Конспект урока по русскому языку на тему СПП с придаточными обстоятельственными (9 класс)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25 »
ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
357355, Ставропольский край, Предгорный район, п. Нижне-Этокский, ул. Шоссейная, б/нТел/факс 8 (879 61) 48-1-49, e-mail: mouoosh25@rambler.ru
Аналитическая справка
по итогам диагностических исследований о применении здоровьесберегающих технологий в работе учителя Русского языка и и литературы Склюевой О.Н.
Дата проведения исследования: 2006 -2012 учебный год
Место проведения: МКОУ ООШ №25, п.Нижне – Этокский, Ставропольский край
Контингент: учащиеся 5-9 классов
Цель исследования: необходимость использования здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка и литерауры.
Процедура исследования: наблюдения на уроках русского языка и литературы различных здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно-воспитательного процесса.
Анализ проведенных исследований:
Проведенные исследования показали, что учителем выполняются основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей технологии:
Уроки построены на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учётом вопросов здоровьесбережения.
Принципы и методы как общедидактические, так и специфические реализуются в оптимальном соотношении.
Обеспечиваются необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
Устанавливаются межпредметные связи, осознаваемые учащимися, осуществляются связи с ранее изученными знаниями и умениями.
Большое значение имеет организация урока. Учитель строит урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта не только объясняются орфограммы, пунктограммы, но и проводится морфемный, фонетический, лексический разборы.
Во избежание усталости учащихся чередуются виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.
Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках разноуровневых заданий снижает нагрузку учащихся и способствует сохранению здоровья детей.
Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяют избежать монотонности на уроке.
Чтобы не было перегрузки учащихся, строго соблюдается объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводятся строго по календарно-тематическому планированию.
На каждом уроке в любом классе в течение урока проводятся физкультминутки (2-3 раза), делаются игровые паузы, зрительная гимнастику .Учитель стремится вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная интонация речи, внимание к каждому мнению ученика, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности— вот далеко не весь арсенал, которым пользуется Склюева Ольга Николаевна, стремясь к раскрытию способностей каждого ребенка. В процессе уроков не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ребёнок с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Отсутствие страха и напряжения помогает освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
При подготовке к урокам обращает внимание на продолжительность, частоту чередования различных видов учебной деятельности. Использует следующие методы преподавания: словесный, наглядный, электронновизуальный, самостоятельную работу и другие.
На уроке проводит динамические паузы: упражнения для глаз, кистей рук и опорно-двигательного аппарата с целью снятия напряжения на уроке, переключения на новый вид деятельности.
Также на уроках использует элементы релаксации (включение аудиозаписей «Звуки природы», упражнения «Послушай и нарисуй», прослушивание музыкальных фрагментов классической музыки, сопровождающих чтение стихотворений).
Наличие эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов на уроке ведёт к психологической разгрузке.
На уроках русского языка для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ использует тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм.
Структурированные выводы:
Проанализировав проведенные исследования по использованию здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка и литературы, можно сделать следующие выводы: работа в данном направлении проводится систематически, используются различные виды здоровьесберегающих технологий, что позволяет добиваться достаточно высоких результатов: дети более активны во время учебного процесса, не так быстро устают и с радостью переходят к следующему виду работы на уроке, что позволяет говорить о необходимости использования здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка , литературы и во внеурочное время.
Субъективные мнения:
Подавляющее большинство функциональных отклонений в организме учащихся по мере увеличения ученического стажа связано с выполнением учебной нагрузки, условиями протекания учебно-воспитательного процесса, гигиенически правильным построенным уроком. Трудно себе представить уроки без привлечения в них здоровьесберегающих технологий. Постоянное их применение дает свои результаты. Рекомендуется и дальше продолжать использовать данные технологии для улучшения здоровья подрастающего поколения.
Директор МКОУ ООШ №25 Толстых С.В.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25 »
ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
357355, Ставропольский край, Предгорный район, п. Нижне-Этокский, ул. Шоссейная, б/нТел/факс 8 (879 61) 48-1-49, e-mail: mouoosh25@rambler.ru
Аналитическая справка о наличии системы работы с одарёнными детьми.
Ольга Николаевна большое внимание в своей работе уделяет одаренным детям и детям, проявляющим повышенный интерес к изучаемым предметам. Свою работу с одаренными детьми она начала с диагностик характерологических особенностей личности своих учеников и свойств их нервной системы (в 5 классе). Изучив результаты диагностики, учитель составила краткий «портрет» каждого своего ученика. Это позволило ей предопределить реакцию детей и дало возможность в выборе нужных методов обучения и воспитания.
На уроках литературы преподаватель ведёт диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении. Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них Ольга Николаевна не называет ошибочным. Несовершенные (некультурные, натуральные) способы учебного поведения ребенка противопоставлены совершенным (культурным, социально значимым). Все детские версии учитель обсуждает не в жесткой оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге.
Потом обобщает все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая наиболее адекватные научному содержанию, соответствующие теме урока, задачам и целям обучения. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей.
Нравится её ученикам и инсценировать произведения. Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей. Все же основная задача литературы – формирование читательских умений и привитие интереса к чтению. На уроках Ольги Николаевны ребята учатся самостоятельно анализировать содержание литературных произведений. Во внеурочной деятельности просматриваются личные предпочтения учащихся к отдельным жанрам литературы, то есть учителю есть, на что опереться в развитии их способностей. Так некоторые ученики любят читать сказки, и педагог предлагает им сочинить свою сказку. Многие ученики сочиняют свои стихи. Ольга Николаевна координирует стремления детей, направляет их, помогает в выборе хорошей литературы. Они делятся с нею впечатлениями о прочитанных дома книгах, а она советует прочитать ту или иную книгу по интересующей их теме. Таким образом, осуществляется дифференциация обучения.
На уроках русского языка учитель использует дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Причем, предлагает учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться.
Как правило, дифференцированные задания во время урока учитель применяет на этапе первичного закрепления при изучении новой темы, или в процессе закрепления знаний. Этап закрепления – преимущественно самостоятельная деятельность учащихся, которая в свою очередь является важнейшим путем формирования творческой индивидуальности учащихся.
По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы дети составляют проекты, пишут рефераты и сообщения. Учитель побуждает учащихся к творческому поиску вариантов решения учебных задач, к высказыванию умозаключений, выдвижению предположений и их проверки.
Следует подчеркнуть, что работа с индивидуальностью каждого ученика ставит учителя в новую позицию – быть одновременно и учителем, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального возрастного развития и личностного становления.
Результатом работы педагога является повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся их творческие успехи, стабильные показатели качества знаний.
Для раскрытия творческих способностей детей Ольга Николаевна применяет активные формы и методы: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, литературные турниры, собеседования, олимпиады, наблюдения, поисковые эксперименты, индивидуальные занятия, художественно-эстетическую деятельность. Все ученики вовлечены в творческую работу. Тем, кто неплохо сочиняет, учитель предлагает составить загадки, ребусы, сказки, викторины. Ребятам это нравится. Им хочется учиться весело, необыкновенно, увлекательно.
Те, кто любит и умеет хорошо рисовать, иллюстрирует стихотворения, отрывки из рассказов, составленные загадки и кроссворды.
Усидчивым ребятам учитель предлагает составить кроссворд с каким-либо ключевым словом. В ходе решения этих кроссвордов учитель с учениками отрабатывают литературные термины, развивают устную и письменную речь. Детские кроссворды педагог редактирует и использует в своей работе как разноуровневый дидактический материал.
Педагог добивается позитивных результатов в работе с одаренными детьми по преподаваемым предметам. Она использует все свои знания и опыт, чтобы активизировать логическое мышление учащихся, проявляет искреннюю заинтересованность в успехах ребят и помогает им успешно реализовать замыслы. Ольга Николаевна вовлекает одарённых детей в проектную деятельность. Она убеждена, что участие в конкурсах формирует такие навыки, которые необходимы современному подрастающему поколению: умение творчески подходить к решению всевозможных проблем, организовывать, а главное, успешно реализовывать свою деятельность.
Под руководством Склюевой О.Н. учащиеся занимаются исследовательской деятельностью, готовят рефераты, презентации.
Ольга Николаевна проводит с одарёнными детьми стимулирующие занятия, которые имеют возможность посещать все желающие ученики. Из бесед с учениками можно сделать вывод, что высокомотивированным ученикам нравится посещать стимулирующие занятия, на которых готовят детей к школьным и районным конкурсам.
Однако, следует отметить, что работа с высокомотивированными детьми ведется, в основном, во внеурочное время. Рамки урока для таких учеников становятся «тесны». Чтобы заявить о себе, оценить свой уровень, пообщаться с единомышленниками учащиеся должны участвовать в конкурсах. Приобщить школьника к научно-исследовательской деятельности к олимпиадному движению должен учитель. А для этого педагог сам должен творчески относиться к любому виду своей профессиональной деятельности.
Директор МКОУ ООШ №25 С.В.Толстых
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25 »
ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
357355, Ставропольский край, Предгорный район, п. Нижне-Этокский, ул. Шоссейная, б/нТел/факс 8 (879 61) 48-1-49, e-mail: mouoosh25@rambler.ruАналитическая справка о реализации разноуровневого подхода к освоению общеобразовательной программы обучающимися учителем русского языка и литературы Склюевой О.Н.
Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных». На уроках русского языка и литературы, особенно русского языка, класс делится на 3 группы.
1 группа – сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеют работать самостоятельно, задания им даю повышенной трудности.
2 группа – учащиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создавать условия для продвижения в развитии и постепенного перехода в 1 группу. Работая с этой группой, стараюсь развивать способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах.
3 группа – учащиеся с пониженной успеваемостью, в результате их педагогической запущенности или низких способностей. Этой группе приходится уделять особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа работают самостоятельно. Систематическая работа с ними помогает части детей перейти на работу 2 группы. Есть дети с пониженной обучаемостью, у которых педагогическая запущенность сочетается с формированием неблагоприятных качеств ума. Им Ольга Николаевна дает упражнения в связных высказываниях (по данному плану, по схеме, по опорным словам).
Критерии отбора учащихся в тот или иной уровень:
1.Результаты тестирования на знание базового материала;
2.Желание самих учащихся;
3.Рекомендации психолога.
Поскольку тематически материал, изучающийся в разных группах, идентичен, возражений со стороны родителей нет. Тем более, что переход из уровня в уровень возможен при желании самого учащегося и соответствующих четвертных оценок.
Возможность изучать материал на более сложном уровне явно повысила мотивацию к получению высоких оценок на зачетах, то есть к получению более твердых знаний на своем уровне.
Дифференциацию использует на разных этапах урока: систематически при проверке домашнего задания, при закреплении, при повторении, реже при объяснении нового материала.
При работе в группах на уроках учитывает следующие особенности

1.Дифференцированный подход в целях оптимизации при подборе домашних заданий
Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного же ученика дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития.
Домашние задания распределяет по группам (по степени сложности) сама, или учащиеся выбирают эти задания на альтернативной основе - каждый ученик выбирает задание, посильное для себя. Для группы сильных учащихся дает опережающие задания поискового характера (подобрать материал по теме..., составить схему-опору, найти в словарях и т.д.)
2.Для усвоения нового материала использует подготовительные упражнения. Это и диктанты, и игры, и самостоятельная работа. При их выполнении и проверке повторяет то правило, которое будет необходимо при объяснении новой темы. Подготовительные упражнения чаще дифференцирую, а нужные выводы делает со всеми детьми класса.
На уроках предлагает некоторым учащимся выполнить небольшие индивидуальные задания на карточках, поработать над теми ошибками, которые допустили ребята в контрольных, классных или домашних работах, проводит их в виде игр (например, в 5-6 классах - учащиеся получают письма, открытки с заданиями от литературных героев). Каждый ученик заранее оформляет на карточке задание, которое он приносит на урок. Классу, таким образом, предлагаются индивидуальные задания, составленные не учителем, а учеником. Проверяют и корректируют выполненную работу и учащиеся, и учитель. Это интересный прием сотрудничества учителя и ученика.
3.Объяснение нового проводит для всех одинаково, все получают возможность учиться в одинаковых условиях. Ольга Николаевна отделяет группу детей, которые самостоятельно смогут сначала выполнить обязательные упражнения, а затем дополнительные. Остальным учащимся еще раз повторяет правило более детализировано, выделяя главное, опираясь на наглядность, практическую деятельность ребят. Затем все учащиеся самостоятельно выполняют обязательные задания.
Выполнение теоретических задач делает обучение проблемным. Особое значение здесь приобретает организация самостоятельной работы учащихся по извлечению необходимой теоретической информации. Самостоятельную работу предваряет различными предтекстовыми заданиями, а именно:
I группа (сильные учащиеся) – даю карточку с примерами предложений, иллюстрирующими все случаи (например, постановки тире в бессоюзном сложном предложении), предлагает самостоятельно вывести правило и подобрать собственный иллюстративный материал. Или проанализировать, сопоставить материал разных параграфов, чтобы сделать обобщение, составить таблицу (возможно в парах).
II группа (учащиеся со средним уровнем знаний) – читают параграф и формируют вопросы к нему и подбирают примеры ко всем пунктам упражнения.
III группа (наиболее слабые учащиеся) – по плану, записанному на доске, работают над параграфом и готовят устные ответы к каждому пункту плана.
4.При закреплении первый пример рассматриваем все вместе, далее каждая группа выполняет свое задание.
Для закрепления теоретического материала использует задания для самостоятельной работы, дидактический материал в соответствии с уровнем развития учащихся.
При работе использует разные приемы и методы дифференцированного обучения:
учащиеся выполняют задания парами: одни выполняют эти задания, а сидящие с ними рядом учащиеся контролируют выполнение практических заданий и оценивают правильность выполнения, указывают при необходимости на ошибки. Затем учащиеся меняются ролями.
индивидуальные самостоятельные работы . Самостоятельные индивидуальные задания использует не только при повторении, но и при объяснении нового материала.
Дифференцированные задания
обязательные задания.
Они способствуют умению правильно применять изученное правило, их огромное количество, они для каждого ученика.
дополнительные задания
Они рассчитаны для тех детей, которые справились с обязательными заданиями и у них есть время для самостоятельной работы. Эти задания повышенной трудности.
На уроках, завершающих темы, а также обобщения и систематизации изученного использует форму индивидуального опроса, как самостоятельное составление таблиц, схем классификационного характера. Сильные учащиеся выполняют задание самостоятельно, слабоуспевающие, составляя таблицы, схемы пользуются учебником. Составление таблиц, схем способствует развитию логического, абстрактного мышления, умение обобщать, анализировать и сопоставлять.
Обобщение и систематизацию по какой-либо теме проводит или в форме урока-зачета или в форме смотра знаний. На такой учебной встрече не только проверяется уровень умений и навыков учащихся, но и расширяется кругозор ребят, так как в ходе подготовки к ней они изучают не только теоретический материал, но используют дополнительную литературу, словари. Класс для такого смотра разбивается на 3,4 группы, во главе которой стоит консультант. Каждой группе нужно пройти четыре станции: теоретическую, орфографическую, творческую и станцию тестирования (заключительную). Группы учащихся по своему составу неоднородные: каждый ученик, определенный в ту или иную группу, имеет значительные отличия от других учащихся, как по своим личным особенностям, так и по результатам учебной деятельности. Поэтому для такого смотра необходим к учащимся индивидуальный подход. На станциях проверять работу учащихся привлекает старшеклассников. На каждой станции разноуровневые задания, как теоретического характера, так и практического. Каждый ученик имеет листок контроля, куда выставляются оценки или баллы за свою работу. В конце работы подводятся итоги, объявляются лучшие учащиеся, которые подготовились хорошо. Такая форма обобщения нравится учащимся, равнодушных и пассивных нет, она помогает лучше усвоить программный материал, расширяет лингвистический кругозор, развивает творческие возможности, повышает их общую культуру. В качестве психологической разгрузки во время смотра использует игры занимательного характера.
Вот некоторые примеры дифференцированного подхода.
Директор МКОУ ООШ №25 С.В.Толстых.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25 »
ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
357355, Ставропольский край, Предгорный район, п. Нижне-Этокский, ул. Шоссейная, б/нТел/факс 8 (879 61) 48-1-49, e-mail: mouoosh25@rambler.ru
Аналитическая справка о результатах дополнительной дифференцированной работы учителя русского языка и литературы с разными категориями обучающихся.
Склюева О.Н. преподает во 5-9 классах, в которых присутствуют разные категории учащихся:
Опекаемые
Группы риска
С высоким уровнем болезненности
С низкой мотивацией на учебу
Задача учителя – довести этих учащихся до уровня средних, обучить их приемам умственной деятельности. Сильные учащиеся нуждаются в заданиях повышенной трудности, нестандартных работах творческого характера. Именно это позволит им максимально реализовать и развить свои учебные возможности. Для работы с сильными учащимися на уроках учитель использует следующие формы и приемы:
1.Держать учащихся в “рабочей форме”, то есть увеличивать объем работы по их возможностям, что обеспечивает занятость учащихся на уроке.
2.Увеличивать объем работы за счет дополнительных заданий:
•Давать задания в виде кроссвордов и ребусов, докладов и сообщений; применять задания повышенной трудности:
•самостоятельный подбор учащимися дидактического материала, аналогичного упражнению учебника;
•самостоятельный подбор учащимися дополнительных заданий;
•творческие задания: сочинения – миниатюры, изложения.
Проблема управления процессом обучения на уроках особенно остро встает при работе со слабыми учащимися. Такие школьники не имеют достаточного объема знаний, не умеют применять их на практике, не владеют приемами необходимыми для учебной деятельности.
Формы и методы работы со слабыми учащимися; используемые учителем:
•письмо по памяти;
•составление памяток;
•выполнение заданий с наличием образца;
•выполнение заданий с вспомогательными вопросами.
Ольгой Николаевной проводятся поддерживающие занятия для слабых учащихся в рамках выделенных расписанием дней.
Поддерживающие занятия учащиеся посещают по мере необходимости. Эти занятия проводятся:
с целью ликвидации пробелов в знаниях;
с целью оказания помощи в изучении учебного материала учащимся, пропустившим школьные занятия по болезни;
Из бесед с учениками, посещающими поддерживающие занятия, выявлено, что учащиеся не всегда любят заниматься на поддерживающих занятиях, но иногда ходят с удовольствием. На занятиях дети разбирают проблемные ситуации, не выполненные учениками на уроке задания, составляют памятки и т.д.
Беседы с учителем позволяют сделать вывод, что поддерживающие занятия наиболее эффективны тогда, когда работаешь с 3-4 учениками (не более). Так как на поддерживающих занятиях, как правило, остаются те ученики, которые лучше усваивают учебный материал в процессе индивидуальной работы.
Посещение уроков с целью контроля эффективности работы учителя по организации индивидуального подхода к детям, имеющим низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, показало, что учитель по-возможности старается на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3-5 раз, т.е. осуществлять постоянную «обратную связь» - корректировать непонятное или неправильно понятное. Склюева О.Н. организует контроль знаний и умений на каждом этапе урока, сразу выявляя пробелы в знаниях учеников, создает ситуации успеха с целью развития положительной мотивации у такой группы учащихся.

Директор МКОУ ООШ №25 С.В.Толстых.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25 »
ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
357355, Ставропольский край, Предгорный район, п. Нижне-Этокский, ул. Шоссейная, б/нТел/факс 8 (879 61) 48-1-49, e-mail: mouoosh25@rambler.ru
Аналитическая справка об использовании учителем русского языка и литературы Склюевой О.Н. технологий индивидуального и группового обучения
Дифференцированное обучение имеет развивающее (развитие мышления, воображение, памяти, воли) и воспитывающее (воспитание мировоззрения, интерес к знаниям, чувство ответственности, товарищества) значение. Одним из приемов дифференцированного обучения, который широко использует Склюева О.Н. в своей работе - это деление класса на группы. При дифференцированном подходе к обучению класс обычно делится на три основные группы:
1.Группа учащихся с высокими учебными способностями, эта группа учащихся ведет работу с материалом большой сложности, требующими умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач.
2.Группа учащихся со средними способностями, эта группа учащихся выполняет задания первой группы, но с помощью учителя или опорных схем, или после разъяснения сильными учащимися.
3.Группа учащихся с низкими базовыми учебными способностями, эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительного разъяснений нового на уроке.
При дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением уровня развития ученика, происходит восполнение пробелов и повышение учебной направленности, выражающейся побуждением интереса к получению знаний в учебе. Дифференцированный подход к обучению позволяет успешно решать задачи:
•Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроках и во внеурочное время.
•Развивать учебные действия, в частности самостоятельно получать информацию, работать с дополнительной литературой, выполнять проекты, доклады и др.
•Поддерживать и развивать познавательный интерес к изучению русского языка и илитературы.
•Склюева О.Н. осуществляет дифференцированный подход на различных этапах урока.
I этап. Повторение пройденного.
Самостоятельная работа учащихся различной сложности.
1-я группа выполняет самостоятельно работу, получая при этом различные творческие задания, например, написать сочинение-миниатюру на лингвистическую тему.
2-я группа и 3-я группа прорабатывает материал по опорным схемам, затем учащиеся 2 группы выполняет работу самостоятельно, а учащиеся из 3 группы выполняют ту же работу по образцу или по опорным схемам.
II этап. Фронтальное объяснение учителем материала всему классу, более “сильные” учащиеся самостоятельно делают выводы, составляют правила. Далее происходит анализ способов применения новых знаний на практике (работают все группы)
III этап. Выявление качества усвоения знаний учащимися всех групп и умение применять усвоенный материал на практике.
1-я группа. Самостоятельная работа по углублению и расширению знаний, требующей не только тренировки, но и применение полученных знаний в новой, незнакомой ситуации. Учащиеся не должны тратить время и силы на ненужное повторение.
2-я группа и 3-я группа. Вторичное объяснение нового материала по основным вопросам с применением опорных схем.
2-я группа выполняет работу самостоятельно по образцу или опорным схемам.
Учащиеся 3-й группы занимаются доработкой по объяснению нового материала: теория по учебнику и выполнение типовых тренировочных упражнений под руководством учителя с целью овладения навыками учебной работы.
IV этап. Проверка результатов выполнения самостоятельной работы. Выполнение самостоятельной работы 1-й группы, слушают 2-я и 3-я группы, делая пометки в своих работах, затем прослушиваются работы 2-й и 3-й группы.
V этап. Единая самостоятельная работа для всех групп. Затем каждой группе предлагается дополнительное задание разной сложности.
Большую роль в дифференцированном подходе играет взаимопроверка упражнений
1-я группа проверяет работы учащихся 2-й и 3-й группы, оказывает помощь в разборе ошибок допущенных в упражнениях 2-й и 3-й групп.
Учащиеся 1-й и 2-й группы проверяют работы более “сильных” учеников, при такой проверке учащиеся “слабых” групп более тщательно проговаривают слова и лишний раз вспоминают и проговаривают то или иное правило.
VII этап. Домашнее задание задается различной сложности. Более “сильным” ученикам даются творческие задания, а ученикам из “слабых” групп даются типовые задания, выполненные на уроке.
Таким образом, дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильно, и постоянно поддерживать интерес к предмету. Эти приемы позволяют дифференцированно подходить к учащимся, превратить учеников из объектов обучения в субъекты.
Директор МКОУ ООШ №25 С.В.Толстых.