Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный филолог 1 год обучения


Министерство образования и науки Самарской области
Юго-Восточное управление министерства образования и науки Самарской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»
имени Героя Советского Союза С.В.Вавилова
с. Борское муниципального района Борский Самарской области
СОГЛАСОВАНО:
Председатель
методического объединения
учителей русского языка и литературы
____________________ Е.Д. Ильина
Протокол №1
«____» ________________2015 г. УТВЕРЖДАЮ:
к использованию в образовательном процессе
Директор ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» с. Борское
_________________В.И. Бердникова
«______» _________________ 2015г.
РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Юный филолог»
Возраст детей – 11-12 лет
Срок реализации программы – 1 год
Учитель русского языка и литературы: В.В. Большакова
с. Борское
2015г
Пояснительная записка
Рабочая программа «Юный филолог » ориентирована на 1год обучения для детей 11-12 лет (1 занятие в неделю, всего 34 часа в год).
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный филолог»» составлена на основе программы: Русский язык 5-9 классы для общеобразовательных учреждений/ Л.О.Савчук; под ред. Е.Я. Шмелевой. - М.: Вентана - Граф, 2013.
Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.) Программа содержит пояснительную записку, календарное планирование, учебно-тематический план, список рекомендуемой литературы.
В программе определены цель изучаемого курса, учебно - воспитательные задачи, планируемые результаты, принципы, методы, система отслеживания усвоения материала, формы проведения занятий, практическая работа.
Рабочая программа дополнительного образования построена по принципу
«от простого к сложному» - на развитие личности ученика, его познавательных, интеллектуальных и творческих способностей. Использованы средства обучения, направленные на интенсивное развитие речемыслительных способностей учащихся, которые формируют познавательную, информационную, коммуникативную компетенции.
В программе дополнительного образования предусмотрены мультимедийные обучающие программы, учебные диски.
Материал изложен четко, ясно, воспитывает любовь к родному языку, к своей Родине.
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам:«Словообразование», «Морфология», «Графика», «Пунктуация», «Лексика», «Фразеология», «Культура речи», «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.
Цель:
-развить кругозор и мышление учащихся.
Задачи:
-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываний;
-способствовать развитию творческих способностей школьников.
В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:
определение основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст; особенности ударения в русском языке;
основные правила орфоэпии;
основные способы образования слов;
основные способы определения лексического значения слова;
тематические группы слов;
правила русской орфографии;
морфологические признаки частей речи;
нормы употребления в речи языковых единиц;
виды словосочетаний;
признаки текста.
Уметь:
адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;
выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;
сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
правильно произносить широко употребляемые слова;
по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
определять способы образования разных частей речи;
соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;
толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
определять синтаксическую роль всех частей речи;
объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций.
Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки. Проводятся промежуточные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично их защищают.
На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Обучающиеся 5 класса познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел обучения для обучающихся заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.
Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов.
Формы проведения занятий
•лекции;
•практические занятия с элементами игр, с применением дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
•анализ и просмотр текстов;
•самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
•игровая;
•теоретическая;
•практическая.
Основные методы и технологии.
•технология разноуровневого обучения;
•развивающее обучение;
•технология обучения в сотрудничестве;
•коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Планируемые результаты.
Личностные результаты
•эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
•эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
•чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
•любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
•интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
•интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
•интерес к изучению языка;
•осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
•самостоятельно формулировать тему и цели урока;
•составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
•работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
•в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
•перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
•пользоваться словарями, справочниками;
•осуществлять анализ и синтез;
•устанавливать причинно-следственные связи;
•строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
•адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
•высказывать и обосновывать свою точку зрения;
•слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
•договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
•задавать вопросы

Учебно-тематический план
№ урока Тема урока Количество часов Даты
1 Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. 1 02.09.15
2 Для чего используют звуковые повторы в речи. 1 09.09.15
3 Для чего используют звуковые повторы в речи. 1 16.09.15
4 Какова роль интонации в устной речи. 1 23.09.15
5 Какова роль интонации в устной речи. 1 30.09.15
6 Обобщающее занятие «Кто говорит- сеет, кто слушает- собирает». 1 07.10.15
7 Обобщающее занятие «Кто говорит- сеет, кто слушает- собирает». 1 14.10.15
8 О чём рассказывает словообразовательная модель слова. 1 21.10.15
9 Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов 1 28.10.15
10 Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова. 1 11.11.15
11 Этимология слов. Работа со словарями. 1 18.11.15
12 Сказочные превращения. 1 25.11.15
13 Презентация творческой работы. 1 02.12.15
14 Презентация творческой работы. 1 09.12.15
15 Зачем нужно знать алфавит. 1 16.12.15
16 В чём секрет правописания морфем. 1 23.12.15
17 Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания. 1 13.01.16
18 Не пером пишут- умом. Тайные письма. 1 20.01.16
19 Бенефис знаний 1 27.01.16
20 На какие группы делится словарный состав русского языка. 1 03.02.16
21 В чём особенность употребления слова в художественном тексте. 1 10.02.16
22 О чём рассказывают фразеологизмы. 1 17.02.16
23 Фразеология в художественных произведениях. 1 24.02.16
24 Лабораторная работа. 1 02.03.16
25 Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. 1 09.03.16
26 В чём секрет глагола и его форм. 1 16.03.16
27 Как отличать грамматические омонимы. 1 30.03.16
28 Какими бывают предложения. 1 06.04.16
29 Грамматике учиться всегда пригодится. 1 13.04.16
30 Мониторинг проверки знаний. 1 20.04.16
31 Правила речевого этикета. 1 27.04.16
32 Формулы речевого этикета. 1 04.05.16
33 Формулы речевого этикета. 1 11.05.16
34 Аукцион знаний. 1 18.05.16
Содержание программы

Количество часов Название раздела Тема Ожидаемые результаты
7 ч. Раздел 1
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) 1.Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.
2-3. Для чего используют звуковые повторы в речи.
4-5. Какова роль интонации в устной речи.
6-7. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает - собирает».
Уметь:
-рассматривать заявленные темы на занятиях;
- использовать интерактивные тренажеры;
- проводить практические занятия в игровой форме.
7 ч. Раздел 2
Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология)1.О чём рассказывает словообразовательная модель слова.
2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов
3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова
4.Этимология слов. Работа со словарями
5.Сказочные превращения.
6-7 Презентация творческой работы.
Уметь:
-составлять шарады, метаграммы;
- рекламировать свои творческие работы;
- пользоваться средствами массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.
5 ч. Раздел 3
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) 1. Зачем нужно знать алфавит.
2. В чём секрет правописания морфем
3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания
4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.
5. Бенефис знаний.
Уметь:
-проводить исследования данных тем;
- использовать тексты художественных произведений;
- аргументировать свои ответы;
- делать выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.
5 ч. Раздел 4
Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) 1.На какие группы делится словарный состав русского языка
2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.
3. О чём рассказывают фразеологизмы.
4.Фразеология в художественных произведениях. 5.Лабораторная работа. Уметь:
-изучать специализированную литературу по этимологии слов;
- работать со словарями;
- изучать языковые средства выразительности;
- исследовать художественные произведения.
6 ч. Раздел 5
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.)1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
2. В чём секрет глагола и его форм.
3. Как отличать грамматические омонимы.
4. Какими бывают предложения.
5. Грамматике учиться всегда пригодится. 6.Мониторинг проверки знаний. -развитие кругозора и интеллекта детей ;
-умение работать с заданиями повышенной трудности для любознательных.
3 ч. Раздел 6
Речевой этикет 1.Правила речевого этикета.
2-3. Формулы речевого этикета. Умение рассматривать специфику русского речевого этикета и технику реализации этикетных форм.
1 ч. Раздел 7
Обобщающее занятие Аукцион знаний Умение ответить на поставленные вопросы в игровой форме.
Методическое обеспечение: компьютер, учебные диски, словари, рабочая тетрадь.Список литературы для педагога:
Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. М.2001 г.
Гузеев В.В., Новожилова Н.В. Консультации: метод проектов/Педагогические технологии.2007. № 7.
Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 кл. М.: Просвещение, 2009 г.
Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии.: Азбука-классика, 2005 г.
Откупщиков Ю.В.К истокам слова. Азбука-классика, 2005г.
Панов М.В. Занимательная орфография. М.: Просвещение 2010 г.
Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка: пособие для учителя. М.: МИРОС-МАИК, 2000 г.
Русский язык. Программа для общеобразовательных учреждений.5-9 кл. Под ред. Е.Я.Шмелёвой. М.: « Вентана-Граф»2013г
Список литературы для учащихся:
Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. М.2001 г.
Интернет - ресурсы:
1. Образовательный портал Национального корпуса русского языка//www.studiorum.ruscorpora.ru2.Российский образовательный портал //www.school.edu.ru