Статья: Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка


«Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка»
«Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. … В среднем образовании надо подтягивать общеобразовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев Интеллектуальных школах. Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации».
Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев
Сегодня перед нашей системой образования стоит проблема повышения конкурентоспособности образования, его адаптации к складывающимся жизненным реалиям, так как в современном обществе человек живет и действует в условиях, требующих высокого профессионализма и значительных интеллектуальных усилий для принятия правильных решений в различных жизненных ситуациях.
Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 году ЮНЕСКО,  способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, т.е. применять свои знания, умения и навыки на практике.
Английский язык - учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к иностранному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин. 
Как учитель английского языка, я вижу свою роль в создании на уроках благоприятной среды для формирования функциональной грамотности, её коммуникативной составляющей.
Навыками современного школьника в области изучения английского языка являются, не только знания отдельных лексических единиц, «зубрежка» грамматических правил, но а также создавать письменные работы в форме эссе, сочинений, составлять диалоги и рассказывать стихотворения. В свою очередь, я стараюсь научить правильно работать со словарем, справочниками, с Интернет-ресурсами, для развития умения использовать информацию СМИ и других источников.
Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка, в первую очередь включает в себя формирование коммуникативной грамотности. Для этого я предлагаю своим ученикам разнообразные формы работ на уроке: групповая форма работы, дифференцированный подход, диалоговое обучение, поисковый метод. Работа в группе, команде помогает расположить к себе других людей; приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям; организовывать работу группы, строить общение, используя слова иностранного языка в активном диалоге, поддерживать беседу.
Учащимся на уроках английского языка успешно выполняют творческие задания: «Придумать рекламный слоган на определенную тему», а затем и снять видеоролик, упражнение «Змейка», все слова собраны в одно длинное слово необходимо поделить правильно, это задание не только на развитие навыков письма и чтения, а также развивает память и внимание. Этот прием позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, а также объединить их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.
«Прямоугольник – комната», который заключается в следующем: ученики рисуют прямоугольник, далее на рисунке располагают слова, которые необходимо запомнить, на потолке, стенах, полу, окне; таким образом происходит более качественное запоминание новых слов, которые дети успешно припоминают и используют в речи.
Материал для составлений заданий функциональной грамотности очень актуально выбирать из жизненных ситуации:- Поиск информации о работе в государственных учреждениях, молодежных центрах, центрах занятости и т.д. («Непрерывное обучение и планирование карьеры»). - Заполнение электронных анкет, опросов, анкет
- Поиск билетов на все виды транспорта. Расписание движения транспорта («Окружающая среда и устойчивое развитие»). - Работа с информацией о возможностях отдыха и развлечений. - Использование сайтов со сводками погоды («Окружающая среда и устойчивое развитие»). - Использование кулинарных рецептов. - Поиск информации о фильмах, книгах, музыке и т.д. (« Культурная самобытность идентитет» «Ценности и мораль»). Выбор товаров в Интернете.
Подводя итоги приведенным примерам заданий из своего опыта работы, применяя задания по функциональной грамотности, я заметила, что учащиеся с большим интересом учатся, легче преодолевают коммуникативные барьеры в общении. Если ученик с низкой мотивацией в чем-то затрудняется, то без стеснения может обратиться за помощью к сильному. Сильные одаренные учащиеся активней идут на контакт, помогая слабым. Анализируя процент успеваемости за прошлые года и активность учеников на моих уроках, я пришла к выводу, что функциональная грамотность на уроках английского языка действительно расширяет кругозор, формирует мировоззрение, интерес к осознанному обучению, создает мотивацию для выполнения более сложных заданий.