В Стандарте представлены четыре вида УУД.


Универсальные учебные действия.В рамках системы оценки достижения планируемых результатов в начальной школе УУД представлены как на базовом уровне (задания для проверки должны быть ориентированы не только на предметные компетенции, но и на метапредметные), так и на повышенном уровне.
В Стандарте представлены четыре вида УУД:
-личностные
-познавательные
— регулятивные
-коммуникативные.
Личностные УУД.
В Фундаментальном ядре определяется: «В блок личностных универсальных учебных действий входит :
-жизненное, личностное, профессиональное самоопределение
— действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовность к жизненному и личностному самоопределению
— знание моральных норм
— умение выделить нравственных аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами)
— ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях»
Личностные универсальные учебные действия раскрывают личностные результаты, в связи с этим оценка достижения личностных результатов проводится в ходе неперсонифицированных процедур (индивидуальный прогресс ребенка рассматривается только по просьбе или с разрешения родителей).
Познавательные УУД.
В состав познавательных универсальных учебных действий входят :
-общеучебные УУД
-логические УУД и постановка и решение проблем, при этом в разделе общеучебные УУД выделяется особая группа знаково-символические УУД
Этот блок коррелирует не только с другими блоками (регулятивные), но и с другими программами (Чтение: работа с информацией).
Общеучебные универсальные действия включают:
— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
— структурирование знаний;
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
В познавательных УУД выделяются наряду с общеучебные выделяются еще два раздела – логические УУД и постановка и решение проблем.
Логические универсальные действия:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепи рассуждений;
— доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
— формулирование проблемы;
— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характер.
Регулятивные УУД.
В Фундаментальном ядре содержания общего образования регулятивные действия раскрываются с точки зрения структуры учебной деятельности: «В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:
-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
-планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
-составление плана и последовательности действий
-прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик
— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
— коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, реального действия и его результата
— оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
— саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий»
В состав регулятивных учебных действий входят :
-целеполагание
— планирование
— прогнозирование
— контроль (коррекция)
-саморегуляция
— оценка.
Коммуникативные УУД.
В Фундаментальном ядре содержания общего образования коммуникативные УУД рассматриваются достаточно широко, с точки зрения социализации младшего школьника: «Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками : определение цели,функций участников, способов взаимодействия
-постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация
-управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
— владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
В состав коммуникативных учебных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, умение выражать свои мысли.
Выводы: Таким образом, Универсальные учебные действия являются одной важнейших частей Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В ФГОС представлен состав УУД, даны определения каждому действию.
Характеристика УУД дается в нескольких документах, поэтому задачей учителя начальных классов на этапе перехода на Стандарт является систематизация всех теоретических положений и определение практических способов формирования УУД в рамках каждого предмета.