Статья по методической теме Диалог,как средство развития функциональной грамотности учащихся

ДИАЛОГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Учитель технологии
Окжетпесская средняя школа
Меринова Ю.К.
В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни.
Главой государства Нурсултаном Назарбаевым в Послании народу Казахстана поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников.
В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.
Предмет технология занимает особое место в развитии ребенка. В жизнь ученика входит учебная деятельность, и она становится главной. Учителям технологии нужно не только научить детей «добывать» знания в самостоятельном поиске, уметь анализировать, контролировать и оценивать свою работу и работу одноклассников, представлять доказательное решение, уметь признавать ошибки и исправлять их, уметь сотрудничать и применять все знания на практике- в действии. Все более значимым становится приобретение учащимися знаний в самостоятельном поиске. Цель учителя не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решал проблемы в любых ситуациях.
Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Эту проблему можно решить через учебный диалог.
Что же такое диалог? Диалог – это разговор между двумя и более лицами, беседа-это непринужденный разговор. И самое главное диалог и беседа – это инструмент диалогового обучения.
На современном этапе, диалогу на уроке отводится главная роль. Ученик становится не пассивным слушателем, а активным участником учебного процесса.
Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. В исследовании подчеркивается, что интерактивное общение, как с взрослым, так и совместная работа со сверстниками способствует обучению детей и их когнитивному развитию. (Руководство для учителя стр.155)
В 2012 году я была слушателем курсов повышения квалификации педагогических работников РК 3-го (базового) уровня.
Программа Кембриджского университета заставила меня пересмотреть мои взгляды на диалоговое обучение. Взглянуть на старое по - новому. По данной причине пришлось пересмотреть планирование своих уроков, дабы соответствовать  диктующим правилам образовательной системы.
Исходя из выше изложенного, я определилась со своей методической темой: «Диалог как средство развития функциональной грамотности учащихся».
Задачи:
-анализ литературы по данной проблеме, рассмотрение форм учебного диалога;
-доказательство необходимости введения в учебный процесс диалоговых форм с целью развития рефлексивного мышления, коммуникативных умений, стимулирования познавательного интереса младших школьников;
-выявить принципы организации учебного диалога и его вида;
-выявить затруднения, возникающие в ходе диалога;
-раскрыть разновидности учебного диалога.
Предметом исследования является разнообразие форм учебного диалога и их применения в учебном процессе.
Гипотеза: я предполагаю, что применение диалоговых форм на уроках будет способствовать развитию функциональной грамотности учащихся.
Ученики часто испытывают трудности в общении на уроке, не умеют слушать друг друга, стесняются выражать открыто свои мысли, не умеют тактично поправлять, не умеют задавать вопросы, дополнять ответы одноклассников. Поэтому диалогическую речь необходимо развивать на каждом уроке и даже на технологии. Для этого учитель в своей работе должен использовать методы и приемы диалогического обучения.
Диалоговое обучение - это интерактивное обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие ученик – учитель, ученик – ученик. По моим наблюдениям взаимодействие ученика в паре и в группе при диалоговом обучении наиболее плодотворно влияет на понимание и сознание ученика. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другим, более знающим, в роли которых могут выступать одноклассники или учитель.
При этом роль учителя:
-дает высказаться, управляет темой разговора;
-уместностью и правильностью того, что говорят ученики и тем, когда и как ученики могут говорить.
Если учащиеся работают в группе или в паре, они вынуждены вести друг с другом беседу без вмешательства учителя. Вопрос возникает в том, как эта беседа будет организована.
Обучение диалогу происходит через кумулятивную и исследовательскую беседы.
Типы бесед
Беседа-дебаты, кумулятивная беседа, исследовательская беседа.
Кумулятивная беседа, это беседа в которой каждый принимает участие и соглашается с тем, что говорят другие. Такая беседа используется для обмена знаниями, но участники беседы терпимы по отношению к идеям других. Идеи повторяются и разрабатываются, но не всегда тщательно оцениваются. В исследовательской беседе, каждый предлагает уместную информацию. Идеи каждого расцениваются как полезные, но проходят тщательную оценку. Участники задают друг другу вопросы, спрашивают и обосновывают то, что сказано; таким образом, обоснование «прослеживается» в беседе. Участники группы стремятся достичь согласия (хотя важен не факт достижения согласия, а стремление к нему).
В свою очередь беседы и их тип строятся на поставленных вопросах, которые ориентированы на развитие критического мышления и оценку степени понимания обсуждаемого материала.
Тип вопроса определяется в зависимости от возрастных особенностей учащихся и их потребностей. Для кумулятивной беседы ставится вопрос низкого порядка, для исследовательской – вопрос высокого порядка.
Как это происходит на практике?
Для того, чтобы состоялась кумулятивная беседа, учащимся ставится вопрос (чаще всего «закрытый»), который они обсуждают в паре или в группе.
Например, на уроке в 5 классе при изучении темы «Интерьер дома» на этапе вызова ставится вопрос «что такое интерьер?» сначала учащиеся его обсуждают в паре, затем в малой группе, приходят к одному общему выводу и выдают его в виде кластера.
Это заставило их анализировать собственные знания, определять их уровень, понимать, что к тому, что ему известно будут добавлены новые знания. Тем самым знание становится прочным. Таким образом, помогая учащимся реконструировать предыдущие знания и представления, старалась заложить основы для того, чтобы достичь долгосрочного понимания новой информации.
На этом же уроке учащиеся самостоятельно определяли тему и цели урока по опорным словам. Самостоятельное определение темы и цели урока способствовало саморегуляции учащихся. Я считаю, что цель, поставленная самостоятельно учащимся, более сильна, чем цель навязанная извне.
Для того, чтобы состоялась исследовательская беседа, учащимся ставится вопрос высокого порядка, предполагающий несколько идей или вариантов, задача учащихся – предложить, доказать и сделать вывод. В малой группе ставится вопрос, ответив на который, нужно провести классификацию, выявить закономерность, представить результат. В большой группе ставится вопрос, ответив на который нужно сравнить, сделать выводы и представить результат.
Обучая учащихся вести диалог, мы должны научить их выполнять определенные правила диалогового взаимодействия, которые гарантируют им успех коммуникации. В процессе диалогового обучения, на занятиях организуется индивидуальная, парная работа, в процессе которой изучаются различные источники информации, создаются условия для творческой деятельности.
Таким образом, использование диалоговых форм на уроках позволяет нам развивать функциональную грамотность, а в результате формировать компетентностно-ориентированную личность, в том числе коммуникативную и социально-адаптированную.



15