Конспект логопедического занятия в старшей группе с детьми с ФФН Дифференциация звуков Т — Д

Технологическая карта занятия

Учитель-логопед: Кириллова Роза Александровна
Группа: старшая (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)
Подгрупповое логопедическое занятие
Цель: Уточнение произношения и дифференциация звуков [Т] и [Д] опираясь на кинестетическое ощущение работы голосовых связок, на слуховое восприятие звуков.

Тема
Звуки [Т] - [Д].


Планируемые результаты
Коррекционно – образовательные:
закрепить знания об артикуляционных и акустических особенностях
звуков [т], [д];
формировать навык четкого произношения и различения звуков [т], [д] в слогах,
в словах;
закрепить практическое умение использовать в речи предлоги «до» и «от».
Коррекционно-развивающие:
развивать фонематический слух,  фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза слов;
развивать артикуляционную моторику;
развивать высшие психические функции внимание, память, мышление;
способствовать оздоровлению детей в процессе занятия через использование подвижных игр и упражнений.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать положительное отношение к занятиям, адекватную самооценку;
воспитывать контроль над собственной речью;
формировать навыки сотрудничества, умение слушать, не перебивая.

Основные понятия
Звук, слог, слово

Интегрирование
Ознакомление с худ. литературой, развитие речи, рисование

Ресурсы:
- основные
- дополнительные
1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993
2. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов.- М.: Владос, 2002
3. Евдокимова Л. С., Сыропятова Г. А. Слова-паронимы в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками и младшими школьниками с нарушениями речи. –М., 2013


Организация пространства
Групповая работа, индивидуальная работа


Технологии
Коррекционно-логопедическая технология, здоровьесберегающая технология, игровые технологии.


Оборудование
игрушки: дом и кот Том, индивидуальные зеркала, наглядные картинки, предметные картинки, подсказки-символы, конверт с письмом, мяч


Раздаточный материал
1. Набор символов звуков,
2. Звуковая дорожка – вагончики с тремя окошками для обозначения позиции звука в слове.
3. «Строгие» и «весёлые» смайлики (для самооценки детей).
4. Раскраска.




План и ход занятия.
 
Этапы занятия
Планируемые результаты
Деятельность логопеда
Деятельность учащихся

I

1
Организационно-мотивационный этап (7 мин.)
Психогимнастика

Создание положительного настроя, мотивация интереса к новому содержанию, развитие воображения.
- Изобразите ласкового котенка, который просит молочка, покажите  провинившегося кота, которого наказала хозяйка, изобразите веселых котят.

Мимикой изображают соответствующее настроение

3
Введение в тему занятия
Уметь выделять изучаемые звуки, различать их на слух.



Обучать самостоятельному выделению и формулированию познавательной цели.

Показываю игрушечный дом.
- Что это?
В этом доме живет кот Том (появляется игрушка кот).
Ребята, назовите, пожалуйста, 1-й звук в слове «дом».

Назовите 1-й звук в слове «Том».

Какова же тема нашего сегодняшнего занятия? Какие звуки будут сегодня у нас в гостях? Верно, это звуки [Д], [Т].
- Вместе с котом Томом мы будем сравнивать эти два звука, учиться распознавать их в слогах и словах, правильно использовать их в речи.


Это дом.

Звук [Д].

Звук [Т]

Звуки [Д], [Т].




II

1
Операционно-исполнительский этап (28 мин.)
Характеристика звуков
Уметь анализировать, развивать способность делать самостоятельные выводы, используя опыт практических исследований на предыдущих занятиях.


- Ребята, поставьте перед собой зеркала и произнесите звук [Д]. Как работают голосовые связки, которые образуют наш голос?
- Приложите свою ладошку к горлышку и почувствуйте, звенит ли голосок?
- Произнесите звук [Т].

- Звук [Д] – согласный, произносится с голосом, значит звук звонкий, обозначаем его колокольчиком.
- Звук [Т] – согласный, произносится без голоса, значит звук глухой, обозначаем его наушниками.
(выставляю символы-подсказки: колокольчик и наушники)

Ставят перед собой индивидуальные зеркала

- Голосовые складки дрожат, голосок звенит – звук [Д] – звонкий.
- Голосок спит – звук [Т]- глухой.





2


Игра «поймай звук»


Уметь находить и выделять согласные звуки [Д], [Т] в потоке других звуков.
-А теперь попробуйте услышать эти звуки. Когда услышите [Д] – хлопните, а когда услышите [Т] – топните.
Звуки: О, С, Т, П, Т, К, Д, М, В, Т, Н, Д, У, Б, Д.

Выполняют упражнения

3
Игра «Эхо» (с мячом)

Развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия
Совершенствование общей моторики.
.
- Внимательно послушайте слоги или слова и ловите мяч:

До-то-до Душ-тушь-душ
Та-та-да Дом-том-том
Ду-ту-ду Дым-тым-дым

Ребёнок, поймавший мяч, повторяет в ответ слоги или слова


4
Игра «Выполни задание»

Осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, оценивать результаты своей деятельности.
Целеустремленность и настойчивость в достижении целей.

- Ребята, у кота Тома в доме есть письма с заданиями, давайте прочитаем одно письмо: «Ребята, определите, пожалуйста, в каких словах есть звук [Т], а в каких – [Д]. Если в слове слышится звук [Т] – поднимите карточку с наушниками, если в слове слышится звук [Д] – поднимите карточку со звоночком. И еще, не забудьте поместить карточку в то окошко вагончика, где слышится звук в слове: в начале, в середине или в конце слова».
Слова: тыква, дыня, куст, вода, кот, антенна.
Дети выполняют задание
Выкладывают на карточках-вагончиках символы звонких и глухих согласных звуков.


5
Игра «Команды кота Тома»

Способность переключаться с одного вида деятельности на другой.
Выполнение действий согласно инструкции
Закрепить умение использовать в речи предлоги «до» и «от».

- А теперь кот Том хочет с вами поиграть, он будет подавать команды, а вы должны их выполнить.
Том: «Дойди до двери»
(« дойди до окна, дойди до стула, »)
«Отойди от двери»
(«отойди от окна, отойди от стула, »
- Что ты сделал?

- Скажи, какие маленькие слова ты использовал в своем предложении?
- Назовите гласный звук в словах «от», «до».

- Назовите согласный звук в слове «до».

- Назовите согласный звук в слове «от».








- Я дошел до двери и отошел от двери.
- Маленькие слова: «до», «от».
- Гласный звук «О»

- Согласный звук [Д] – он звонкий.
- Согласный звук [Т] - он глухой.


6
Подвижная игра «С кочки на кочку»

Развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия
Совершенствование общей моторики.
Целеустремленность и настойчивость в достижении целей.
Уметь анализировать, развивать способность делать выводы.
На полу лежат 2 обруча «кочки», в одном из них лежит изображение колокольчика, в другом – изображение наушника.
- Я буду называть слова, если в слове будет глухой звук [Т] – надо встать на кочку с наушником, если услышите в слове звонкий звук [Д] – то надо встать на кочку с колокольчиком.
Слова: добро, кот, вода, кит, дорога, антенна, ткань, дыра, дуб, тупик, дом, творог, душ, нитки, бинт.
- Ребята, какие слова со звуком [Д] вы запомнили, а со звуком [Т]?





Дети выполняют задание




Ответы детей




7
Упражнение с картинками «Найди пару»


- Ребята, как вы думаете, один звук может изменить целое слово? Давайте проверим, у нас есть картинки, назовите их. А теперь я буду называть слово, а вы используя эти картинки, подберите к ним похожие слова- рифмы. Например: Дом – том.
Удочка
Дочка
Плоты
Тушь
Дачка
Кадушка
День






Уточка
Точка
Плоды
Душ
Тачка
Катушка
Тень

8
Упражнение « Исправь ошибку»


- Ребята, в доме есть ещё одно письмо. Здесь задание: внимательно послушать и помочь исправить ошибки в предложениях.
1. Мама любит свою точку.
2. Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
3.Мальчик уточкой ловит рыбу.
4.Удочка плывет по озеру.
5.Вот тележка. Это – дачка.
6.Дом в саду зовётся тачка.



1. Мама любит свою дочку.
2. Поэт закончил строчку, в конце поставил точку.
3.Мальчик удочкой ловит рыбу.
4.Уточка плывет по озеру.
5.Вот тележка. Это – тачка.
6.Дом в саду зовётся дачка.


III


1





2
Рефлексивно-оценочный этап (5 мин.)
Итог


Рефлексия
Участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли.
Учитывать разные мнения, слушать и понимать других.
Высказывать свою точку зрения.
Оценивать результаты своей деятельности.

- Ребята, вы сегодня молодцы. Давайте вспомним, какие игрушки сегодня нам помогали?

- Какие же звуки были сегодня у нас в гостях?

- Какой звук из них звонкий, а какой глухой?

- А что вам лучше всего запомнилось?

- У вас на столах лежат смайлики. “Личики” у них разные: строгие и весёлые. Выберите себе улыбающегося смайлика, если вы хорошо поработали сегодня на занятии, справились со всеми заданиями. Если же вы не довольны своей работой – возьмите строгого смайлика.
- Вы молодцы! Хорошо поработали, быстро справились с заданиями. А кот Том приготовил вам сюрприз и дарит вам свою фотографию, где он сфотографирован около своего дома. Но фотография черно-белая, дома вам надо раскрасить и сделать его цветным. До свидания.

- Игрушечный дом и кот Том.

- Звуки [Д], [Т].

- Звук [T] – глухой, а звук [Д] – звонкий.
Ответы детей.








- До свидания.




















®ђ Заголовок 2ђ Заголовок 415