Конспект урока по обучению грамоте . Тема: Согласные звуки [ л ], [ л ]. Буквы Л, л.



Конспект урока по обучению грамоте
Учитель ГБОУ СОШ № 69 им. Б.Ш. Окуджавы Потешнова Н.Б.
Тема: Согласные звуки [ л ], [ л' ]. Буквы Л, л.

ЦЕЛЬ: - научить выделять на слух и дифференцировать согласные звуки [ л ],
[ л' ] ;
- узнавать графический образ букв;
- формировать навык чтения сочетаний букв, слов, предложений;
-научить правильно писать строчную букву - л -;
- развивать внимание, речь, логическое мышление;

ОБОРУДОВАНИЕ:
- мультимедийное оборудование, ноутбук;
- лента букв;
- слова и слоги с буквой – л -;
- выставка книг К. И. Чуковского;

ХОД УРОКА:

ОРГМОМЕНТ.
- Какая сегодня на дворе погода?
В такую погоду люди простужаются и начинают болеть.
- Как надо беречь своё здоровье?
- Кто нас лечит?
- Сегодня на урок я пригласила зверушек, но по пути к нам они простудились и заболели. И поэтому к нам пришёл доктор. ( слайд 1)

- Кто это?
- Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И зайчишка и волчица

- Из какого произведения строки?
- Кто автор? ( работа с выставкой книг )
- Вспомните, кто всегда мешал Айболиту? ( слайд 2 )



- Бармалей пришёл с заданиями. Чтобы доктор быстрее вылечил зверей, надо правильно выполнять задания.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Работа с лентой букв. ( слайд 3 )


- Сильно зайка загрустил
Ушки зайка опустил
Не грусти, не печалься, зайка, мы поможем тебя вылечить.
- Чтобы вылечить зайку, надо поработать по ленте букв.
- Сколько знаем букв? Сколько из них гласных? Согласных? В чём отличие? Что образуют гласные?

Чтение слогов:
на со та ка
но са то ки
ну си ти ко
ни сы ты ку
ны су ту

- Молодцы, помогли вылечить зайку. Теперь он здоров и говорит нам и доктору « спасибо».

Работа со словами.
- А у нашего доктора снова больной. ( слайд 4 )

- И пришёл к Айболиту медведь
Да как начал, как начал реветь.
Не плачь, не реви, медведь, мы поможем тебя вылечить.
- На этот раз Бармалей приготовил нам слова. Прочитайте их.

СОН КИТ
СОК КОТ

- Чем похожи слова?
- В чём отличие?

Звуковой анализ слова КИТ.
- Сколько в слове слогов? Почему?
-Сколько звуков?
- Что представляет слог –ки-?
- Какой первый звук? Он гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий?
- Какой второй звук? Он гласный или согласный? Ударный или безударный? Какую роль в слове играет?
- Какой третий звук? Он гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий?
- Молодцы, ребята, медведю вы тоже помогли.

ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

Выделение звуков [ л ], [ л '] .
- А теперь Бармалей решил загадать загадки, проверить, умеете ли вы их разгадывать.

Заставит плакать всех вокруг
Хоть он и не драчун а (лук) (слайд 5)


Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто это? (лиса) (слайд 6)

1.Выделение нового звука в словах. Артикуляция звука.

Вывод: воздух задерживается - звук согласный, произносится с голосом – звонкий, может быть твёрдым и мягким.
2.Звуковой анализ слова –лук.
- Сколько в слове слогов? Почему?
- Какой 1-й? Он согласный или гласный? Почему? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий?
- Какой второй звук? Он согласный или гласный? Ударный или безударный?
- Что образует слог?
- Какой третий звук? Он согласный или гласный? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий?
- Сколько всего звуков? Из них гласных? Согласных?
3.Звуковой анализ слова – лиса. Сравнение слов по звукам и буквам.
-Чем похожи? В чём отличие?
- Отгадав загадки, мы познакомились с новыми звуками и выполнили задание Бармалея.
Сегодня вы познакомитесь и с буквой, которая обозначает эти звуки, научитесь читать и писать новые слова.
Показ буквы. Название.
- На что похожа буква?
Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.
- А теперь Бармалей хочет послушать, как мы прочитаем слоги с новой буквой.
ЛА ЛО ЛИ ЛЫ ЛУ
- В каком слоге согласный мягкий? Почему?
4. Работа с учебником. Чтение слогов и слов на стр. 59.
- А теперь отдохнём.
5.Физкультминутка:
Буквой Л расставив ноги,
Словно в пляске, руки в боки.
Наклонились вправо, влево,
Влево, вправо
Получается на славу.
Наклонились и присели,
Встали и тихонько сели.

6.Работа в прописи. Письмо строчной буквы л.
- У нашего доктора снова больной. (слайд 7)

- Что случилось? Что стряслось?
Но молчит красавец-лось.
Заболело у лося горлышко.
Не беспокойся, милый лось, мы поможем тебе. А чтобы помочь лосю, нам надо научиться правильно писать букву л.
Сравнивание печатной и прописной буквы.
Объяснение написания.
Посадка. Положение прописи.
Письмо элементов .Письмо буквы в прописи.
- Но лечение нелёгкое, поэтому надо помочь зверю долечиться.
Надо красиво и правильно написать слоги.
7. Письмо слогов с объяснением.
8.Пальчиковая физкультминутка:
9. Работа с учебником (стр. 58-59)
- Снова к Айболиту пришёл больной. (слайд 8 )

- Волк по лесу тихо шёл,
Лапу волк там наколол.
- Надо помочь волку. А для этого надо правильно прочитать слова в учебнике.
Чтение слов. Сравнивание ( чем похожи и в чём отличие ).
Чтение текста. (шёпотом)
- Что прочитали? Почему это предложения?
- Какие предложения по интонации?
- Из скольких слов состоит 1-е, 2-е, 3-е предложения?
Чтение предложений по порядку.
- Что составляют предложения? Почему это текст? Сколько предложений в тексте?
- Молодцы, ребята, помогли и волчишку вылечить.
10. Беседа о животных.
- Сколько сегодня животных мы помогли вылечить Айболиту?
Все они живут в лесах нашего края. ( картина с животными Тамбовской области)
- Каких ещё животных наших лесов вы знаете?
ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
1.- Горе, горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!
На небе теперь луна
Ходит жёлтая одна!
- Из какого произведения эти строки? ( « Краденое солнце» )
- Кто автор?
Выставка книг К.И.Чуковского.
- Какие произведения этого автора знаете?
- А без солнца жить нельзя,
Очень трудно всем, друзья.
- И снова на помощь спешит Айболит. Чего больше всего бояться дети?
И Бармалей тоже очень боиться уколов. (слайд 9 )

- Испугался крокодил,
Солнце в небо отпустил!
- А о том, почему крокодил отпустил солнце в небо, вы прочитаете дома с мамами в стихотворении К.И.Чуковского « Краденое солнце».
2.Работа по иллюстрации (стр.58)
- Рады, рады, рады ,звери,
Рады солнышку!
-Рассмотрите иллюстрацию и назовите все слова с буквой –л-.
3.Чтение текста.(выразительно) (стр. 59)
4.Игры. Ребусы.
Работа с учебником (стр.61) Ребусы. Многозначность слова –лук-.
ИТОГ УРОКА.
- С какой буквой познакомились?
- Какие звуки она обозначает? Охарактеризуйте их.
- Что больше всего вызвало затруднение? А понравилось?
- Работу с буквой мы продолжим на следующих уроках, а сейчас
- Айболиту пора собираться в дорогу на гору Лимпопо. Там тоже его ждут. Он благодарит нас за хорошую работу, желает, чтобы мы с вами не болели, и нам и зверушкам, которые были у нас на уроке для укрепления здоровья он выписал рецепт.
РЕЦЕПТ
Выписывается всем детям и зверушкам города Москвы

« Есть морковь, редиску, лук.
(Лук на вкус не так уж вкусен,
Но зато полезен, нужен.)
И капусту и салат
Каждый скушать будет рад.
А ещё лимон, банан,
На ночь – молока стакан.»
Употреблять ежедневно!

Доктор Айболит (печать)
Подпись.

ОЦЕНИВАНИЕ.
- За отличную работу на уроке вы сегодня получаете призы.
( детям раздаются вырезанные овощи и фрукты из цветного картона)
- Ну а что же Бармалей?
- Бармалей стал веселей ,веселее и добрей,
Потому что Бармалей любит умненьких детей.
- А мы его сегодня порадовали своей работой.
- За хорошие задания на уроке мы дарим ему морковку!
- Кушай, кушай, Бармалей, на здоровье!











ПРИЛОЖЕНИЕ


РЕЦЕПТ
Выписывается всем детям и зверушкам города Москвы

« Есть морковь, редиску, лук.
(Лук на вкус не так уж вкусен,
Но зато полезен, нужен.)
И капусту и салат
Каждый скушать будет рад.
А ещё лимон, банан,
На ночь – молока стакан.»
Употреблять ежедневно!

Доктор Айболит
___________________________________________________________

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
РЕЦЕПТ

Выписывается всем детям и зверушкам города Москвы

« Есть морковь, редиску, лук.
(Лук на вкус не так уж вкусен,
Но зато полезен, нужен.)
И капусту и салат
Каждый скушать будет рад.
А ещё лимон, банан,
На ночь – молока стакан.»
Употреблять ежедневно!

Доктор Айболит

Литература:

В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Н.А. Федосова. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. Москва «Просвещение» 2001.



















15