Конспект урока по окружающему миру на тему Михайло Ломоносов — первый русский университет


Открытый урок по окружающему миру
Класс: 4-А Учитель: Петренко Л.П.
Тема: "Михайло Ломоносов – первый русский университет"
Цели урока: познакомить с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова, показав его вклад в развитие России.
Задачи урока:
учебная – способствовать формированию у детей представления о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;
развивающая – способствовать развитию кругозора, умения делать вывод, коммуникативных способностей;
воспитательная – способствовать воспитанию в детях чувства гордости, восхищения, уважения к творческим и одаренным людям.
Оборудование: презентация, документальный фильм о Ломоносове, учебники, тетради, кирпичи на магнитах для пирамиды истории, портреты русских царей, наборы для работы в группах, форматы А3, клей. 
Ход урока
I. Организационный момент
– Прежде чем приступить к нашей работе мне очень хочется узнать, с каким настроением вы сегодня пришли на урок. Покажите свое настроение жестами и мимикой.
II. Мотивация, целеполагание
Начинается урок.Он пойдет нам с вами впрок.Постарайтесь все понять,Чтоб историю узнать.
– Ребята, посмотрите на доску. На ней вы видите пирамиду истории, но кирпичи разбросаны. (Заполняют пирамиду). Какие цари правили в России в новое время? (Поставить в нужном порядке). Историю какого царя мы узнали на прошлом уроке?
Слайд «Тест».
Прозвище Петра I в истории России?
а) огромный;
б) великий;
в) кровавый.
Фамилия Петра I.
а) Романов;
б) Рюрик;
в) Минин.
Петр сел на престол в возрасте?
а) 14 лет;
б) 8 лет;
в) 10 лет.
Что было поставлено в центре крепости Кронштадт в честь апостолов Петра и Павла?
а) замок;
б) собор;
в) дворец.
В устье какой реки была построена морская Крепость Кронштадт?
а) Нил;
б) Днепр;
в) Нева.
Как назывался полк молодого царя?
а) потешный;
б) игровой;
в) рыцарский.
Кто занимался государственными делами, когда юный Петр стал царем?
а) брат Федор;
б) боярская дума;
в) царевна Софья.
Что было в округе той местности, где начали строить Санкт-Петербург?
а) болота;
б) горы;
в) ледники.
Как называлось то место, где начали строить суда для частных лиц?
а) порт;
б) верфь;
в) пристань.
Взаимопроверка – ключ 1б, 2а, 3в, 4б, 5в, 6а, 7в, 8а, 9б.

III. Постановка проблемы
– Пришло время узнать следующего за Петром императора, а точнее…(начало фильма о Ломоносове, повествует о восшествии на престол Елизаветы). Учитель ставит на пирамиду истории портрет Елизаветы.
– Но наш урок посвящен не этой императрице. Давайте вспомним слова Н.Некрасова:
«Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик». О ком они? (Слайд презентации)
– Тема нашего сегодняшнего урока: «Михайло Васильевич Ломоносов – первый русский университет».
Слайд «Михайло Васильевич Ломоносов – первый русский университет»
Рефлексия:
– Как вы думаете, почему так назвал Ломоносова А.С. Пушкин? (Обучающиеся выдвигают свои теории)
– Однако прежде чем окончательно ответить на данный вопрос, мы послушаем, что расскажет нам фильм (продолжение о детстве и юности Ломоносова) и узнаем, что сообщает учебник.
IV. Работа по учебнику.
– Откройте учебник на стр. 102 со слов «Нелегко пришлось…» (2 абзаца). Так в каких науках преуспел «архангельский мужик»? Предлагаю более подробно узнать о достижениях этого великого человека. Работать будем по схеме прошлого урока – выпускаем мини-газеты в группах.
1-я группа: Достижения Михаила Ломоносова в физике
2-я группа: Великий химик – Михайло Ломоносов
3-я группа: Вклад М.Ломоносова в развитие геологии
4-я группа: Постижение астрономии Михаилом Ломоносовым
5-я группа: Михайло Ломоносов – в географии
6-я группа: Историк – М.В.Ломоносов
7-я группа: Ломоносов – поэт и ритор
8-я группа: Художник – Михайло Ломоносов
V. Работа в группах
Обучающиеся получают наборы информации и иллюстраций и выбирают необходимые для своей темы, располагают на листе А3 и приклеивают. Необходимо продумать презентацию работы группы: главные слова, стихотворение, высказывание и т.п.
Вывод: не надо думать, что Ломоносов целыми днями занимался наукой, был нелюдимым и скучным человеком. Он был очень подвижным, энергичным. Говорят, что у него был неуравновешенный и взрывной характер и это иногда ему мешало в работе. Трудно перечислить все открытия, сделанные им. Он отдавал работе всё своё время и все силы. Это привело к тому, что ученый рано постарел; здоровье, подорванное в молодости изнуряющими занятиями, часто изменяло ему. Умер он случайно, от пустяковой весенней простуды.
VI. Итог урока. Рефлексия.
– Какое открытие вы сделали на этом уроке?
– Почему Ломоносова назвал А.С. Пушкин нашим русским университетом?
– Что для вас было самым интересным на уроке?
– О чем захотелось еще узнать?
– Какую оценку вы бы поставили себе за этот урок? (Самооценка)
Анализ эмоционального состояния – оценить еще раз.
VII. Домашнее задание
– В ХVIII веке в России быстро развивалась наука. Какие еще ученые, поэты, художники, музыканты жили и творили в те времена? Приготовить сообщения об этих людях (для желающих). С.101 – 104 (вопросы, план)
В помощь учителю:
Бердинских В.А., Бердинских М.Л. Родная страна. Книга для чтения по истории для 3-4 классов. – М.: Баласс, 2005.
Что такое. Кто такой: т. 2. – 3-е изд., - М.: Педагогика-Пресс, 1993.
Окружающий мир. 4 класс: Занимательные материалы к урокам/ авт.-сост. Г.Н. Решетникова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Информационные технологии на уроках окружающего мира в 4-м классе по теме "Ломоносов Михаил Васильевич", Менжаева Тамара Алексеевна, учитель начальных классов.
Приложение
Задания-тексты для групп:
Открытия М.В.Ломоносова в области литературы, поэзии:
а) разработал правила грамматики русского языка, составил книгу «Российская грамматика»;б) выпустил «Риторику», которая стала по сути первой в России хрестоматией мировой литературы;в) в 1751 году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова».
Науки юношей питают,Отраду старцам подают,В счастливой жизни украшают,В несчастный случай берегут.В домашних трудностях утехаИ в дальних странствах не помеха.Науки пользуют везде,Среди народов и в пустыне,В градском шуму и наедине,В покое сладки и в труде…
Литераторы посвящали жизни и творчеству М.В. Ломоносова свои стихи. Так пишет о Ломоносове в своем сонете С.И. Стромилов:
Покинув дом отца, в стране чужой, далеко,Как хлеба, он искал познаний и наук.Он в тайны естества сошел умом глубокоИ первый вырвал нам из лиры стройный звук.Законник языка! ты стоишь поздней славы.Ты первый красоту и дух его постиг,Ты дал ему права, законы и уставы,Хаос его стихий ты жизнию проник,И, прелестью его украсив величавой,Ты к силе творческой вдруг вызвал свой язык!
«С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном, он был ее Петром Великим». В.Г.Белинский
«Ломоносов был первым образователем нашего языка, первый открыл в нем изящность, силу и гармонию…»
Н.М.Карамзин
Открытия М.В.Ломоносова в области физики:
а) открыл закон сохранения материи;б) сконструировал термометр;в) изобрел «ночезрительную трубу», предшественницу современных приборов для ночных наблюдений.
Главное дело в жизни Ломоносова – создание первого русского университета. Он открылся в 1755 году в Москве. Наука благодаря этому стала развиваться в России гораздо быстрее. Теперь не нужно было ездить за границу, чтобы получить знания и стать ученым.
«Да, велико его значенье -
Он, верный русскому уму,
Завоевал нам Просвещенье,
Не нас поработил ему».
Ф.Тютчев
«…Первый русский ученый в европейском смысле этого слова был Ломоносов - естествоиспытатель». Д.И.Менделеев
«Всякое прикосновение к любезной его сердцу России, на которую он глядит под углом ее сияющей будущности, исполнены его силы чудотворной».
Н.В.Гоголь

Открытия М.Ломоносова в области химии:
а) открыл первую в России химическую лабораторию;б) составил рецепт для приготовления фарфоровых масс;в) разработал принципы новой науки «Физической химии».
В своей химической лаборатории Ломоносов провел много опасных опытов, достигнув интересных результатов. Даже дома он делал смелые опыты с электрической машиной. Его друг, профессор Рихман, погиб от электрического разряда, повторяя опыт Ломоносова.
«Ум веселится, вспоминая Ломоносова. Радуется мысль, соглядая его жизнь и дела». Б.Шергин – северный писатель.
«Факел учености на Руси зажег крестьянский сын из-под Холмогор Михайло Ломоносов». Ф.А.Абрамов

Открытия М.Ломоносова в области астрономии:
а) в 1761 году предположил наличие атмосферы на Венере;б) построил телескоп.
Имя Ломоносова присвоено открытому Российскими учеными подводному горному хребты в бассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне луны; экваториальному противотечению в Атлантическом океане. Именем Русского ученого названа одна из малых планет и один из минералов. Центральная городская библиотека носит имя Михаила Васильевича Ломоносова.
А.С.Пушкин писал: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, риторик, механик, химик, художник и стихотворец - он все испытал, все проник».

Открытия Ломоносова в области географии:
а) составил «Полярную карту»;б) разработал приборы для морского кораблевождения;в) доказал возможность Северного морского пути в Индию;г) вывел теорию возникновения металлов и минералов;д) «О причине землетрясения».
М.В. Ломоносов, прожив яркую, полную творческих дерзаний жизнь, оставил глубокий след в науке и просвещении. Еще при жизни имя великого ученого было широко известно не только в России, но и за рубежом. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей; его образ запечатлен в произведениях живописи, графики, скульптуры; его имя носят в нашей стране города и села, улицы и площади, учебные заведения и школы.
В 1961 году отмечая большие заслуги основоположника отечественной науки, академик М.В. Келдыш писал: “Ломоносов – это целая эпоха в истории отечественной науки и культуры. Деятельность Ломоносова была всегда целеустремленно связана с наиболее важными потребностями страны, с ее промышленным, культурным развитием, направлена на ее процветание. Историческое значение Ломоносова состоит так же и в том, что он настойчиво добивался широкого развития образования в России, привлечения в науку способных людей из народа показав на личном примере на какие подвиги способны люди ради Родины…”
Открытия М.В.Ломоносова в области истории:
а) закончил 1-й том Российской истории;б) составил «Краткий летописец с родословием».
Первое здание университета стало на месте нынешнего Исторического музея. Над главным входом возвышалась башня с высоким штилем, на котором сидел орел. В праздники здесь устраивались пышные фейерверки.
В университете тогда работало всего десять профессоров. Было три факультета: юридический, медицинский и философский.
Ломоносов очень любил университет и заботился о нем. Однажды главный университетский куратор Иван Иванович Шувалов, сам много сделавший для открытия университета, поспорил с Ломоносовым и пригрозил ему отставкой. «Ничего не получится, – смело ответил ученый. – Разве что университет от меня отставите, в меня от университета никогда!»
Сегодня Московский государственный университет носит имя своего основателя, гениального русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова.

Большой клад в развитие изобразительного искусства внес Ломоносов как художник:
а) открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин;б) изготовил 40 мозаичных картин, в том числе «Полтавскую битву»;в) избран почетным членом Петербургской Академии художеств. Им построена целая фабрика по изготовлению цветного стекла – одна из лучших в Европе.
Современные художники в своих картинах также запечатлели образ Ломоносова и в январе 2005 года – ровно 250 лет со дня основания М.В. Ломоносовым Московского государственного университета, университету был подарен мозаичный портрет М.В.Ломоносова.
Панно выполнено в уникальной технике – "Эмалевая мозаика Андрея Манджоса". При создании произведения было использовано 13650 медных пластинок, покрытых многоцветной горячей ювелирной эмалью. Каждая пластинка с эмалью подвергалась обжигу, как отдельное ювелирное изделие. Сюжет мозаики символичен. Великий русский учёный, художник и просветитель М.В. Ломоносов, наряду с другими своими многочисленными достижениями и открытиями, прославился, как первый художник-мозаичист России, основавший мозаичное дело в нашей стране. Панно является единственным мозаичным портретом Ломоносова, в котором учёный и художник изображён на фоне его знаменитой мозаики – "Полтавская баталия". Ценность материалов, необычная светоцветовая игра микрообъёмов отдельных капелек горячей эмали, многотрудный кропотливый ручной мозаичный набор и сама авторская технология исполнения данного произведения делают его уникальным и неповторимым.
«В мозаичных портретах и картинах, можно сказать, синтезировался весь Ломоносов с его глубокими и конкретными химическими знаниями, техническим уменьем , оптической и художественной зоркостью к цвету». С.И.Вавилов

Открытия М.В.Ломоносова в области геологии:
В России минералогия начала бурно развиваться при Петре I с расширением горного дела, развитием горного промысла в России, изучением и освоением её природных богатств. Способствовала этому организация в 1725 году Академии наук и деятельность выдающегося русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова. Им был подготовлен проект минералогического изучения страны. Он предложил классификацию минералов, основанную на физических и химических признаках, выделяя восемь классов.
Когда Ломоносов вернулся на родину из Германии, правитель канцелярии Российской Академии наук поручил ему составление « Каталога камней и окаменелостей», находящихся в Минералогическом кабинете Кунсткамеры. Это занятие стало первым шагом Ломоносова в геологической науке.
В развитие этих наук Ломоносов внёс большой вклад. В работах по геологии чётко сформулирована теория эволюции, лежащая в основе всех явлений природы. Великий учёный показал, что история нашей планеты представляет собой постоянный процесс эволюции. Ломоносов изучал причины и природные последствия сейсмических катастроф. Он сделал первую в истории науки попытку определить глубину очагов землетрясения, то есть толщину земной коры.
Учёный изложил важные идеи в строении кристаллов. Он сформулировал закон о постоянстве углов кристаллов для различных кристаллических веществ. Его мысли о природе кристаллов были подтверждены наукой 19-20 веков.
Современные геологи признают новизну и смелость геологических идей Ломоносова, считают его основоположником нового этапа в развитии отечественной геологии.
Древний мир
Средневековье
Новое время
Новейшее время
до V века н.э.
с V века по XV век
c 1500г. по 1900г.
XX век – сейчас










Достижения Михаила Ломоносова в физике
Великий химик – Михайло Ломоносов
Вклад М.Ломоносова в развитие геологии
Постижение астрономии Михаилом Ломоносовым
Михайло Ломоносов – в географии
Историк – М.В.Ломоносов
Ломоносов – поэт и ритор
Художник – Михайло Ломоносов
Самоанализ открытого урока
Урок  окружающего мира  был проведён в 4-А классе 10.03.2016 г.
Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «Михайло Ломоносов – первый русский университет», пятый урок в разделе «Страницы истории России».
По типу урока – это урок открытия нового знания при использовании проблемно-диалогической и проектной технологий.
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны  формы организации учебной работы: фронтальная, индивидуальная и групповая.
Соответствие урока требованиям ФГОС:
1.  Ориентация на новые образовательные результаты
 2. Нацеленная деятельность на формирование УУД
Планируемые результаты:
предметные: ученик научится
·  выделять в тексте главное в соответствии с данной темой проекта;
·  организовывать работу в группе  по   алгоритму
ученик получит возможность научиться:
·   выбирать необходимые средства в соответствии с целями и условиями
общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
·   участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться ккоординации различных позиций в сотрудничестве
личностные: ученик
·   проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
·    понимает причины успеха в учебной деятельности
 Универсальные учебные действия:
регулятивные:     ученик
·    определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
·    учится работать по предложенному учителем плану;
познавательные:    ученик
·       использует знако-символические средства при оформлении проекта;
·       делает выводы о результате совместной работы группы и себя;
·       составляет алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные   ученик
·       слушает и понимает речь других;
·       договаривается и приходит к общему решению в совместной
деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения
интересов.
3.Использование современных образовательных технологий: проблемно-диалогической технологии, проектной технологии, ИКТ, технология здоровьесбережения (дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся) 
Содержание урока:
Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.
Этап Результат Форма достижения
1. Организационный этап
Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность. Фронтальный диалог
2. Актуализация знаний
Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» .Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. Игра-пирамида
Тестовые  задания
Взаимопроверка
3. Постановка учебной задачи
Цель: Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого. Формулировка учебной задачи как темы   урока Проблемный вопрос
Предположение
Работа со словарем
ИКТ
Работа с учебником
4. Открытие «нового» знания
Цель: Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия.
  Сформулированное правило, представленное в форме проекта. Исследовательская деятельность
Инструкция
Целеполагание
Чтение, наблюдение, сравнение, анализ, диалог, монолог, слушание
Групповая работа
5. Рефлексия
Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности. Предъявление результата 
Самоанализ
Вывод на основе предположений
 
 
Считаю, что заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг.
Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку продвинуться в своём индивидуальном развитии.