Разработка урока по обучению грамоте тема «Согласные звуки [л], [л’]. Буквы Л, л.»


Конспект урока – технологическая карта по обучению грамоте.
Тема: «Согласные звуки [л], [л’]. Буквы Л, л.»
Цели:
Образовательные:
- научить детей находить в словах звуки [л], [л’] и уметь их различать;
- познакомить с буквами Л, л и формировать умение обозначать звуки [л], [л’] буквой л.
- формировать умение читать слова с изученными буквами.
Воспитывающие:
- воспитывать любовь и интерес к миру животных;
- воспитывать уважительное отношение детей к взглядам и мнениям друг друга;
- воспитывать чувство взаимопомощи и взаимоподдержки;
Развивающие:
- развивать читательский интерес;
- развивать познавательный интерес и активность учащихся;
- развивать устную речь и фонематический слух;
- развивать мышление, память, внимание.
Задачи:
- формировать умение давать характеристику звукам;
- устанавливать количество и последовательность звуков в слове, т. е. производить звуко - буквенный анализ слов;
- выделять звук в слове и обозначать его соответствующей буквой;
- читать слоги;
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
Мотивация.
2.Актуализация знаний.
3. Подведение к теме. Постановка учебной проблемы.
Прозвенел и смолк звонок.Начинается урок.Тихо девочки за парту сели,Тихо мальчики за парту сели,На меня все посмотрели ребята!
Сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного, если весь урок будете внимательными и активными!
Сейчас я расскажу вам одну историю. А потом задам вам вопрос.
Жила – была девочка. Она очень любила фантазировать. А ещё она любила животных. Однажды с ней произошло необычное приключение. Она попала в необычную страну – страну чудес. В этой стране она встретила много разных необычных животных: говорящего Кролика, плавающую Мышь, Жабу – Лакея, Чеширского Кота, Мартовского Зайца и ещё много других необычных жителей этой страны. А ещё в этой стране с этой девочкой происходили разные превращения.
Кто из вас знает. Как звали эту девочку?
Прозвучали разные имена. Всем спасибо за ответы. Я вам обещаю, что в середине урока вы не только узнаете, как звали эту девочку, но и узнаете, как она попала в страну чудес.
Ребята! Какую букву мы проходили на прошлом уроке и читали с ней слова?
Какие звуки она может обозначать? Дайте нам характеристику этих звуков.
Молодцы!
- А сейчас мы будем отгадывать загадки.
Работа с загадками. Выделение звуков [л], [л’] из слов – отгадок.
Учитель читает загадки.
1.Он из леса вышел снова:
Не олень, и не корова.
Тяжелы рога по весу.
Ходит важно он по лесу.
Там хозяин он! Не гость!
Ну, конечно, это – лось.
Картинка – лось.
Произнесём хором слова – лось,
- Какой звук стоит в начале этого слова?
1. Рыжая плутовка
Хитрая да ловкая.
Хвост пушистый – ох, краса!
А зовут её – лиса.
Картинка – лиса.
Произнесём хором слова – лиса,
- Какой звук стоит в начале этого слова?
А кто знает, какой буквой мы обозначаем звуки [л], [л’], когда мы их пишем или читаем? Как называется эта буква?
Я вам открою секрет. Она называется - буква эль. Повторим хором!
- А сейчас скажите мне, как вы думаете? Какая у нас сегодня будет тема урока?
Тема урока: Звуки [л], [л’], буквы Л, л.
Сегодня на уроке:
Что мы для этого будем делать?
Дети слушают.
Слайд 1
Дети отвечают: Золушка, Дюймовочка, Алиса и другие варианты.
Дети отвечают.
Дети называют слова – отгадки.
Лось
Слайд 2
Дети отвечают.
Лиса
Дети высказывают свои мнения.
Дети пытаются сформулировать тему урока.
Нам нужно будет дать характеристику этим звукам, то есть рассказать, какие они.
Нужно научиться находить эти звуки в словах и различать эти звуки.
Познакомиться с новой буквой, которая обозначает эти звуки.
Научиться читать слоги и слова с этими буквами.
Личностные:
Формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные:
Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

Познавательные:
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Регулятивные:
Формирование способности принимать учебную цель и задачу.
4.Работа по теме урока.
5. физминутка6. Закрепление. Первичное применение знаний на практике.
Физ мин.
Итог урока.
Объяснение. Итак, мы уже сказали, что звуки [л], [л’] можно обозначить буквой – эль. Посмотрите, как она выглядят печатные буквы: заглавная и маленькая. На что они похожи? Это письменные буквы. А звуки обозначаются вот так.
Показ на доске.
Характеристика звуков. Мы сказали, что в слове лось первый звук - ?Теперь, давайте дадим характеристику звуку [л].
Какой он?
Гласный или согласный? окажите.
Мягкий или твёрдый?
Звонкий или глухой?
Самые звонкие называются –сонорные!
В словах лиса первый звук - ? Теперь давайте дадим характеристику звуку [л ].
Какой он?
Чем отличаются эти звуки?
Чем они похожи?
3. Игра «Найди звук». А теперь найдём эти звуки в словах. На доске картинки. Дети находят в словах звуки. Говорят, где они стоят и какие они. На какие 2 группы можно разделить эти слова?
ЛОСИ
ЛЕВ
ЛИСА
КОЛЬЦОЗОЛУШКА
ЛИСТ
4. Работа в парах. По вариантам– Сейчас вам нужно будет составить схемы слов: лиса (составляют на парте и на доске 1 вариант), лоси (составляют на парте и на доске 2 вариант).
Сравнить по образцу и оценить свою работу.
Правая ладошка- все без ошибок
Левая ладошка –есть недочеты
Схемы остаются перед глазами.
К нам в гости буква «Л» пришла
Её Алиса нам нашла,
Мы сейчас Мы сейчас все дружно встанем, отдохнем немного с вами.
Вправо, влево - повернись,
Наклонись и поднимись.
Руки вверх, руки в бок
И на месте прыг да скок.
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы мы, ребятишки!
Замедляем дружно шаг.
И на месте стой, вот так!
А теперь мы сядем дружно
Нам еще работать нужно.

А теперь мы выполним ещё одно задание и узнаем – как звали ту девочку, которая любила животных и очень любила фантазировать.
Задание – составить из слогов слово – получается слово Алиса.
Есть такое произведение «Алиса в стране чудес». Его написал Л. Кэррол (показать книгу). Эта девочка попала в страну чудес, когда уснула. Во сне с ней происходили разные превращения. Вы можете посмотреть такой мультфильм или прочитать эту книгу, когда научитесь хорошо читать.
Имя Алиса начинается с буквы А.
А какие вы знаете имена на букву Л? Как мы их будем писать? Почему? А зачем ещё нужна заглавная буква Л? Что ещё мы будем писать с заглавной буквы?

Работа по учебнику.
? Кто и что изображено на иллюстрации?
Из какой сказки лиса? (лисичка-сестричка и серый волк).
В каких русских народных сказках еще встречается лиса?(теремок, колобок, кот,лиса и петух, лиса и журавль.)
Буква Л-летела,на указку села!
Глазками её поймай и за ней понаблюдай!
(Минутка отдыха для глазЧто еще изображено на картинке? лукошко
Словарная работа: лукошко
Что означает это слово?(плетеная корзина из лыка и прутьев)
Лапоть-что означает это слово?
(раньше люди плели из лыка или бересты, это крестьянская обувь, которая охватывает ступню)
Чтение слогов и слов.
Хоровое чтение слогов и слов
1-строку читают девочки
2 строку читают мальчики
3- все вместе
Найдите 4 - ый столбик. Давайте прочитаем эти слова. Сравните написание и произношение слов четвертого столбика. Что вы заметили необычного (к первому слову прибавляются слоги)
Чтение предложений
Давайте прочитаем эти предложения.
-выберите из текста предложение к данной схеме.
Работа с иллюстрациями.
Рассмотрите рисунки и подберите к каждому соответствующее предложение. Обратите внимание, что общего в этих словах? Чем различаются?(Мало, мало)
Игра «Замени букву» р на л
Назови получившееся слово. Сначала разбираем верхнюю строчку (по одному ученику), затем нижнюю.
Работа с пословицей
Лучше поздно ,чем никогда
С какой буквы начинается пословица?
Сколько таких букв в пословице?
Как вы понимаете ее смысл?
- Что мы делали сегодня на уроке?
Ребята, давайте сделаем вывод. Звуки [л] и [л’]. одинаковые или разные? А какой буквой их можно обозначить?
Слайд 3
Слайд 4,5
Дети отвечают на вопросы, произносят звуки и выполняют звуковой анализ.
Один мягкий, другой – твёрдый.
Они согласные, они звонкие.
Слайд 6
.
Работа в парах.
Дети составляют схемы слов. Потом сравнивают и оценивают свою работу. Показывают правую ладошку -если все верно, левую, если есть недочеты.
Один ученик на доске составляет слово – Алиса.
Слайд 7
Дети отвечают на вопросы.
.
Беседа.
Ответы детей. Высказывают свое мнение.
Высказывают своё мнение.
Хоровое чтение
Называют все слова.
Роман наломал веток.
Дети отвечают на вопрос и делают вывод. Познавательные:
Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций и текстов.
Познавательные: Формирование умения на основе анализа объекта делать выводы.
Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные:
Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).
Регулятивные:
Формирование умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
Формировать умение слушать друг друга и вступать в диалог.
Регулятивные:
Формирование умение сверять свои действия с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.
Познавательные:
Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).
Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

Коммуникативные: Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, высказывать своё мнение.
Познавательные:
Смысловое чтение как осмысление цели чтения.
Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).
Познавательные:
Формирование умения делать выводы.
8. Рефлексия. Что было трудно? Что легко?
-Что больше всего понравилось?
Если на уроке вам было интересно, всё понятно, то покажите знак соответствующий смайлик.
Если вам было неинтересно и многое вы не поняли, то покажите знак соответствующий смайлик.
Вспомните у нас была декада русского и языка, мы оживляли буквы, оживите и вы дома букву эль .Красный смайлик-все выполнялось,без затруднений
Зеленый- есть недочеты в освоении темы
Синий – непонял большую часть материала, нужна помощь. Регулятивные:
Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию; умение оценивать процессы и результаты своей деятельности.