Описание педагогического опыта «Использование метода проектов в воспитательной работе с учащимися начальной школы»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«ДОНСКАЯ школа»
Симферопольского района Республики Крым
(МБОУ «Донская школа»)
297523, ул. Комсомольская, д. 87, с. Донское, Симферопольский район, Республика Крым
тел. (0652) 337-224, e-mail:donskoye[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




Описание собственного педагогического опыта с разрешением проблемы
«Использование метода проектов в воспитательной работе с учащимися начальной школы»

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Учитель нчаьных классов:

Попсуй Л.В.
Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Учитель в нашем обществе – это человек из будущего, пришедший к детям
для того, чтобы воодушевить их мечтой о будущем.
Данные постулаты известного педагога Ш.А. Амонашвили стали своеобразным девизом моей работы.
Проблема над которой я работаю: «Использование метода проектов в воспитательной работе с учащимися начальной школы».
Цель моей педагогической деятельности воспитание активной, творческой личности, владеющей современными информационно-коммуникационными технологиями, способной включаться в самостоятельный поиск, делать собственные открытия, самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за конечный результат.
Задачи инновационной деятельности конкретизируют поставленную цель:
- реализовывать идею непрерывного обогащения информационной, коммуникативной культуры учащегося за счёт индивидуальной, творческой, созидательной деятельности в процессе освоения предметов;
- развивать творческую инициативу ученика;
- воспитывать в ученике уверенность в себе, осознание того, что путь к познанию лежит через творческую деятельность.
Пути решения поставленных задач это оптимизация образовательного процесса посредством использования инновационных технологий: личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, технологии деятельностного обучения, исследовательские технологии.
Их сочетание и системное применение позволяют формировать следующие компетенции:
- информационную (способность грамотно выполнять действия с информацией);
- коммуникативную (способность вступать в общение с целью быть понятым);
- социальную (способность действовать в социуме с учётом позиций других людей);
- предметную (способность применять полученные знания на практике).
Для развития творческих способностей учащихся придерживаюсь следующих правил: свобода выбора, правило открытости, правило деятельности, правило обратной связи, правило индивидуальности.
Считаю тему, над которой я работаю, актуальной и важной.
Основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. В современном обществе существует потребность в активных деятельностных людях, которые могли бы адаптироваться в меняющихся условиях труда, способных к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. Для выполнения данного социального заказа педагоги обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества и личности. Исходя из поставленных задач, мне, как современному учителю, следует не только давать обучающимся образование в виде системы знаний, умений и навыков, а, в большей степени, развивать познавательные и креативные возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно реализовать свои возможности.
Для достижения цели своей работы стараюсь использовать современные технологии воспитания.
Инновационный поиск новых средств привёл меня к пониманию того,
что мне нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико- ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит, как я считаю, сегодня проектно исследовательской деятельности.
Благодаря использованию метода проектов в образовательной и воспитательной области повышается вероятность творческого развития учащихся, что делает теорию более интересной, развивает активность учащихся, которая приводит к большей самостоятельности, укрепляет чувство социальной ответственности.
Ведущую роль отвожу проектной технологии, способствующей созданию условий для формирования и развития внутренней мотивации учащихся к качественному овладению функциональной грамотности;
- повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления;
- речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;
- развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;
- более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося;
- изменения роли учителя в образовательной среде.

На сегодняшний день владение компьютером как инструментом приема, преобразования и передачи всех видов информации, используемых в ходе учебы, - одно из требований, предъявляемых к учащимся начальных классов. Мир компьютерных технологий, прочно завоевавший свое место в процессе обучения, помогает оперативно и квалифицированно ориентироваться в информационном пространстве, формирует умения быстро реагировать на изменяющиеся жизненные условия и решать нестандартные задачи, обеспечивая творческий подход к любому делу. Ведь социальный заказ общества – подготовить выпускников школы к реалиям жизни и труда в высокотехнологизированном 21 веке. Большие возможности в этом отношении открывает метод проектов для создания активного творческого пространства.
Интерес к методу проектов со стороны школ сегодня очень велик. И это не дань моде или увлечению инновационными технологиями в образовании. Пожалуй, это дань времени: понятие «проект» вернулось в нашу жизнь как хорошо забытое старое, и оказалось востребованным не только в педагогике. Что ни день, мы слышим о проектах коммерческих, научных и т.д.

«Представьте себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоятельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно его сшила, то это и есть образец типичного проекта, в самом педагогическом смысле этого слова». Так писал в 1918 году один из основоположников «метода проектов», последователь Джона Дьюи, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Килпатрик. По его мнению, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность».
У.Х.Килпатрик полагал, что весь учебный процесс в школе должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, служили развитию и обогащению ряда последующих опытов. Обучение поэтому должно осуществляться через организацию целевых актов, включающих в себя:
- постановку проблемы;
- составление плана ее реализации;
- оценку ее выполнения.
Руководство самостоятельной деятельностью учащихся при решении проблем оставалось за учителем.
У.Х.Килпатрик выделял 4 вида проектов:
-созидательный (производительный);
- потребительский (рассчитанный на изготовление предметов потребления);
- проблемный (преодолевающий интеллектуальные затруднения);
- проект-упражнение.
Использование этих проектов, по мнению ученого, не только подготавливает ребенка к жизни его по окончании школы, но и помогает ему организовать жизнь в настоящем.
А американский профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури писал: «В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово – за ребенком, последнее – за учителем», предложил первую в мире классификацию учебных проектов и выделил 4 группы:
«ПРОЕКТЫ ИГР» - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности, как то: различные игры, народны танцы, драматические постановки, разного рода развлечения и т.д.
«ЭКСКУРСИОННЫЕ ПРОЕКТЫ», которые предполагали целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.
«ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ», разрабатывая которые, дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме» - устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т.д.
«КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ», нацеленные на создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приготовление какао для школьного завтрака и др.
Таким образом, в основу метода проектов была положена идея о направленности учебно–познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Сущность и ценность метода проектов состоит в том, что он позволял детям найти и выбрать деятельность по душе и интересам, дело, которое вполне соответствовало бы их силам, давало полезные знания и навыки, способствовало зарождению новых импульсов к последующим делам. В целом школьные проекты строились на действительном интересе детей к жизни и выступали прообразами жизненных проектов. В школьных проектах акцент делался на воспитание человека деятельного, предприимчивого, который научился бы сам составлять планы и проекты.

Таким образом, проект – это «пять П»: проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация. Шестое «П» проекта – это его портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Всякий проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения любого проекта – долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального – вне зависимости от его тематики.


Структура и циклограмма учебного проекта.
Структура:
Проект – основные компоненты проекта – проблема требующая решения – практически значимый материальный или культурный продукт – презентация проекта.
Циклограмма долгосрочного (годичного) учебного проекта:


№ п/п
Этапы деятельности учащихся
Сроки

1
Постановка проблемы.
Сентябрь – октябрь
Формулировка совместно с руководителем темы, проблемы, гипотезы работы

2
Выдвижение гипотез – путей решения проблемы. Деление на группы.


3
Планирование деятельности по реализации проекта. Выбор форм продукта.
Октябрь
Составление развернутого плана работы.

4
Подготовка продукта.
Сбор информации.
Ноябрь – декабрь

5

Структурирование информации.
Декабрь – февраль
Проведение исследования

6

Изготовление продукта.


7

Оформление продукта.
Март
Подготовка чистового варианта

8
Выбор формы презентации.
Апрель
н°Работа с подготовленным текстом оппонентов и рецензентов, подготовка доклада

9
Подготовка презентации.


10
Презентация.
Май
Защита проекта













Циклограмма проекта, выполняемого в ходе проектной недели:


№ п/п
Этапы деятельности учащихся
Сроки

1
Постановка проблемы.
До начала проектной недели

2
Выдвижение гипотез – путей решения проблемы. Деление на группы.


3
Планирование деятельности по реализации проекта. Выбор форм продукта.
1- ый день

4
Подготовка продукта.
Сбор информации.


5

Структурирование информации.
2 – 3 дни

6

Изготовление продукта.


7

Оформление продукта.
3 – 4 дни

8
Выбор формы презентации.


9
Подготовка презентации.


10
Презентация.
5 день

11
Самооценка и самоанализ.





Циклограмма проекта, выполняемого на классных часах:
№ п/п
Этапы деятельности учащихся
Сроки

1
Постановка проблемы.
ый классный
час

2
Выдвижение гипотез – путей решения проблемы. Деление на группы.


3
Планирование деятельности по реализации проекта. Выбор форм продукта.


4
Подготовка продукта.
Сбор информации.
Неделя между 1-м и 2-м кл. ч.

5

Структурирование информации.
2-ой кл.ч.

6

Изготовление продукта.


7

Оформление продукта.
Одна – три недели между 2-м и 3-4-м кл.ч.

8
Выбор формы презентации.


9
Подготовка презентации.


10
Презентация.
3-4 кл.ч. (спаренные)

11
Самооценка и самоанализ.









Циклограмма мини - проекта:

№ п/п
Этапы деятельности учащихся
Сроки

1
Постановка проблемы.
1-ый кл.ч. (в числе двух спаренных) 0 – 20-ая минуты

2
Выдвижение гипотез – путей решения проблемы. Деление на группы.


3
Планирование деятельности по реализации проекта. Выбор форм продукта.


4
Подготовка продукта.
Сбор информации.
1-2 кл.ч.
20 – 50 минуты

5

Структурирование информации.


6

Изготовление продукта.


7

Оформление продукта.


8
Выбор формы презентации.


9
Подготовка презентации.


10
Презентация.
2 кл.ч. ( в числе двух спаренных)

11
Самооценка и самоанализ.



ОТДЕЛЬНОЕ ТРЕБОВАНИЕ: КАЖДЫЙ ЭТАП РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ СВОЙ КОНКРЕТНЫЙ ПРОДУКТ.

Презентации проектов могут быть приведены в виде: деловой игры, демонстрации видеофильма, игры с залом, инсценировки реального или вымышленного исторического события, отчета исследовательской экспедиции, путешествия, рекламы, соревнования, спектакля, спортивной игры, телепередачи, экскурсии.
Критерием оценки проекта выступает качество проекта в целом и его презентация.
1. Значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике.
2. Полнота раскрытия темы.
3. Самостоятельность работы над проектом.
4. Оригинальность решения проблемы.
5. Качество выполнения продукта.
6. Раскрытие содержания проекта на презентации.
7. Умение отвечать на вопросы оппонентов, аргументированность ответов.
8. Артистизм и выразительность выступления.




Из опыта работы по использованию метода проектов в урочной деятельности младших школьников и во внеклассной работе.

Результатом проектно – исследовательской деятельности в начальной школе является формирование и развитие, наряду с другими, общеучебных умений и навыков, что даёт возможность учащимся успешно осваивать образовательные программы основной и старшей школы.
Такими умениями и навыками являются:
1. Рефлексивные умения.

· Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний.

· Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения.

· Умение самостоятельно генерировать идеи, то есть изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей.

· Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле.

· Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта.

· Умение находить несколько вариантов решения проблемы.

· Умение выдвигать гипотезы.

· Умение устанавливать причинно – следственные связи.
3. Умения и навыки работы в сотрудничестве.

· Навыки коллективного планирования.

· Умение взаимодействовать с любым партнером.

· Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач.

· Навыки делового партнерского общения.

· Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
4. Менеджерские умения и навыки.

· Умение проектировать процесс (изделие).

· Умение планировать деятельность, время, ресурсы.

· Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.

· Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
5. Коммуникативные умения.

· Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы.

· Умение вести дискуссию.

· Умение отстаивать свою точку зрения.

· Умение находить компромисс.
6. Презентационные умения и навыки.

· Навыки монологической речи.

· Умение уверенно держать себя во время выступления.

· Артистические умения.

· Умение использовать различные средства наглядности при выступлении.

· Умение отвечать на незапланированные вопросы.

Опыт работы свидетельствует, что в проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
- мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
- планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
- информационно – операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
- рефлексивно – оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).


Процесс информатизации образования, который является одновременно основным требованием и результатом развития современного общества, ставит перед каждым учителем новые задачи:
1) овладеть навыками работы с компьютерной техникой и методикой применения компьютера как средства обучения,
2) ориентироваться в возросшем потоке информации, уметь ее находить, перерабатывать и использовать,
3) научить детей пользоваться информацией
Для реализации поставленных задач я овладела основами необходимых знаний и накопила личный опыт по практическому использованию компьютерных технологий, научилась применять их в учебном процессе.
Я понимаю, что невозможно все уроки и мероприятия строить, используя информационные технологии. Да это и не нужно. У обычных рабочих уроков и мероприятий своя специфика, цели другие. Но на большинстве уроков компьютерные технологии - мои главные помощники!
Таким образом, создавая на каждом уроке и мероприятии благоприятную эмоциональную атмосферу, повышая мотивацию к учению и воспитанию, результатом моей работы стали высокие показатели качества обучения и воспитания.
У моих учеников сформировано стремление к самоопределению и самообразованию:
1) они умеют самостоятельно работать с источником знаний, ведут экспериментальную практическую работу;
2) понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника;
3) умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал;
4) активно участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог;
5) а главное – у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения;
Мои учащиеся – «маленькие почемучки», им интересно всё! В результате, формируется личность с новым менталитетом: мои ученики раскрепощены,
верят в себя и свои способности, учатся свободно и критично мыслить. Я
отношусь к ним как к равным – на занятиях царит атмосфера сотрудничества, совместного поиска методом проб и ошибок.
Я стремлюсь строить обучение так, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Даю шанс самым неуверенным учащимся. На наших занятиях воплощаются в жизнь и постоянно совершенствуются интенсивные методы нового образования: самостоятельное “строительство” знаний путем творческого поиска решений и открытий.
С помощью этих занятий учащиеся овладевают навыками работы в парах, группах, учатся договариваться, отстаивать свою точку зрения. Коллектив становится дружнее и сплочённее.
Я - классный руководитель. Целью моей воспитательной работы является создание условий для развития многогранной творческой личности.
Методика моей воспитательной работы строится на коллективной творческой деятельности. Приоритетным направлением в моей воспитательной работе является изучение родного края посредством поездок и походов и обобщение собранного материала о родном селе и Крыме.
Опираясь на общеобразовательную подготовку учащихся и учитывая их интересы, способности и возрастные возможности я провожу воспитательные мероприятия, которые расширяют кругозор учащихся, увеличивают познавательные возможности, развивают самостоятельность и активность.
Дети моего класса активно участвуют во всех школьных мероприятиях.
Огромную роль в воспитании детей играют родители, которых я сумела организовать и объединить. Родители живут жизнью класса вместе с детьми.
Участвуя в мероприятиях, дети сближаются, становятся дружнее, растёт их мастерство общения. Они всегда в постоянном поиске
Работая над проблемой «Использование метода проектов в воспитательной работе с учащимися начальной школы» я реализовала цель моего исследования не полностью, раскрыла не все особенности организации проектной деятельности с использованием ИКТ. Поэтому данная тема требует дальнейшего изучения и практической реализации.
Проблема организации работы по использованию метода проектов остается актуальной, так как существует множество вопросов по которым можно проводить исследования. Очень важной и крайне мало разработанной остается проблема организации проектной деятельности в начальных классах с использованием информационно-коммуникационных технологий.
В завершении хочу ещё раз подчеркнуть, что все современные технологии, а компьютерная, в особенности, может стать в образовании и тренажёром, и средством контроля, средством подвижной наглядности и мониторинга, хранителем и распространителем информации. При грамотном применении информационно-коммуникативной технологии существенно повышается эффективность обучения, культура урока, формируются интерес к предмету, а, значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
15