Уровневая дифференциация на уроках русского языка и литературы


Уровневая дифференциация на уроках русского языка и литературы из опыта работы учителя русского языка и литературы МКОУ «Средняя школа №1» г. Сухиничи Калужской обл. Якушевой Галины Ивановны. Уровневое обучение - организация учебно-воспитательного процесса, при котором КАЖДЫЙ ученик имеет возможность овладевать учебным материалом на разном уровне, в зависимости от ЕГО способностей и индивидуальных особенностей личности. - уровень обученности в данной области знания, уровень общего развития, культуры; - особенности психического развития личности (особенности памяти, мышления, восприятия, умение управлять эмоциональной сферой, пр.); - особенности характера, темперамента. Деление учащихся на группы (по уровню знаний, интересам, способностям).Разработка или подбор заданий в соответствии выявленными уровнями знаний, интересами, способностями учащихся.Оценивание деятельности учащихся. Для 1-й группы учащихся Пробудить интерес к предмету путем использования посильных заданий, позволяющих ученику работать в соответствии с его индивидуальными способностями.Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.Сформировать умение осуществлять самостоятельную деятельность по образцу. Для 2-й группы учащихся Развить устойчивый интерес к предмету.Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действий, актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.Сформировать умение самостоятельно работать над заданием. Для 3-й группы учащихся Развить устойчивый интерес к предмету.Сформировать новые способы действий, умение выполнять задание повышенной сложности, нестандартные упражнения.Развить умение самостоятельно работать над упражнениями различной сложности. Дифференцированные формы учебной деятельности Индивидуальная работа Групповая форма организации учебного процесса Виды обучающих самостоятельных работ Самостоятельная работа с предварительным разбором.Выполнение задания с последующей проверкой.Многовариантные задания с готовыми ответами по типу перфокарт.Словарные диктанты с самопроверкой или взаимопроверкой.Самостоятельная работа с показом.Работа по заданному образцу. Урок - лекция.Элементарные навыки работы с книгой: пользование оглавлением, предметным указателем, аннотацией.Работа над сообщением, докладами.Метод комментирования.Одним из видов самостоятельной проверочной работы является сквозная контрольная работа.Тесты по отдельным темам и при заключительном повторении в конце года. Пример дифференциации заданий Пример задания Группа «А» Группа «Б» Группа «В» Литература Изучение рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро», 5 класс, работа с текстом Какими умениями обладал Васютка? Что помогло ему выжить в тайге? Найти цитаты Что спасло Васютку в тайге? Выбрать цитаты и подтвердить своими рассуждениями В чём заслуга Васютки? Как он добивался своего спасения? Подобрать цитаты, сделать вывод о характере Васютки. Вспомнить и привести пример из жизни. Чему ты научился у Васютки? Пример дифференциации заданий Пример задания Группа «А» Группа «Б» Группа «В» Русский язык Тема «Степени сравнения наречий» списать текст, подчеркнуть наречия в сравнительной степени как члены предложения, выделить суффиксы. выписать словосочетания с наречиями в сравнительной степени, подчеркнуть как члены предложения , выделить суффиксы Выписать словосочетания с наречиями в сравнительной степени, выделить суффиксы образовать словосочетания с омонимичными формами прилагательных в сравнительной степени Обе части речи подчеркнуть как члены предложения . Дифференцированный подход на различных этапах урока Этап изложения новых знаний: Объяснение материала на высоком уровне сложности для детей группы «В»Объяснение того же материала более развернуто и доступно для остальных групп с учетом психофизиологических особенностей детей ( вопросы, наглядность, практическая работа) Методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся на различных типах уроков при уровневой дифференциации Урок контроля знаний:- задания даются по вариантам на выбор самих учащихся. Задания первого варианта требуют воспроизведения материала, содержат определенную дозу помощи. Задания второго варианта направлены на применение знаний, умений в новой ситуации, установление связей между понятиями. Задания третьего варианта рассчитаны на учащихся, проявляющих большую степень самостоятельности (творческие задания). Оцениваются задания разных вариантов неодинаково.Уроки развития речи: - предлагается дома заранее познакомиться с текстом изложения по учебнику учащимся I группы.- при работе над сочинением отдельным учащимся предлагаются карточки с опорными словами, с планом изложения, с возможным началом или заключительной частью. Самостоятельная работа:-  самостоятельная работа с предварительным разбором (I уровень);- выполнение задания с последующей проверкой(I уровень);- самостоятельная работа с показом (II уровень);- работа по заданному образцу(I уровень);- многовариантные задания по типу перфокарт (II уровень);- творческие задания по определенной теме (III уровень);- составление обобщающих таблиц, схем (III уровень);- самостоятельные выводы по теме (III уровень). Работа с учебником: - работа над заголовком параграфа;- разговор (или диалог) с авторами (с  текстом);- составление цепочки вопросов для учащихся воспроизводящего уровня или составление плана;- составление плана с объяснением членения текста на абзацы;- сравнение близких по теме параграфов и сопоставление параграфов по одной и той же теме, вычисление новой информации, еще не известной учащимся. Методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы.- составление аннотации, тезисного плана или обычного плана( II-III уровень);- интервью, взаимоопросы, составление сложных планов, схем, таблиц (например, сопоставительных), написание эпилога ( III уровень);- составление викторин, тестов, презентаций (I-II уровень);- рецензирование сочинений (III уровень);- создание проблемной ситуации, постановка проблемного вопроса ( II-III уровень);- постановка спектакля или отрывка драматического произведения (I уровень);- сравнение  эпизодов из фильмов, составление конспекта, таблиц, подбор источников получения знаний (II-III уровень). Преимущества уровневой дифференциации обучения -помогает формировать учебную деятельность детей;- индивидуальный путь в усвоении языка; - повышение уровня мотивации в овладении нормами языка;- повышение интереса учащихся к занятиям;- работа в парах, группах учит быть коммуникабельными, помогать друг другу.