программа Социально-бытовая ориентировка 5 класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования по социально-бытовой ориентировке, программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида (Гуманитарный издательский центр. Москва. «Владос» 2012 г.) и требований к уровню подготовки обучающихся в 5 классе с учетом регионального компонента и особенностей школы. Региональный компонент изложен в содержании текстов, практических работ.
ЦЕЛЬ: Совершенствовать у детей с ограниченными возможностями социально-бытовые навыки способствующие их
социальной адаптации.
ЗАДАЧИ: 1. Расширение кругозора и подготовка к самостоятельной жизни и труду.
2. Формирование знаний и умений способствующих социальной адаптации детей с ограниченными возможностями.
3. Совершенствовать навыки контроля и самоконтроля. Воспитывать трудолюбие, самостоятельность.

Данная программа содержит материалы помогающие достичь того уровня знаний по СБО необходимый учащимся для адаптации. Особое внимание обращено на коррекцию высших психических функций в процессе овладения учебным предметом.
Программа определяет оптимальный объем знаний, умений, навыков по СБО. При подборе материала использовался разно уровневый подход к учебным возможностям учащихся, мотивация учения данного предмета. Учтены реалии сегодняшнего дня, прослеживаются межпредметные связи.
Базисный учебный план по программе составляет: 1 часа в неделю, 34 часа в год.
НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА:
1. Закон РФ об образовании.
2. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии.
3. Региональный учебный план по Ростовской области.
4. Учебный план по ГКОУ РО школы – интернат №11 г. Гуково.
5. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 кл. сборник №1 Москва («Владос») 2012 г.
КОМПЛЕКТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. В.В.Гладкая. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
VIII вида. «Издательство НЦ ЭНАС» 2003г.
2. Т.А.Девяткова. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIIIвида . Москва 2003 г.
3. А.Р. Маллер. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Москва 2001 год.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
Тесты, карточки, таблицы, наглядные образцы к разделам СБО
К рабочей программе приложены двухуровневые тесты.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
- правила закаливания организма;
- о вреде наркотиков и токсических веществ;
- способы выполнения несложного ремонта одежды;
- правила стирки вещей из х/б ткани;
- приготовление каши, заварка чая, варка яиц;
- свои права и обязанности в семье;
- способы ведения разговора со старшими;
- правила проведения уборки квартиры;
- виды междугороднего транспорта, стоимость проезда на городском транспорте
виды промышленных магазинов, правила покупки товара;
- основные средства связи и виды почтовых отправлений;
- способы вызова врача на дом;
- функции основных врачей специалистов;
- виды детских учреждений и их назначение.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- закаливать свой организм;
- отказаться от соблазна попробовать наркотики;
- ремонтировать свою одежду;
- стирать изделия из цветных тканей;
- пользоваться плитой, готовить несложные блюда;
- выполнять определенные обязанности в семье;
- культурно вести себя в общественном месте;
- производить уборку квартиры, пользоваться пылесосом;
- выбирать наиболее рациональные маршруты передвижения по городу;
- совершать покупки в промтоварном магазине, вернуть товар, не отвечающий желанию;
- составлять текст телеграммы, заполнять бланк, подсчитывать стоимость;
- вызвать врача на дом;
- приобрести лекарство в аптеке;
- правильно вести себя на занятиях кружка.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ТЕМ ПО СТЕРЖНЕВЫМ ЛИНИЯМ ПО СБО 5 КЛАСС
№ п/ппппп
п/п Содержательные линии Кол-во часов Коррекционно - развивающие задачи Педсредства, педтехнологииПроблемы возникающие при изучении темы Педагогический мониторинг
1.
Одежда и обувь
2 Коррекция и развитие слухового внимания, коррекция мелкой моторики рук Предметно-ориентированные технологии. Устные опросы, практические задания
2.
Семья
1 Коррекция и развитие представлений (работа с наглядными пособиями, образцами), коррекция моторики рук, вкусовых и слуховых восприятииТехнологии личностно-ориентированного образования; Диалоговые технологии. Устные опросы, тесты, практические задания
3.
Культура поведения
3 Коррекция и развитие мышления, умения классифицировать, коррекция практического мышления Предметно-ориентированные технологии; Компьютерные технологии. с/р игры, практические задания, тесты
4.
Жилище 6 Коррекция и развитие умения концентрировать внимание, развитие долговременной памяти Предметно-ориентированные технологии. с/р игры, тесты, экскурсии
5. Транспорт 4 Коррекция и развитие представлений (работа с наглядными пособиями, образцами), коррекция моторики рук, вкусовых и слуховых восприятий.
Коррекция и развитие умения концентрировать внимание, развитие долговременной памяти
Предметно-ориентированные технологии; Компьютерные технологии. Устные опросы, тесты, практические задания
Устные опросы, тесты, практические задания

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО СБО 5 класс



п/п
Стержневые линии.
Тема урока. Кол-во час
Дата
Обязательный минимум
Терминология Коррекционная работа Педаго-гичес-кий
монито-ринг Знать Уметь коррекция и
развитие… план факт III-четверть Одежда и обувь.
16
2 16 16 1. Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья. Их виды и назначение. 1 19.01 виды одежды, обуви, головных уборов и их назначение различать одежду в зависимости от их назначения: повседневная, праздничная, рабочая, спортивная; подбирать одежду, головной убор по сезону виды одежды: повседневная, праздничная, рабочая, спортивная; сезонная
логического мышления, путем анализа, сравнения, классификации (различать и выбирать одежду и головной убор) 2. Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью: предупреждение загрязнения, сушка, чистка, подготовка ее к хранению. 1 26.01 правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов (кожи, резины, текстиля) сушить и чистить одежду; подбирать крем и чистить кожаную обувь; подготавливать одежду и обувь к хранению;
кожа, резина, текстиль. логического мышления, путем установления причинно-следственных связей Диагно-стичес-кий контроль
Семья
1
3. Семья, родственные отношения в семье.
Состав семьи учащегося. Взаимоотноше-ния в семье. 1 02.02 родственные отношения в семье;
состав семьи, имена, отчества, фамилии и возраст их записать имя, отчество, фамилию членов семьи; выполнять правила поведения в семье семья;
члены семьи; родственные отношения Памяти, путем составления «древа семьи» Культура поведения. 3. 4. Поведение в музее, библиотеке.
Ролевая игра - «Запишите меня в библиотеку» 1 09.02 правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях;
культурно вести себя в театре, кинотеатре, клубе, залах музея, читальном зале;
антракт, экскурсовод, экспонат диалогической речи (отвечать на вопросы и задавать вопросы) 5. Поведение в театре, кино. Речевая игра «Здравствуй театр!» 1 16.02 Правила поведения в театре и кино культурно вести себя в театре, кинотеатре, клубе, залах музея, читальном зале;
фильм
пьеса диалогической речи (отвечать на вопросы и задавать вопросы) 6. Правила поведения за столом. Упражнения по этикету. 1 02.03 правила поведения за столом правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой; красиво и аккуратно принимать пищу
сервировка, столовые приборы, салфетка логического мышления, путем анализа текста; практических навыков. Прове-рочная работа
7.

Жилище
Виды жилых помещений в городе и селе.
Виды жилья. 6
1 09.03 виды жилья;
различать виды жилья в городе и селе; дом, квартира, комната;
жилье собственное, государственное, общее;
логического мышления, путем сравнения по ряду признаков. Тест
8. Варианты квартир и подсобных помещений: жилье по конструкции - комнаты отдельные, смежные; по назначению: спальня, гостиная, детская (организация рабочего места школьни-ка) и др.
Варианты отопления в городе и селе. 1 16.03 виды помещений в жилых домах и их различия;
варианты квартир варианты квартир и подсобных помещений по конструкции (изолированные, смежные) и по назначению; использовать помещение по назначению квартира (жилые, подсобные помещения); смежные и отдельные
(изолированные) комнаты;
гостиная, кухня, спальня, детская, сан.узелРазвитие и коррекция речи путем беседы
9.
Почтовый адрес дома, школы-интерната. Экскурсия: чтение названий улиц, номеров домов. почтовый адрес своего дома и школы-интерната
писать адрес на почтовой открытке
IV-четверть индекс внимания – работа по образцу (подписать открытку) Проверочная
работа;
Пр-9
пл-8
ф-8ч
1. Гигиенические требования к жилому помещению. Инвентарь и приспособления для уборки.
1 06.04 Методы и средства уборки помещений.
Проводить гинеральную и влажную уборку жилого помещения.
Гигиена жилье Памяти, с помощью современных моющих средств. 2.
Правила вытирания пыли, подметания пола.
Последовате-льность уборки детской комнаты. 1 13.04 Убрать комнату Правила вытирания пыли, подметания пола пыль
уборка Памяти, с помощью современных моющих средств. Прове-рочная работа
3. Контрольно – обобщающее повторение по теме.
1 20.04 Дать ответы на поставленные вопросы Гигиенические требования к жилому помещению. Понятия по теме логического мышления, путем сравнения по ряду признаков. Конт-рольная работа
Транспорт. 4. 4. Виды городского транспорта. Оплата проезда в автобусе. 1 27.04 основные виды городского транспорта различать транспортные средства транспорт автомобильный, гужевой логического мышления, путем нахождения общего и различий (городской транспорт, сельский)
5. Правила поведение в транспорте и на улице. Правила дорожного движения 1 04.05 правила поведения пешехода и пассажира; основные правила и знаки дорожного движения
соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила покупки билета, посадки в транспорт, поведения в проездной билет,
штраф, контролер,
логического мышления, путем анализа и синтеза (поведение в транспорте и на остановке) Тест
6. Проезд из дома в школу-интернат (маршрут, виды транспорта). 1 11.05 наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната; варианты проезда до школы рациональными видами транспорта; количество времени маршрута, правили передвижения на велосипеде.
салоне и при выходе на улицу); соблюдать правила дорожного движения; различать знаки дорожного движения, встречающиеся по пути из дома до школы - интерната и обратно рациональный маршрут, рациональный вид транспорта устной связной речи, путем составления рассказа по теме 7. Контрольно-обобщающий урок за полугодие. 1 18.05 Дать ответы на поставленные вопросы Виды транспорта его роль в жизни людей. Понятия по теме Развитие и коррекция логического мышления путем сравнения по ряду признаков.
Итого-ваяПрове-рочная работа
8. Практическое занятие – поездка в городском транспорте. 1 12.01.15г
25.05 15. Приобрести билет Правила для пассажиров транспорт
пассажир
водитель
билет Развитие и коррекция речи путем беседы.
Прак-тичес-кая работа
Пр-8ч пл-8ч ф-8ч