Конспект урока по русскому языку на тему Гласные и согласные звуки и буквы


Отдел образования спорта и туризма Лельчицкого райисполкома
Государственное учреждение образования
«Боровская средняя школа Лельчицкого района»
Гласные и согласные звуки и буквы
(урок по русскому языку во 2 классе)
Учитель начальных классов
Бутьковец Анастасия Петровна
573024030670500 аг. Боровое
2016
Цель урока: создать условия для знакомства с отличительными особенностями звука и буквы, гласного и согласного звука, для развития умения создавать образ звука, внимания, логического умозаключения.
Задачы урока: развивать у учащихся умение различать гласные и согласные
звуки по их артикуляционным признакам;
производить звуко-буквенный разбор слов;
формировать умение отличатьсмысл слов по роли звуков;
развивать речь учащихся, поширять их словарный запас;
воспитывать трудолюбие.
Оборудование: карточки с заданиями, цветные карточки, рисунки, плакат, ТСО.
Ход урока
І.Организационный момент
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
Доброе утро
Солнцу и птицам.
Доброе утро
Улыбчивым птицам.
И каждый становится
Добрым. Доверчивым.
Доброе утро
Длится до вечера.
ІІ, Актуализация знаний учащихся
А) алфавит
- Сегодня мы вспомни алфавит. Слушаем внимательно задание и называем нужную букву в алфавите.
- Назовите третью букву в алфавите;
-Какая буква следует за буквой «дэ»?; перед «ка»?; после «же»?; перед «я»?
- Сколько всех букв в алфавите?
ІІІ. Изложение нового материала
А) сообщение темы и цели урока:
- Тема нашего урока “Гласные и согласные звуки и буквы”
- Сегодня на уроке мы будем учиться отличать звуки и буквы, делить звуки на гласные и согласные; наблюдать как изменяются слова в зависимости от замены одного звука; делать звуко-буквенный разбор слов.
Б) подготовка к письму:
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
В) минутка чистописания
я яя яг ям ся язык язычок ябеда
Держать язык за зубами.
- Объясните значение пословицы.
- Докажите, что это предложение. Сколько в нём слов?
Работа над многозначностью слова язык.
Г) словарная работа
- Сейчас мы узнаем как нужно правильно писать слово медведь
- Из каких частей состоит это слово?
- Делим слово на слоги, ставим ударение, производим звуко-буквенный разбор этого слова.
- Что вы скажете о количественном составе звуков и букв?
Е) звуки и буквы
- Отгадайте загадки:
1) Его не видно,
В руки не взять,
Но зато слышно. (Звук)
2) Чёрные, кривые,
От рождения немые
Станут в ряд –
Враз заговорят. (Буквы)
- Так о чём мы будем сегодня с вами говорить?
- Чем отличаются звуки от букв?
Звуки – слышим и произносим.
Буквы – видим и пишем.
З) сказка «Как звуки научились превращаться в буквы?»
В одной волшебной стране жили звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.
Однажды в этой стране появился волшебник из другого королевства. Ему там понравилось, и он захотел поближе познакомиться с её жителями. А когда узнал, что все жители невидимки, то очень огорчился. Но ведь он был Волшебником ! И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав или пропев её, или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились.
Ж) физкультминутка (под фонограмму)
и) гласные и согласные звуки
- Теперь мы с вами вспомним, какие бывают звуки и назовём их, отгадав загадки:
1) Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовёт,
И получается …. гласный.
2) А ……….. (согласные) согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть.
Но не хочется им петь.
- Назовите все гласные звуки
- Давайте их пропоём.
К) игра «Угадай гласный»
- Я называю звук. Если он гласный – поднимаете красную карточку, если согласный – зелёную.
- О, б, в, у. ж, з, ы, к, п, э, д, т, а, ф. ш, …
Л) работа в парах (по учебнику – упражнение 90)
- Учащиеся, сидящие справа, выписывают буквы гласных звуков, а учащиеся, сидящие с левой стороны, выписывают только буквы гласных звуков. Потом правильность выполненного задания проверяем по доске (там записаны правильные ответы).
- У кого всё правильно – показывает зелёную карточку.
- У кого есть ошибки – красную.
М) игра «Посчитай слоги»
- На карточках написаны слова. Читаем их, определяем количество слогов и показываем цифру на веере
Слова барабан, курица, букварь, камыш, урок, учительница, мальчик.
IV. Закрепление изученного материала
А)работа в группах
- Записываем слова: портфель, собака, книга, доска, конфета, шарф, пенал.
Первая группа подчёркивает в этих словах буквы гласных звуков, вторая – буквы согласных звуков, меняемся тетрадью и проверяем друг у друга и оцениваем «линеечкой».
V. Подведение итогов
- Читаем на плакате начало предложений и стараемся правильно их закончить:
ЗВУКИ МЫ …………
БУКВЫ МЫ ………
ЗВУКИ БЫВАЮТ ……
ГЛАСНЫЕ МЫ ………
VI.Домашнее задание
60, упражнение 94 – выписываем в один столбик слова с двумя буквами гласных звуков, а в другой – с одной буквой гласного звука.
VII. Рефлексия
- У всех на партах лежат «смайлики» с изображением лица. Но на них не хватает одного элемента – ротика. Дорисуем этот элемент, отразим свои успехи и прикрепим на доске.
- Молодцы, ребята! Спасибо з урок.