Статья Использование устных упражнений на уроках математики


Использование устных упражнений на уроках математики
Чиркина И. А.
учитель начальных классов
школа-лицей № 62
г. Астана
Одними из основных требований современной школы являются умение учителя придать учебно-воспитательному процессу развивающий характер, активизировать познавательную деятельность учеников.
Большую роль в развитии мышления младшего школьника, несомненно, играют систематически и целенаправленно проводимые устные упражнения.
Примерами таких упражнений могу являться следующие задания:
1. Сравните числа 13 и 31. Чем они похожи? Чем отличаются данные числа друг от друга?
2.Даны два ряда чисел. Внимательно рассмотрите эти числа.
5 8 11 14 …
4 7 10 13 …
Как связаны между собой числа в каждой строке?
Пользуясь найденной закономерностью, продолжите ряды чисел, назвав в каждом ещё по три числа.
3.Какие геометрические фигуры изображены на рисунке?


По каким признакам можно сравнить данные геометрические фигуры?
(Форма, цвет, размер.)
Какая геометрическая фигура, по вашему мнению, является лишней?
Как называются остальные фигуры? Чем похожи эти фигуры? Чем эти фигуры отличаются друг от друга?
Применение устных упражнений помогает учителю побудить учеников активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные способы заменять на более экономичные. А это является важнейшим условием сознательного усвоения материала. Направленность мыслительной деятельности учащихся на поиск рациональных путей решения проблемы способствует развитию вариативности мышления.
Успешное применение различных приёмов зависит от умения подмечать особенности, находить закономерности.
Рассмотрим числовое выражение: 18+23+22+17. Его значение можно найти разными способами:
1) Сложить в том порядке, в котором записаны числа, что трудно.
2) Сложить отдельно десятки и отдельно единицы, что ещё более сложно.
3) Использовать приём округления, а затем вычесть лишние единицы.
4) Использовать приём перестановки слагаемых (18+22)+(23+17)=80
Важно рассматривать с учащимися различные способы решения, которые предлагают сами дети, сравнивать их, выделять наиболее рациональные. Тогда устные вычисления будут побуждать учеников интерес к вычислениям во всех видах, и воспитывать математическую смекалку и находчивость.
Решая какую-либо задачу, производя то или иное вычисление, ученик должен внимательно рассмотреть условие задания, суметь подметить все его особенности и в каждом конкретном случае выбрать тот способ, который проще и быстрее приводит к решению. Таким образом, при выполнении устных упражнений мы можем говорить также о критичности мышления, т.е. умении оценить предложенные варианты и выбрать более рациональный подход к выполнению данного задания.
Говоря о целенаправленности мышления, мы имеем ввиду умение осуществлять разумный выбор действий при выполнении какого-либо упражнения. Например, выбрать арифметическое действие: 1) 12*16=24 2)25*11=14
Рассуждая, ученики подбирают знак арифметического действия «плюс» и «минус».
Далее задания усложняются: 8*6*33=15. Рассуждаем: в выражении дано число 33, а значение 15
Стало быть, действия сложения перед числом быть не может, так как число 33 следует вычитать или - из него вычитать.14<33, значит «плюс» не подходит. Знак «минус» не может быть, так как получится 2. Остаётся знак умножения. Таким образом, выражение будет выглядеть так:8х6-33=15.
Уровень трудности упражнений должен постепенно увеличиваться. Благодаря таким упражнениям свойства чисел и законы арифметических действий будут использоваться учащимися более осмысленно.
Работа над задачами - неотъемлемая часть устных упражнений. Целесообразно вводить в устные упражнения такие задания, которые формируют у детей умение уверенно и точно переводить на язык математических действий слова-понятия, характеризующие отношения между величинами. Например:
-Найти число, которое больше числа 12 в 5 раз.
-Я задумала число, от него отняла 13, получила 5.Какое число я задумала?
-Какое число больше 29 на 14? и т.д.
Систематическое выполнение такого рода упражнений предупреждает наиболее распространённые ошибки при решении задач, когда неправильно применяются математические действия в случаях, связанных с увеличением и уменьшением числа на несколько единиц и в несколько раз.
При работе над задачами можно рекомендовать следующие виды заданий:
1. Придумать вопрос к предложенной задаче.
2.К данному условию придумать все возможные вопросы.
3.К данному вопросу придумать разные условия задачи.
4.По имеющимся данным составить новую задачу.
5. Изменить вопрос задачи так, чтобы задача решалась иначе.
6. Составить задачи, обратные данной.
7.Составить задачу по картинке.
8.Решить задачу несколькими способами.
9.Продолжить условие решенной задачи путём составления новой задачи, куда в качестве числового данного входит полученный ответ.
Устные упражнения способствуют развитию речи учащихся. Навыки правильной, точной и краткой речи, формируемые на уроках математики, оказывают положительное воздействие на общую речевую культуру
Регулярность, строгая последовательность и система в проведении устных упражнений - необходимое условие повышения эффективности обучения, расширения представлений учащихся о возможностях математики.