Азбука дорог — дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки сервиса). Занятие по ПДД в творческом объединении Светофорчик

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Рузаевского муниципального района
Республика Мордовия




Азбука дорог - дорожные знаки
(предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки сервиса)



Занятие по правилам дорожного движения в творческом объединении «Светофорчик»


Учитель начальных классов Киреева Г.В.










Рузаевка
Мордовия
2016


Занятие по ПДД в творческом объединении «Светофорчик»
Тема: Азбука дорог - дорожные знаки
(предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки сервиса)
Цели:
Повторить и закрепить знания сигналов светофора.
Воспитывать личность безопасного типа.
Воспитывать дисциплинированность при соблюдении правил дорожного движения.
Развивать навыки практического выполнения правил уличного движения
Ученик в ходе занятия научится узнавать, называть знаки дорожного движения, классифицировать их на группы, разрешать ситуации по ПДД, предупреждая наиболее распространенные ошибки на дороге, осознает себя грамотным пешеходом.
Оборудование: дорожные знаки, шапочки – дорожные знаки, музыка “Вместе весело шагать”.
Ход занятия
I. Мотивационный этап
Движенья полон город, Бегут машины в ряд, Цветные светофоры И день, и ночь горят. Чтоб было безопасно, Всем нужно, без сомнения, Знать и выполнять Правила дорожного движения.

- Правила – закон дороги, их знание и соблюдение необходимы. . В среднем в нашей стране каждый день погибают 15 детей и 150 человек получают травмы, значит ежегодно дети совершают 600 000 ошибок. Задумайтесь.

Чтоб жить, не зная огорченья, Чтоб бегать, плавать и летать, Ты должен правила движенья Всегда и всюду соблюдать.

-Мы продолжаем изучать азбуку дорог и сегодня говорим о дорожных знаках.
 -Как вы думаете, для чего нужны знаки на дороге? (Выслушать мнение ребят)
“Азбукой улиц, проспектов, дорог Город даёт нам всё время урок. Азбуку города помни всегда, Чтоб не случилась с тобою беда!” 


II. Содержательный этап
-Мы уже третий год изучаем правила дорожного движения и много знаем знаков. Посмотрите, пожалуйста, на знаки, которые вам покажу и расскажите о них.

Знак “Движение запрещено":
Этот знак ну очень строгий, Коль стоит он на дороге. Говорит он нам: "Друзья, Ездить здесь совсем нельзя!"


Знак "Пешеходный переход":
Здесь наземный переход, Ходит целый день народ. Ты, водитель, не грусти, Пешехода пропусти!


Знак "Движение пешеходов запрещено":
В дождь и в ясную погоду Здесь не ходят пешеходы. Говорит им знак одно: "Вам ходить запрещено!"


Знак "Подземный пешеходный переход":
Знает каждый пешеход Про подземный этот ход. Город он не украшает, Но машинам не мешает!


Знак "Пункт первой медицинской помощи":
Если кто сломает ногу, Здесь врачи всегда помогут. Помощь первую окажут, Где лечиться дальше, скажут.


Знак “Жилая зона”
Площадка детская у дома По Правилам – жилая зона.  Подскажет знак водителю – Во дворе – будь бдительным. Едешь тихо, осторожно, Припаркуйся, там, где можно.


Знак “Дети”
Это очень важный знак, Он висит не просто так. Будь внимательней, шофер! Рядом садик, школьный двор.


Знак “Круговое движение”
Закрутилась голова В круговом движении. Разыгралась детвора –  В парке развлечения. А водитель не играет – В круговом движении, Путь по стрелке продолжает –  По Правилам вождения.


Знак “Велосипедная дорожка”
Велосипедная дорожка Обгоняй Максим Сережку.  Вам никто не помешает – Этот знак все дети знают.


Знак “Пешеходная дорожка”
По пешеходной дорожке, Шагают только ножки.  Лишь в коляске, малышам, Можно ездить, не спеша.


- Посмотрите, какие разные знаки! По какому признаку вы бы разбили их на группы ? (по форме, по цвету)
- Оказывается, дорожные знаки возможно классифицировать по тому, для чего они нужны, какую задачу выполняют на дороге.
- Вот, например, знаки в красных треугольниках называются  предупреждающими. (табличка со словом). Давайте найдём все предупреждающие знаки, назовём их и разместим под соответствующей надписью. – Есть ещё красные знаки, но они круглые. Вот знак "Въезд запрещён”, а вот – "Движение запрещено”. Они запрещают, значит они... запрещающие. Давайте найдём все запрещающие знаки, назовём их и разместим под соответствующей надписью.  – А вот знаки синего цвета. Что может сказать нам синий круг?(разрешает). А точнее, предписывает, рекомендует. Называют такие знаки предписывающими. Давайте их найдём и назовём. – А это знаки сервиса. Они подсказывают, какие услуги могут нам предоставить. Давайте их назовём. – Мы познакомились с некоторыми из знаков, но их гораздо больше – А сейчас давайте поиграем!

Физминутка “Дорожные знаки”
Учитель показывает знаки, а ребята выполняют различные действия в зависимости от того, какой знак показан.
“Пешеходный переход” (шагают на месте),
“Движение пешеходов запрещено” (стоят на месте),
“Дорожные работы” (имитация – копают землю),
“Скользкая дорога” (качаются с ноги на ногу),
“Велосипедная дорожка” (имитация – едут на велосипеде).

III. Творческий этап
Конкурс “Угадай дорожный знак”
1. Я хочу спросить про знак. Нарисован он вот так: В треугольнике ребята Со всех ног бегут куда-то.  (“Дети”)

2.  Ты смелей иди вперед, Трусишь ты напрасно! Знай, что этот переход –  Самый безопасный!  (“Подземный переход”)

3. Любишь ты велосипеды, Знаешь радости победы, Мчишься быстро с ветерком, А со мною не знаком? Ездят здесь одни машины Всюду их мелькают шины. У тебя велосипед? Значит стоп! Дороги нет!  (“Движение на велосипедах запрещено”)

4. Я приятель пешеходу, Я – водителей гроза, Я стою у перехода –  Нажимай на тормоза. Пешеход! Решил дорогу Безопасно перейти –  В этом я тебе подмога, Поспеши меня найти.  (“Пешеходный переход”)

5. В этом месте, как ни странно, Ждут чего-то постоянно, Кто-то сидя, кто-то стоя Что за место здесь такое? Место это не секрет, Сам ты дашь сейчас ответ. Коли ехать нам куда –  Быстро путь найдем туда!  (“Место остановки автобуса или троллейбуса”)

6. Если нужно вам лечиться, Знак подскажет, где больница. Сто серьёзных докторов Там вам скажут: “Будь здоров!”( “Больница”)

7. Что за знак тут? Пешеход В нем зачеркнутый идет. Что же это означает? Может, их здесь обижают? ( “Движение пешеходов запрещено”)

- Молодцы. А сейчас наши ребята разыграют сценку по стихотворению О.Камакина «Как Мурка и Маня за рыбой ходили».


О.Камакин
Как Мурка и Маня за рыбой ходили
Рано утром по дорожке Шли две очень разных кошки. Кошка Мурка чёрной масти Говорит подружке: "Здрасьте!" - Как спалось в твоём подвале? Мыши сильно донимали?
А другая кошка - Маня, Разноцветная такая. Маня Мурке отвечала: - Всех мышей я распугала. Ну а ты всё в кресле спишь? Рыбьей косточкой хрустишь?
Маня - кошка из подвала, Года три там проживала. А у Мурки есть квартира, Есть хозяйка и машина. Мурка спит в хозяйском кресле, Но гуляет с Маней вместе.
Веселее вместе кошкам, Хоть и разные немножко. Маня всё в округе знает, Мурка Маню донимает: - Что такое магазин? Чей бульдог идёт один? На окно забраться можно? По деревьям лазить сложно? Что за речка за дорогой? В этой речке рыбы много?
Маня Мурке отвечала: - Как от жизни ты отстала! В кресле всё сидишь, скучаешь, Ничего -то ты не знаешь! Тот бульдог тебе сосед, Лазить в окна - смысла нет! По деревьям лазить можно, Но спускайся осторожно. Речка, что через дорогу, Помогает мне немного. Там мальчишки-рыбаки Рыбу ловят из реки. Ну и делятся немножко - Угощают в смысле кошку. Кто ерша, а кто плотву, Я ж любую съесть могу.
Мне ж никто не купит «Вискас»,
Хоть живу я к людям близко.
Мурка сразу заурчала И к дороге побежала. Промяукав быстро Мане:
- Мне-то рыбы не давали! - Что ж ты раньше не сказала. Я б давно уж побежала! Рыбки свежей я бы съела, Дома всё мне надоело!
- Стой! - ей Маня вслед мяучит Знать совсем тебя не учат? Ведь перед тобой дорога, Вот и осмотрись немного. Хвост и лапы пожалей, И остановись скорей. Покажу тебе я путь, Вот его ты не забудь! Посмотри туда вперед, Там для кошек переход. Там нам к речке путь открыт. Там же светофор стоит. Он для кошек лучший друг Это знают все вокруг. Как зажжет свой красный глаз, Значит, стой, проход не даст.
Мурка Мане отвечает: - Раз он к речке не пускает, То идти к нему не нужно, Пробежим дорогу дружно. - Нет, пойдём до светофора, - Говорит ей Маня снова, - - Есть ещё зелёный глаз, Он то нам пройти и даст. Он машины остановит, Нам с тобой пройти позволит. Только вот таким путём К речке мы с тобой пойдём.
- Далеко туда идти, Значит нам не по пути,- Мурка Мане вдруг сказала, И к дороге побежала. Хвост, усы не пожалела, Рыбки очень захотела. И теперь вот Мурка-кошка Видит речку из окошка. Забинтован хвост и лапа, А сама и виновата. Под машину угодила Потому что поспешила. Ну а Мане рыбаки дали рыбки у реки. Потому что эта кошка Хоть совсем-совсем немножко Правила движенья знает И всегда их соблюдает!

- Ребята, кто же главный помощник на дороге? (“Светофор”). Совершенно верно. И сегодня светофор приготовил вам задание.
- Какой цвет говорит нам, что путь закрыт? ( “Красный сигнал светофора”.) (Ученик берет красный круг, с обратной стороны – ситуация, которую он зачитывает, остальные пытаются разрешить ее. Также с желтым и зеленым кругом.)
Ситуация 1
Два мальчика и три девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зеленый сигнал уже начал мигать. Мальчики побежали через дорогу бегом, а девочки остались дожидаться следующего сигнала. Сколько ребят правильно перешли дорогу?
Ответ: Три девочки. Зеленый мигающий сигнал светофора предупреждает, что скоро включится желтый, а затем красный. Поэтому безопаснее всего дождаться следующего зеленого сигнала. Бежать через дорогу опасно.

Ситуация 2
Из автобуса вышли шесть человек. Трое из них перешли дорогу по пешеходному переходу, двое пошли обходить автобус спереди, и один остался на остановке. Сколько человек поступили правильно?
Ответ: Один. Правильнее всего подождать, пока автобус отъедет от остановки, и только затем переходить дорогу.

Ситуация 3
Пятеро ребят играли в мяч на проезжей части дороги. Двое ушли домой. Остальные остались играть на дороге. Сколько ребят поступили правильно?
Ответ: Ни одного. Играть на проезжей части дороги нельзя.

- Мы с вами, ребята, учимся быть грамотными пешеходами. Но должны быть и грамотными людьми. Перед вами слова на тему “Дорога” с пропущенными буквами. Прочитайте слово, вставьте букву .
Авт_мобиль в_дитель м_шина тр_туар п_сс_жир д_р_га
ст_янка ш_фер.

Рефлексия.
-Давайте подведем итоги нашего с вами занятия. Что нового вы узнали на занятии?
Как вы думаете, знак “Соблюдайте правила дорожного движения” на каком фоне следует изобразить? Почему? Какой формы должен быть этот знак? Почему?

Используемая литература
ОБЖ. Поурочные планы. Волгоград: Издат. “Учитеь – АСТ”,  2002 г.
Л.А.Обухова. Школа докторов природы. М.: “Вако”,   2004 г.
Используемые Интернет-ресурсы: Стихи, загадки и песни о дорожных знаках:  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]









13PAGE \* MERGEFORMAT14915




Рисунок 10img1.gif (2328 bytes)