Выступление на педагогическом чтении


ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
О многостороннем формирующем влиянии патриотизма говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский.  Он считал, что патриотизм — не только важная задача воспитания, но и могучее педагогическое средство:
“Как нет человека без самолюбия,
– так нет человека без любви к отечеству,
и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...”
 
   Идея воспитания патриотизма и гражданственности у современных школьников приобрела государственное значение т.к. в последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к потере общих для всех граждан страны духовных ценностей, гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления образования.
Федеральный государственный стандарт второго поколения определяет патриотизм как чувство и сформировавшуюся позицию верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос, включает активную позицию, готовность к служению Отечеству.
Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для начала работы по воспитанию патриотизма. В младшем школьном возрасте развивается способность наблюдать, анализировать происходящие события и явления, устанавливать причины и следствия, сравнивать и дифференцировать поведение, обобщать и делать соответствующие выводы, выражать собственное отношение к происходящему, что служит психологической основой реализации патриотического воспитания учащихся на начальной ступени образования.
В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Патриотизм-– синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры. Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления
Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан.
     Учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, своими предками, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи.
     Одним из принципов обучения является принцип систематичности, последовательности и комплексности. Человек только тогда сможет успешно действовать в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, при выполнении сложных жизненных задач, когда его знания, навыки и умения, приобретаемые на занятиях по различным дисциплинам, взаимосвязаны и взаимообусловлены, представляют собой единый комплекс. Он формируется путем установления межпредметных связей, связей между темами и разделами внутри учебной дисциплины. Межпредметные связи помогают учащимся не просто заучивать то или иное положение, но и понимать его глубинный смысл, помогают повысить интеллектуальный и эмоциональный уровень учащихся.
Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учащихся реализуется через организацию различных видов деятельности как младших школьников так и старшеклассников, направленных на освоение знаний об истории, традициях, культуре своего народа,
В качестве форм патриотического воспитания  используются:
- классные часы: «Государственные символы России », «Моя семья в военные годы», «Что значит, Родину любить?», «Жить – Родине служить», «Сталинградская битва в военных фотографиях» и др.;
- диспуты, беседы по темам: «Мир – наш дом», «О подвигах пионеров-героев в ВО войне.», «Юные защитники Сталинграда», «Обычаи и традиции нашего края и народа», «Что для меня моя семья?», «Люди, которыми гордится наше село» и др.
- уроки мужества: «Они ковали победу», «Пусть всегда будет солнце», «О героях Сталинградской битвы»  
- творческие конкурсы сочинений, рисунков, поделок  на темы: «Мой любимый край», «Наша Армия сильная, смелая!»), «Что я больше всего хотел бы для своей Родины?», «Под крышей дома моего», «Дом Павлова» и др.Работы ребят занимали призовые места в районных конкурсах.
- экскурсии к памятникам погибшим воинам ВО войны;
- исследовательские работы «Родословная моей семьи», «Наши предки –древние славяне», «Былина и былинные богатыри», «Армия моей страны»;
- встречи с ветеранами войны, вдовами и детьми ветеранов ВОВ
Каждый из представленных выше компонентов включает следующие направления:
«Моя семья»,   целью которого является развитие у детей интереса к истории своей родословной, бережного отношения к семейным традициям, чувства гордости за своих предков;  
«Мой край», целью которого является изучение истории  своего народа, его настоящего и будущего, культуры, быта, традиций.    
«Моя Родина – Россия» - изучение истории, культуры, быта, традиций  Отечества, формирование у младших школьников уважительного отношения к своей Родине, гордости за нее, сопричастности к ее истории. 
Наши обучающиеся с огромным желанием и интересом участвуют в общешкольных мероприятиях:
- уроках мужества,
- Днях воинской славы,
- встречаются с ветеранами войны и воинами запаса,
- участвуют в военно-спортивных состязаниях и других мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию,
- месячнике военно – патриотической работы,  посвященного  Дню защитника Отечества,
- вахте памяти 9 мая в День Победы «Вечный огонь Великой Победы» ,
- акции «Спасибо деду за победу», «Ветеран живет рядом»
- оформление тематических стендов в классном уголке на тему: «9 мая - День Победы!», «Поклонимся и павшим и живым» «23 февраля - День Защитника Отечества», «Сталинградская битва», ко Дню села.
Вся работа, проводимая по военно-патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты. Ребята учатся в школе с увлечением, и это, пожалуй, радует больше всего.
В преддверии годовщины победы в Великой Отечественной Войне, учащиеся нашей школы Адресов Канат и Арефкина Ольга вместе с руководителем Бондаренко Зинаидой Федоровной провели исследовательскую работу «История создания памятника - обелиска Великой Отечественной Войны в моем селе». С этой работой выступили на II-ой муниципальной краеведческой конференции «Великая Отечественная война в истории моего края и моей семьи» На областном конкурсе учебных проектов защитили исследовательскую работу «История образования села Александровка». В период проведения акции «Ветеран живет рядом» посещали ветеранов войны и труда, вдов ветеранов войны: Осадчую Анну Васильевну, Белоусову Александру Васильевну, Чумакова Ивана Александровича, Бондаренко Нину Петровну, Джангалиеву Ольгу.
26 февраля в нашей школе состоялся митинг, посвященный памяти 15-ой годовщине 6-ой парашютно- десантной роте, в составе которой служил Николай Амбетов, выпускник нашей школы.
Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям, за ее будущее, способности проявлять гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности, реализуются также на материале учебников и учебных пособий, литературных произведений в урочной деятельности.
Описанный выше опыт патриотического воспитания школьников не является исчерпывающим содержание проделанной нами работы. Применение в воспитательной работе разнообразных методов, форм, создание определенных организационно-педагогических условий позволили обеспечить повышение эффективности патриотического воспитания учащихся.
Воспитание патриотов своей Родины – ответственная, сложная и одна из приоритетных воспитательных задач современной школы. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать в перспективе основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Понимая всю сложность вопроса патриотического воспитания, мы считаем, что школа должна принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: “Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”