею. Для этого могут быть выполнены следующие задания:
а) ознакомьтесь со схемой и/или иллюстрацией к тексту и озаглавьте его.
б) по иллюстрации (чертежу, схеме) и ряду ключевых слов сделайте несколько предложений по содержанию текста или задайте несколько вопросов.
в) посмотрите на картинки к тексту и расположите их в логической последовательности. Придумайте заголовок и составьте возможный план текста.
В зависимости от цели просмотрового чтения и степени полноты извлечения информации выделяют четыре подвида просмотрового чтения:
Конспективное – для выделения основных мыслей. Оно заключается в восприятии только наиболее значимых смысловых единиц текста, составляющих логико-фактологическую цепочку.
Реферативное – для выделения основных мыслей. При этом читающего интересует только самое основное в содержании материала, все подробности опускаются как несущественные для понимания главного.
Обзорное - для определения существа сообщаемого. Оно направлено на выделение главной мысли текста, при чём задачи сводятся в основном к её обнаружению на основе структурно-смысловой организации текста. Понимание главной мысли в данном случае практически невозможно. Интерпретация прочитанного ограничивается вынесением самой общей оценки читаемому и определением соответствия текста интересам читающего.
Ориентировочное – для установления наличия в тексте информации, представляющей для читающего интерес или относящейся к определённой проблеме. Основная задача читающего – установить, относится ли данный материал к интересующей его теме.Примерный алгоритм обучения просмотровому чтению
1.         Внимательно прочитайте заголовок текста, постарайтесь вникнуть в его смысл, определить главную мысль текста.
2.         Прочитайте первое предложение текста. Сопоставьте его содержание с заголовком.
3.         Прочитайте первый абзац. Сопоставьте его содержание со своим представлением о главной мысли текста.
4.         Просмотрите все остальные абзацы. Сопоставляя их содержание с представлением главной мысли текста и обращая особое внимание на содержание первых предложений абзацев.
5.         Сформулируйте вопрос: «О чём повествуется в тексте?»
Предтекстовый этап
Упражнения в работе с заглавием текста.
1.         Прочитайте заглавие и скажите, о чём (о ком), по вашему мнению, будет идти речь в тексте.
2.         Прочитайте заглавие и скажите, в чём, по вашему мнению, состоит основное содержание текста.
3.         Переведите заглавие и ответьте на вопросы:
1.         По какому слову заглавия можно установить, что речь идёт о, …?2.         Какое словосочетание наводит на мысль о том, что …?
3.         По какому слову вы определили, что эта информация о…?
4.         Переведите заглавие со словарём и скажите, какая приставка придаёт словам отрицательное значение.
5.         Прочтите заглавия текстов. Предположите, о каких конкретных фактах может идти речь в текстах. Просмотрите их.
6.         Скажите, какую, по вашему мнению, цель ставил перед собой автор, включая в заглавие слова, которые не повторяются в тексте.
7.         Придумайте заглавие, которым можно объединить три разных факта.
8.         Прочтите заглавие следующего текста и подумайте, с чём оно ассоциируется в вашем представлении. Если заглавие вас интересует, читайте текст дальше.
Текстовый этап
Упражнения на определение темы текста:
1.         Не читая текст, укажите структурный компонент, в котором выражена тема. Прочтите часть текста назовите тему. (Предлагаются тексты различных жанров).
2.         В ряду заглавий подчеркните то, которое взято из сообщения о….
3.         Распределите заглавия по указанным темам.
4.         Скажите, выражена ли тема в заголовке (подзаголовке) текста.
5.         Определите структурный компонент текста, в котором содержится тема (вводная часть, основная часть).
6.         Установите, какая проблема обсуждается в тексте.
7.         Прочитайте заглавие и скажите, о чём идёт речь в тексте.
8.         Назовите вопросы, которые рассматриваются в редакционных статьях и статьях специалистов в данном номере газеты.
 Послетекстовый этап
Упражнения на контроль понимания прочитанного (просмотренного) текста:
1.         Скажите, какие вопросы рассматриваются в тексте.
2.         Скажите, какая проблема вытекает из содержания.
3.         Поставьте к тексту несколько вопросов и задайте их вашему товарищу, затем ответьте на вопросы.
4.         Подтвердите точку зрения, изложенную в тексте, используя собственный пример.
5.         Выскажите мнение о прочитанном, сообщите известные вам дополнительные сведения.
6.         Подумайте, как и где вы можете использовать извлечённую из текста информацию.
7.         Определите, нужно ли вам более детально ознакомится с текстом для использования полученной информации в вашей будущей профессиональной деятельности.
Умения чтения.
При овладении чтением студенты учатся читать аутентичные тексты, содержание которых соответствует комммуникативно-познавательным потребностям и интересам учащихся, и понимать их с различной глубиной: с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение), с полным пониманием (изучающее чтение), с извлечением нужной/требуемой информации (просмотровое или поисковое чтение).
Словарь используется по мере необходимости, независимо от вида чтения.
При овладении чтением школьники:
- совершенствуют технику чтения вслух и про себя: соотносят графический образ слова с его звуковым образом на основе знания новых правил чтения;
- учатся читать выразительно вслух небольшие тексты (объявления, сообщения, инсценируемые диалоги), держащие только изученный языковой материал;
- учатся читать с пониманием основного содержания аутентичные тексты разных типов: личные письма, странички из дневника, письма-приглашения, стихи, отрывки из художественной прозы, короткие рассказы, сказки, газетные статьи, информационно-рекламные тексты (объявления, вывески, меню, программы радио- и телепередач, файлы на дисплее компьютера, факсы, странички из путеводителя, странички из календаря, рецепты, инструкции и т. д.).В ходе ознакомительного чтения школьники учатся:
определять тему/основную мысль;
выделять главные факты, опуская второстепенные;
устанавливать логическую последовательность основных фактов текста;
•догадываться о значении отдельных слов (на основе сходства с родным языком, по словообразовательным элементам, по контексту);
•пользоваться сносками и лингвострановедческим справочником, словарем.
В ходе изучающего чтения студенты учатся:
читать несложные аутентичные и адаптированные тексты разных типов, полно и точно понимая текст на основе его информационной переработки (смыслового и структурного анализа отдельных мест текста, выборочного перевода и т. д.);
устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий текста;
оценивать полученную из текста информацию, выражать свое мнение.В ходе просмотрового/поискового чтения школьники учатся:
выбирать необходимую/интересующую информацию, просмотрев один текст или несколько коротких текстов.
Для полноценной учебной деятельности чтение на занятии должно быть смысловым – это одно из основных требований к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы.
Заключение
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена на извлечение информации из письменно фиксированного текста. Чтение выполняет различные функции: служит для практического овладения иностранным языком, является средством изучения языка и культуры, средством информационной и образовательной деятельности и средством самообразования. Именно чтение дает наибольшие возможности для воспитания и всестороннего развития учащихся средствами иностранного языка. Рецептивный характер этого вида речевой деятельности обуславливает большую доступность и большую легкость по сравнению, например, с говорением.
Чтение рассматривается как цель и средство обучения иностранному языку. Цель обучения чтению: научить извлекать информацию из прочитанного. Что касается обучению технике чтения, то это в первую очередь чтение вслух. Техника чтения - показатель понимания прочитанного.
Список использованной литературы
1. Вайсбурд М.Л., Блохина С.А. Обучение пониманию иноязычного текста как поисковой деятельности. - М.: Просвещение, 2011 г.
2. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. - М., Просвещение, 2003 г.
3. Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия / Сост. Леонтьев А.А. - М.: Просвещение, 2011 г.