Проект экспериментальной республиканской площадки Индивидуальная траектория развития

Актуальность проекта:
За последние годы в социальной жизни общества произошли значительные изменения, потребовавшие пересмотра прежней системы образования. Она была переориентирована в сторону демократизации и гуманизации образования, воспитания прежде всего личности, функционально грамотной и методологически компетентной, владеющей информационными технологиями, способной адаптироваться к окружающему миру, к анализу и самоанализу, к осознанному выбору и к ответственности за него. В связи с этим появились различные типы образовательных учреждений, были внесены изменения в учебные программы, в учебные планы были включены новые предметы, стали применятся современные педагогические технологии.
Целью изменения системы образования является, прежде всего, её ориентация на учащихся, на удовлетворение их индивидуальных образовательных потребностей, что может быть достигнуто несколькими путями. Первый из них предполагает введение факультативных курсов при одновременном изучении обязательных учебных предметов, что часто приводит к перегрузке учащихся и существенно реже к достижению ими уровня методологической компетентности. Второй путь основан на объединении учащихся в профильные классы для изучения ряда предметов на повышенном уровне, что, во-первых, также требует введения в учебный план дополнительных часов, а во-вторых, наличия, как минимум, 25 учащихся с одинаковыми образовательными потребностями и достаточным для их удовлетворения уровнем подготовки. Третий путь, принципиально отличающийся от предыдущих тем, что не требует дополнительного количества часов, предполагает удовлетворение индивидуальных интересов учащихся посредством преподавания ряда предметов специально формируемым группам учащихся, объединённых по своим потребностям и уровню подготовки.
Школьная практика позволила выявить ряд противоречий, сложившихся в системе образования:
- между требованием овладеть единым уровнем среднего образования и необходимостью удовлетворить индивидуальные запросы и интересы учащихся;
- между целью обучения и мотивацией учащихся к процессу обучения;
- между требованиями современной жизни и уровнем развития выпускников;
- между возникающими у отдельных учащихся трудностей в обучении и социальными девиациями и отсутствием необходимой помощи и коррекции в условиях старшей школы.
Указанные противоречия остры и по сей день, т.к. в большинстве школ не реализуется идея вариативного образования, а также профильности обучения, учитывающая интересы и склонности каждого учащегося.
В этих условиях наиболее эффективной для развития и социализации будет являться такая организация образовательного пространства, которая адекватна по форме и способам взаимодействия каждому конкретному возрасту и учитывает индивидуальные траектории развития всех школьников.
Сущность проблемы индивидуальной образовательной деятельности учащихся педагогический коллектив понимает как создание равных условий для развития каждого ученика на протяжении всего процесса непрерывного образования и организации посильной для школьников познавательной деятельности, учитывающей индивидуальные склонности, интересы и состояние здоровья, обеспечивающей гармоничное развитие личности ученика.
Индивидуализация обучения реально обеспечит свободу личности ребенка, давая ему возможность на право выбора предметов обучения и углубления в изучении отдельных предметов, право на выбор профиля в старших классах.
Программа эксперимента
Основные идеи эксперимента
В связи с этим, в рамках эксперимента предполагается реализовать следующие основные идеи:
- обеспечение вариативности и личностной ориентации образовательного процесса в лицее;
- осуществление индивидуального подхода на таком уровне, когда сам учащийся, исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей, определяет личную траекторию развития;
- разработка научно - педагогических и психологических оснований учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих развитие индивидуальных задатков ученика.
Мы остановились на внутришкольной модели с мультипрофильной системой обучения, сочетающей использование классно-урочной системы для реализации изучения обязательных учебных предметов на базовом уровне с предметно-групповой формой обучения для индивидуальных выборов профильных предметов
По заявкам учащихся определяется перечень предметов, которые будут изучаться ими на базовом и на профильном уровнях в 8-11 классах. В соответствии с заявленным выбором учащиеся всех классов одной параллели объединяются в сводные группы.
Учащиеся, интересующиеся предметом и имеющие достаточно высокие показатели, объединяются в группу профильного (продвинутого) уровня, остальные учащиеся изучают предмет на базовом уровне. Занятия в группах ведутся одновременно разными преподавателями, которые решают стоящие перед ними задачи за счет использования адекватных педагогических технологий. Малыми группами (3-8 человек) ведутся дополнительные занятия, в качестве научных руководителей исследовательской работы учащихся привлекаются преподаватели высших учебных заведений.
Организация профильного обучения на основе ИУП в форме многопрофильного класса нашла поддержку родителей и обучающихся. Такая форма помогает сохранить классный коллектив, что по нашим наблюдениям является весьма существенным фактором при принятии решения о выборе общеобразовательного учреждения для получения среднего образования.
Анализ работы лицея по организации вариативного образования показывает достоинства этой технологии:
повышается общий уровень преподавания предметов;
повышается уровень «Я-концепции»: каждый ученик получает возможность утвердиться в своих способностях в какой-либо области;
не нарушаются межличностные отношения, так как состав классных коллективов неизменен;
не ущемляется достоинство учащихся, так как каждый ученик имеет возможность перейти из одной группы в другую по своему желанию;
в более раннем возрасте формируются представления о будущем профиле деятельности.
В лицее такой проект частично осуществляется в течение ряда лет в 10-11 классах и дал положительные результаты для развития учащихся, что подтверждено ГЭК при итоговой аттестации выпускников и результатами социализации выпускников.

ТЕМА ПРОЕКТА:
«Организация профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов»
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
создание системы обучения в лицее, позволяющей создавать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся, отражающие его интересы, возможности и потребности.
ОБЬЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
процесс личностно - ориентированной подготовки учащихся лицея на основе индивидуализации и дифференциации.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
содержание, структура и технология вариативного образования (выбор индивидуальной траектории развития).
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕШЕНИЯ
ПОСТАВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ.
Проблемы профессионального самоопределения школьников рассматриваются в работах С.С. Гриншпун, С.И. Вершинина, В.Д. Симоненко, С.Н. Чистяковой и др.
В работах А.Ф. Ахматова, П.А. Жильцова, Л.П. Костиковой, А.Е. Кондратенкова, С.Г.Броневщука показываются особенности учебно-воспитательного процесса и трудовой подготовки учащихся в сельской школе.
Проблема личностно-ориентированного образования актуализировалась с 80-х годов двадцатого века. А.В. Мудрик, И.С. Кон и др. разрабатывали модель личностно-ориентированного образования в связи с трактовкой воспитания как субьект-субьектного отношения.
В настоящее время ряд ученых (Алексеев Н.А., Бондаревская Е.В., Белухин Д.А., Демакова И.Д., Кушнир А.М., Якиманская И.С., Шадриков В.Д.и др.) исследуют и разрабатывают концепции и модели, технологии личностно-ориентированного образования.
Работы Н.Г. Аванесова, Ю.С. Алферова, Ю.В. Васильева, В.И. Загвязинского, В.И. Зверева, А.Г. Каспржак, М.М. Поташника, Т.И. Шамовой, Е.А.Ямбурга, З.А. Халюта и других заложили основу для дальнейшего изучения проблемы совершенствования функционирования и развития системы образования.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ.
Личностно - ориентированная подготовка учащихся выступает эффективным средством функционирования лицея, если:
- предоставляется возможность обучающимся для реализации индивидуальных, творческих запросов, самостоятельного выбора предметов различного уровня (базового, профильного), в том числе и аграрного;
- изменяется организация учебного процесса на основе расширения вариативности обучения в основной школе и переход к индивидуальной профориентированной образовательной траектории в 8-11 классах;
- соблюдаются в новом содержании оптимальные соотношения объема времени на теоретическую, прикладную и практическую подготовки
(освоение проектно - исследовательских, коммуникативных умений);
- новые технологии, используемые в образовательном процессе, способствуют нормализации нагрузки учащихся, самореализации личности, повышают эффективность учения, влияют на развитие мотивации, адаптируют выпускника к современному миру.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
1. Разработать образовательную модель, обеспечивающую максимально гибкое удовлетворение образовательных запросов и потребностей учащихся лицея и их родителей.
2.Определить новое содержание и структуру личностно-ориентированной подготовки учащихся лицея с учетом современных требований.
3. Создание условий и механизмов для самореализации подростков, формирование адекватной этой цели предметно-пространственной среды.
4. Определить методику психолого-педагогической консультативной помощи учащимся при отборе предметного содержания образования, при конструировании индивидуальных учебных планов.
5. Разработать современную систему повышения квалификации преподавателей школы, ориентированную на овладение целостной проектировочной педагогической культурой и необходимостью ее индивидуализации.
6. Разработать и внедрить показатели личностно-ориентированной подготовки учащихся лицея на основе организации индивидуальной образовательной деятельности.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА.
Научные положения о развитии личности; о взаимосвязи обучения с жизнью; современные концепции трудовой, экономической профессиональной подготовки и профессионального самоопределения молодежи; личностно-деятельностный подход, который поддерживает идею развития субъектных свойств и индивидуальности человека и определяет деятельность в качестве необходимого условия развития личности; личностно ориентированный подход, дидактическая эвристика ( по В.В. Давыдову, А.В. Хуторскому).
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
В целях реализации поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы будет использоваться комплекс взаимодополняющих методов исследования:
- теоретические методы: сравнительно-сопоставительный, анализ психолого-педагогической и методической литературы, научной периодики по проблеме исследования; логико-методологический анализ основных понятий; обобщение отечественного и зарубежного педагогического опыта; анализ собственного педагогического опыта; систематизация; моделирование изучаемых явлений;
- эмпирические методы: опытно-экспериментальная работа, включавшая в себя диагностический, констатирующий и формирующий этапы; наблюдение, опрос, тестирование, анкетирование, анализ результатов соревнований , конкурсов обучающихся, социализация выпускников, статистический и качественный анализ результатов экспериментальной работы.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
1. Создание образовательной модели, ориентированной на учет своеобразия психики и личности индивида, ее неповторимости.
2. Разработка оптимального учебного плана.
3. Положительная динамика в достижениях большинства учащихся по учебным предметам, участвующим в проекте.
Для групп профильного владение учащимися методологическими знаниями, общеучебными умениями и общенаучными методами познания, позволяющими решать задачи творческого характера, вести исследовательскую работу. Для групп базового уровня достижение всеми учащимися обязательных результатов обучения.
Для педагогов создание методических комплексов для работы с отдельными группами учащихся (проекты, технологии, учебные пособия, исследовательские работы, дидактический и диагностический материал).
6. Разработка требований и методики составления расписания, максимально учитывающего индивидуальные образовательные траектории.
7. Определить и описать критерии достижения учебных результатов в соответствии с поставленными целями, а также процедуры оценивания учащимися уровня их достижения.
ЗНАЧЕНИЕ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.
В ходе реализации предлагаемой инициативы мы рассчитываем получить данные, имеющие значение для эффективной организации процесса образования в 8-11 классах школ, исходно ориентированных на вариативное изучение предметов.
В связи с тенденциями, отмеченными в обществе и направленными на его демократизацию, стратегия модернизации общего образования требует радикальных изменений, основанных на ином видении обучения.
Задачу школы - помочь молодежи адаптироваться к изменяющимся условиям, творчески реализовать себя - помогает решить заявленный нами проект.
Школа является таким общественным институтом, который затрагивает интересы каждого члена общества и поэтому может влиять на формирование этих интересов, тем самым, либо создавая, либо нарушая демократический принцип свободы выбора.
Модель позволяет существенно расширить возможности образовательного учреждения, более эффективно использовать его потенциал и образовательные ресурсы.
Преимуществом модели является то, что она обеспечит переход на обучение по выбору и даст возможность получения образования в соответствии со способностями, интересами и состоянием здоровья обучающихся.
Этапы экспериментальной работы и ее содержание.
Учебный год
Содержание
деятельности
Цель
Задачи
Ожидаемые
результаты
Научно-методическая работа

2013- 2014

1.Исследование педагогических условий развития лицея.
Стратегия и тактика обеспечения развития лицея.
Определить уровень готовности работы коллектива в новых условиях.
Готовность участников образовательного процесса к работе в новых условиях.
Формирование блока вопросов тестов для учителей, родителей, учащихся.


2. Схематическое описание личностной траектории индивидуальной образовательной деятельности участников образовательного процесса.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.



Доработка учебного плана с учетом индивидуальных образовательных траекторий в 8-11 классах.

Возможность выбора учащимися профилей обучения



Учебный план.






3. Организация участия родителей в образовательном процессе






Использование ресурсных возможностей (интеллектуальных, материальных, финансовых, кадровых, информационных) социума по организации и обеспечению образовательного процесса.
- Привлечь родителей к решению задач по поддержке образовательного процесса.
- Сформировать у родителей адекватное восприятие целостного образовательного процесса.

- Формирование благоприятной образовательной среды.
- Рост эффективности использования различных образовательных технологий.
- Рост качества образования, его актуализация.
Формирование открытого школьного уклада.
Материалы Управляющего совета.




Учебный год
Содержание
деятельности
Цель
Задачи
Ожидаемые
результаты
Научно-методическая работа

2014- 2015

1.Корректировка образовательной программы.


Практическая обработка механизмов формирования у будущего выпускника средней школы набора ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

-Апробация в педагогической практике различных вариантов разноуровневых учебных программ.
- Систематизировать формы дополнительного образования.
-Определить внешнее социальное пространство, в рамках которого могли бы получить эффективное использование образовательные программы, направленные на повышение роли проектно-исследовательской деятельности и социальной.
Образовательная программа должна обеспечить:
- Вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса в лицее.
- Возможность выбора учащимися в образовательном процессе значимых элементов содержания и соответствующих им форм учебной деятельности.
- Практическая ориентация образовательного процесса, усиление деятельностного компонента (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных умений).
Образовательная программа.


2.Разработка научно-методического обеспечения эксперимента.

Создание полноценной образовательной среды многопрофильного лицея.

-Разработать и апробировать различные варианты предпрофильной подготовки и профилизации старшей школы.
Обеспечить учащимся условия активной социализации и самоопределения.

-Различные варианты индивидуального учебного плана.
-Авторские программы.


3.Разработка методических рекомендаций психолого-педагогического сопровождения при отборе учащимися предметного содержания образования.



-Положение об индивидуальном учебном плане обучающихся.
-Положение о гарантиях для ученика, пожелавшего изменить профиль.


4.Разработка рационального механизма комплектования профильных групп.

Реализовать на практике идею непрерывного образования и преемственности между основной, начальной профессиональной, средней профессиональной и высшей профессиональной школы.

-Определить требования к обучающимся при поступлении в профильные группы.
-Подготовить учебно-методические материалы по адаптации выпускника основной школы к особенностям обучения в старшей школе.
-При комплектовании профильных групп реально учитывать потребности учащихся, запросы их семей к профильному обучению.
-Обеспечивать возможность адаптации учащихся к новым условиям обучения.
-Методика мониторинга учебных успехов.
-Правила приема в профильные группы.
-Результаты анализа проблем и сложностей.



Учебный год
Содержание
деятельности
Цель
Задачи
Ожидаемые
результаты
Научно-методическая работа

2015- 2016


1.Контрольно-оценочная деятельность учебно-воспитательного процесса.











Опытная проверка различных вариантов системы контрольно-оценочной деятельности.








- Введение единых общих экзаменов в различных областях (естественно-научный профиль).
- Введение единых профильных экзаменов (аграрных дисциплин).
- Определить способы фиксации продвижения учащихся в индивидуальном освоении учебного материала.

Ориентация результата образовательного процесса на формирование нового качества.
Учет личностных особенностей и темпов развития каждого учащегося.






Разработка методических рекомендаций по проведению итоговой аттестации, позволяющих дифференцировать достижения учащихся в овладении содержанием образования, включая опыт творческой деятельности.
Разработка контрольно-измерительных материалов.
Разработка нормативной базы для итоговой аттестации.


2. Анализ проводимой экспериментальной работы.

Выявить результативность экспериментальной работы.
- Выявление положительных и отрицательных факторов эксперимента.
- Выявление группы учителей, наиболее и наименее успешно проводящих экспериментальную работу.
- Уточнение критериев оценки результатов работы и развития лицея.
Коррекция возможных отклонений от программы эксперимента.



Формирование банка данных по итогам эксперимента.



Учебный год
Содержание
деятельности
Цель
Задачи
Ожидаемые
результаты
Научно-методическая работа

2016- 2017
1. Интеграция выпускника лицея в новые условия жизнедеятельности.



Выявление результатов, параметров и условий учебно-воспитательного процесса.



- Подведение итогов эксперимента.
- Контроль уровня здоровья учащихся.





- Максимальное гибкое удовлетворение образовательных запросов и потребностей учащихся и их родителей.
- Профессиональное самоопределение ученика.
Издание учебно-методической литературы.








2. Совершенствование системы работы с учителями.
Выстраивание системы работы с учителем, обеспечивающей создание педагогического пространства, адекватного соответствующему возрасту обучающихся.

-Совершенствование работы педагогического коллектива по проектно-исследовательской деятельности и информационным технологиям.


Развитие у педагогов ориентации на новую модель лицея.
-Появление педагогического сообщества, работая в котором педагог может повышать свой профессионализм.
-Появление учителей, умеющих работать в проектном режиме.
-Печатные материалы педагогов.
-Пакет способов стимулирования педагогической деятельности.
-Программа ресурсного обеспечения деятельности нового типа.





Учебный год
Содержание деятельности
Цель
Задачи
Ожидаемые
результаты
Научно-методическая
работа

2017-2018
Создание модели образовательной среды, способствующей оптимальной реализации процессов личностного, профессионального и социального самоопределения обучающихся, развитие основных образовательных компетенций в условиях многопрофильного лицея.
Моделирование образовательной среды и формирование индивидуальных образовательных запросов и потребностей обучающихся и учителей путем организации проектно-исследовательской деятельности и социальных практик.
1. Создать интегрированную программу общего и дополнительного образования на основе проектно-исследовательской деятельности и социальных образовательных практик.
2. Выяснить условия обновления комплекса образовательных компетенций для реализации способностей, интересов и мотивов обучающихся (включая информационное и коммуникативное) пространство.
3. Обозначить в учебном плане блоки предметов, с помощью которых развивается учебно-исследовательская деятельность в рамках школьного компонента учебного плана и блока дополнительного образования.
4. Разработать модель индивидуальной образовательной траектории за счет курсов по выбору, использования элективных курсов, выполнения индивидуальных исследовательских работ учащихся и социальных практик.
5. Использовать летнюю оздоровительную кампанию для проведения комплексной учебно-исследовательской экспедиции, которая определит направление углубления образования учащихся на ближайший учебный год.
Многообразие и вариативность учебной, познавательной, исследовательской деятельности, обеспечивающей возможности развития творческой индивидуальности каждого участника педагогического взаимодействия.
1. Интегрированная программа общего и дополнительного образования.
2. Положение об индивидуально-учебном плане ученика I и II ступени образования за счет выполнения индивидуальных исследовательских работ, социальных практик
3. Варианты учебных планов.
4. Система управления, адекватно отражающая специфику инновационной деятельности лицея.
5. Система мониторинга.

2018-2019
Обобщение результативности инновационных процессов. Подведение итогов. Социализация результатов экспериментальной работы.
Внедрение результатов экспериментальной работы в образовательную систему (социализация результатов).
Обобщение опыта экспериментальной работы учителей и классных руководителей.
Организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося.
Издательская литература



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315