Методическое объединение «Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира»


Отдел образования Клинцовской городской администрации
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 7
г. Клинцы Брянской области
Методическое объединение
«Формирование
универсальных учебных действий на уроках
окружающего мира»
Автор работы
учитель начальных классов
Шкуратова Ж. А.
г. Клинцы
2015 г
Оглавление
1.Введение
1.1 Обоснование актуальности темы работы____________________________ 3
1.2 Цель работы, задачи, предмет исследования, гипотеза, методы__________ 3
2.Основная часть
2.1 Обзор литературы по теме «Формирование универсальных учебных
действий на уроках окружающего мира»_______________________________ 7
2.2 Универсальные учебные действия: специфика понятий________________ 8
2.3 Проектирование урока, направленного на формирование УУД__________ 12
2.4Действия учителя позволяющие сформировать универсальные
учебные действия__________________________________________________ 17
2.5 Формирование УУД на уроках окружающего мира____________________ 18
3.Заключение______________________________________________________ 40
4.Литература______________________________________________________ 42
Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться,
развить собственные идеи.
И. Г. Песталоцци
1.Введение
1.1 Обоснование актуальности темы работы
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.
В широком значении "универсальные учебные действия" – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) "универсальные учебные действия" – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов развития детей со всей остротой встаёт задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.
1.2 Цель работы, задачи, предмет исследования, гипотеза, методы
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы работы учителя. Важнейшей задачей школы сегодня является развитие личности ученика. На это направлен стандарт II поколения. Учитель начальной школы, реализующий этот стандарт, должен не только научить читать, писать, считать, но и сформировать универсальные учебные действия.
В 2012 году я перешла на обучение по новым стандартам и приняла первый класс. Передо мной встала задача – понять сущность ФГОС, отличительные особенности по сравнению с прежним стандартом. Изучила документы и дополнительную литературу, разработала рабочие программы по предметам. Я определила, что один из важных моментов реализации ФГОС – это формирование УУД. Уже при разработке первых уроков поняла, что моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня это - требование времени. Передо мной возник вопрос: как правильно спроектировать урок, который формировал бы у учащихся не только предметные результаты, но и универсальные учебные действия.
Цель исследования: выявить и экспериментально доказать эффективность использования приёмов формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира.
Объект исследования: младшие школьники на уроках окружающего мира.
Предмет исследования: формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что для формирования универсальных учебных действий у учащихся нужно использовать целостную методическую систему обучения, основой которой являются учебные задания. Формирование универсальных учебных действий у учащихся должно отразиться на качестве знаний и положительном отношении к урокам окружающего мира. Применение данной методической системы позволит сформировать у учащихся умение учиться.
В соответствии с целью и гипотезой были намечены следующие задачи исследования:
Изучить сущность универсальных учебных действий.
Проанализировать УМК «Школа России» с целью выявления его возможности в создании условий для формирования УУД.
Изучить традиционную и инновационную методику преподавания урока окружающего мира.
Создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока.
Разработать уроки, систему заданий, учебных ситуаций, способствующих формированию УУД.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, исследования, наблюдения, диагностика УУД учащихся, обобщение.
Предполагаемые результаты:
- Сформированность у школьников универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), позволяющих учащимся самостоятельно организовать собственную деятельность по решению задач и проблем, готовность к самосовершенствованию и саморазвитию.
- Повышение уровня профессионализма учителя.
3. - Повышение качества преподавания окружающего мира.
Направления работы:
Профессиональное
Изучение новых образовательных стандартов новых программ и учебника «Окружающий мир», выявление их особенностей, уделение внимания программе формирования УУД.
Совершенствование своих знаний в области классической и современной педагогики и методики.
Повышение квалификации на семинарах и курсах для учителей начальных классов.
Методическое
Применение на уроках новых педагогических технологий, форм, методов и приёмов, способствующих формированию УУД.
Отслеживание состояния и динамики уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников.
Активное участие в работе школьного МО учителей начальных классов.
Оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, привлечение их к участию в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.
Изучение опыта работы лучших учителей школы, города, участие в обмене опытом.
Периодическое проведение самоанализа профессиональной деятельности.
Систематизация  материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме, создание папки лучших разработок уроков, интересных приемов и находок на уроке.
Этапы работы:
I этап – 2012 год – совершенствование своих знаний: изучение литературы по теме, повышение квалификации.
II этап – 2012 -2016 г.- активное внедрение в практику новых технологий, форм, методов и приёмов, способствующих формированию УУД, отслеживание результатов.
III этап – 2016год (январь-май) – систематизация материалов и подведение итогов работы.
На 1 этапе изучила сущность и особенности новых ФГОС, материалы и документы по теме, особое внимание уделила программе формирования УУД, педагогическую и методическую литературу, принимала участие в школьных и городских семинарах, изучала материалы в сети творческих учителей, прошла курсы повышения квалификации в БИПКРО «Технологии обучения на основе системно-деятельностного подхода», 2012 г. и в г. Москва Институт информационных технологий «Использование ЭОР в процессе обучения в начальной школе», 2012 г.

2.Основная часть
2.1 Обзор литературы по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира»
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.
Обладая интегративной природой, именно УУД обеспечивают универсальность образования, позволяя ученику не просто воспроизводить полученные ЗУН в искусственно созданных условиях учебного процесса, а использовать их творчески, в незнакомой ситуации, в реальной действительности.
Концепция развития универсальных учебных действий (УУД) разработана на основе системно деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. На важность формирования у младших школьников общеучебных умений указывали Ю.К. Бабанский, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова и др.
Программа, формирующая общеучебные умения и навыки учащихся, впервые была предложена Д.Б. Элькониным и его учениками: В.В. Давыдовым, Л.Е. Журовой, B.В. Репкиным, Г.А. Цукерманом др.
Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др.
2.2 Универсальные учебные действия: специфика понятий
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностные; 2) регулятивные (включает и действия саморегуляции); 3) познавательные; 4) коммуникативные.
Личностные действия обеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение, и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
- нравственно-эстетическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; — структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация
- проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

2.3 Проектирование урока, направленного на формирование УУД
Я считаю, что для формирования УУД технология проведения уроков каждого типа должна реализовать деятельностный метод обучения. Я проектирую свои уроки на основе этой технологии. Например, уроки «открытия» новых учебных знаний включают в себя следующие шаги:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности по «открытию» новых учебных знаний. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
- актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности всоответствии с принятыми нормами («надо»);
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
- устанавливаются тематические рамки («могу»).
2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.
На данном этапе организуется подготовка учащихся к надлежащему
фиксированию затруднения в пробном учебном действии.
Соответственно данный этап предполагает:
- актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
- самостоятельное выполнение пробного учебного действия;
- фиксирование учащимися затруднений в выполнении или обосновании пробного учебного действия.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины
затруднения. Для этого учащиеся должны:
- восстановить выполненные операции и зафиксировать (в речи и знаково)
место – шаг, операцию, − где возникло затруднение;
- соотнести свои действия с используемым способом (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать в речи причину затруднения – те, конкретные универсальные знания, которых недостает для решения поставленной задачи и задач такого типа вообще.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают ход
будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение
возникшего затруднения), строят план достижения цели, выбирают
способ и средства. Этим процессом руководит учитель (подводящий диалог,
побуждающий диалог и т.д.)
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта. Полученное универсальное учебное действие фиксируется в языке вербально и знаково в форме эталона. Далее построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. В завершение, организуется рефлексия выполненной работы, и намечаются следующие шаги, направленные на усвоение нового УУД.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы:
учащиеся самостоятельно выполняют задание и осуществляют его
самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется
рефлексия хода реализации контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшее освоение знаний.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе уточняются существенные особенности новых знаний и действий, его роль и место в системе изученных учебных действий.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе фиксируется изученное действие, организуется рефлексия и
самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение
соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Такие уроки в полной мере решают вопросы по формированию не только предметных учебных знаний, но и всех видов УУД.
Проанализировав деятельность учащихся на каждом этапе урока можно выделить те универсальные учебные действия, которые формируются при правильной организации деятельности учащихся, а также те методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, которые способствуют формированию УУД. Результаты данного анализа демонстрирует таблица «Формы организации учебной деятельности, направленные на формирование УУД»
Этапы урока Формируемые универсальные
учебные действия Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии
1. Мотивация к учебной деятельности. Личностные Эмоциональный настрой
2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии. Познавательные Коммуникативные
Регулятивные
Личностные Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации
3. Выявление места и причины затруднения.
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные Проблемный диалог, технология проблемного обучения
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства) Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
Личностные Карта урока, интерактивные плакаты, презентация, проектная деятельность, задания типа: «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы»
5. Реализация построенного проекта.
Личностные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные Проектная деятельность.
Частично поисковая, исследовательская деятельность
Проведение дидактических игр.
Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.
Работа с интерактивными тренажёрами.
Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные Групповая, парная работа
Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Регулятивные
Личностные
Познавательные Используются самоконтроль, взаимоконтроль
8. Включение в систему знаний и повторение. Познавательные Коммуникативные
Личностные Групповая, парная работа
взаимопомощь, работа по памяткам
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Коммуникативные
Личностные
Познавательные Самоанализ, самооценка
Приёмы «ладошка», смайлики, карты обратной связи и т.д.
Конечно, в таблице универсальные учебные действия и методы, приемы, технологии представлены в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу конкретного урока. И всё же данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие УУД  формируются при правильной организации деятельности учащихся.
2.4 Действия учителя, позволяющие сформировать универсальные учебные действия.
В своей работе я стараюсь придерживаться следующих правил:
- Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.
- Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.
- Перед началом решения составляется совместный план действий.
- Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
- Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией: пересказу, составлению плана, способам эффективного запоминания, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. В ходе учебной деятельности развивается память и мышление детей.
- Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом я стараюсь включать каждого в учебный процесс, а также поощрять учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.
- Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.
- Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями
- Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
- Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.
- Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
- Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.
2.5 Формирование УУД на уроках окружающего мира
Развитию универсальных учебных действий учащихся способствует программа «Школа России» «Окружающий мир», разработанная под руководством А.А.Плешакова.
Реализовать программные требования помогают издания:
 программа «Школа России» « Концепция и программы для начальных классов». Часть 1.
 Плешаков А.А. «Окружающий мир. Программа и планирование учебного курса. 1-4 кл.»
 Плешаков А.А. «От земли до неба: атлас-определитель»
 Плешаков А.А. «Великан на поляне»
 Плешаков А.А. «Зеленые страницы»
 Плешаков А.А. и др. «Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1, 2 (ч. 1, 2),3 (ч. 1, 2),4 (ч. 1, 2) кл.»
 Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. «Тесты» (к учебнику «Окружающий мир») 1,2,3, 4 кл.
 Плешаков А.А. и др. «Окружающий мир. Поурочные разработки. 1,2,3 кл.»
Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. На этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий  предлагают авторы  учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.
Третий год я работаю по УМК «Школа России». Сейчас я могу с уверенностью сказать, что формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области УМК «Школа России».Содержание учебников УМК «Школа России» нацелено на формирование познавательных универсальных учебных действий (общеучебных и логических). Благодаря широкому включению в учебники разнообразного дополнительного материала развиваются познавательные интересы, любознательность. 
Личностные УУД
Для успешного формирования личностных универсальных учебных действий должны быть выполнены определенные педагогические условия, т.к. каждый учитель осознает, что одностороняя передача знаний от учителя к ребенку не будет напрямую влиять на становление личности ребенка.
Какие условия нужно создать, чтобы процесс обучения на уроках окружающего мира приобрел личностный смысл? Прежде всего, нужно добиваться слитности познавательной активности с эмоциональным состоянием ребенка, то есть необходимо все время оказывать ему эмоциональную поддержку. Это особенно важно для этапа первоначального предъявления нового программного материала. Такой эмоциональной поддержкой может быть как словесный, так и наглядный материал.
Для развития ценностного отношения к объекту (событию, образу, детали) окружающего мира необходимо оживление имеющегося у детей опыта. При изучении темы «Ты и твое здоровье» ученикам предлагаю вспомнить, что такое режим дня и зачем его нужно соблюдать. Очевидно, что все дети знакомы с этим понятием, и если в процессе обобщения знаний предлагаю рассказать о том, как в семье соблюдается режим дня (кто соблюдает? как часто? кто обычно забывает о режиме? кто следит за тем, чтобы режим дня соблюдался?), то кто-то придет к выводу о том, что режим дня соблюдает только мама (папа, бабушка, дедушка и т.д.). Интерес, появившийся у учащихся в процессе обсуждения, позволит обсудить и сформулировать элементы режима дня, обязательные для выполнения. Активность детей будет способствовать также развитию общего учебного умения – устанавливать соответствие между временными интервалами и событиями (что является довольно сложным умением для младшего школьника). В 4-м классе опора на жизненный опыт ученика способствует развитию умений строить предположения, рассуждать, высказывать собственное мнение, выбирать рациональный путь решения учебной задачи.
Данная группа УУД прослеживается на разных этапах урока (Приложение № 4)
Формирование личностных УУД средствами учебного предмета «Окружающий мир» (УМК «Школа России»)
1-й класс
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
2-й класс
- Оценивать в предложенных ситуациях конкретные поступки, как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
3-4-й класс
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Упражнения, способствующие развитию личностных УУД
1. Психофизическая тренировка, эмоциональный настрой на урок
-Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! С каким настроением вы начинаете урок? "Просигнальте" мне, пожалуйста.
2. Короткие стихотворения, дающие положительный настрой на урок.
Например: Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс, Окружающий мир у нас!
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
3.Первоклассникам очень нравятся соревнования, поэтому на этапе самоопределения можно договориться о том, что за каждое верно выполненное задание ученик получает какой-то символ, знак.
На протяжении трёх лет мною отслеживается развитие личностных УУД. Глядя на эту таблицу, можно увидеть процентное соотношение по ряду критериев за три года.
Класс 1
% 2
% 3
% 4
%
Внутренняя позиция школьника  14 22 41 Уровень адаптации 18 29 89 Самооценка 17 21 36 Отношение к школьной действительности
Мотивация учебной деятельности 15
16 26
25 33
57 Самооценка 15 25 28 Личностное действие самооценивания (самоопределения) 19 23 37 Позиция в отношении социальной роли ученика, действия, устанавливающие смысл учения. 12 27 27 Самоопределение в отношении эталона социальной роли «хороший ученик», регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности 13 22 51 Мотивация учебной деятельности 13 23 36 Отношение к учебной деятельности, действия, устанавливающие смысл обучения. 17 28 39 Самоопределение в отношении эталона социальной роли «хороший ученик» 15 22 34 Действие смыслообразование, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся 12 21 39 Смысл учебной деятельности для школьника 10 19 31 Учебные действия нравственно-этической ориентации 16 27 33 Выделение морального содержания ситуации, учет нормы взаимопомощи как основания построения межличностных отношений 13 26 29 Действия нравственно-этического оценивания, учет мотивов и намерений героев 15 28 36 Действия нравственно-эстетического оценивания, уровень моральной децентрации как координации нескольких норм 14 29 38 Действия нравственно-эстетического оценивания 16 26 30 Выявление морального содержания действий и поступков 19 29 31
Динамика роста личностных УУД за 3 года обучения по предмету «Окружающий мир» показана на диаграмме
47815596520
Регулятивные УУД.
Изучение курса «Окружающий мир» способствует и формированию регулятивных универсальных учебных действий: осознавать границы собственных знаний и умений о природе, человеке и обществе, понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний, оценивать правильность выполнения своих действий, вносить необходимые коррективы, подводить итоги своей познавательной, учебной, практической деятельности.
1. При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы. Так, научить детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулируют тему и цель урока.
2.Обучение оцениванию устных ответов также целесообразно начинать с первого класса. Так, предлагаю ребятам высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по критериям (громко – тихо, с запинками – без запинок, выразительно – нет, понравилось – нет). При этом необходимо разъяснить ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ.
3.Применяю такую форму работы, как взаимопроверка письменных работ. Непременным условием организации такой работы должны стать оговоренные заранее нормы и критерии оценивания.
4.Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельность на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), после чего отмечают в листах обратной связи цветным кружком мнение о своей работе на уроке: Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно». Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями». Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!»
Данная группа УУД прослеживается на разных этапах урока (Приложение № 4).
Формирование регулятивных УУД средствами учебного предмета «Окружающий мир» (УМК «Школа России»)
1-й класс
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
2-й класс
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. 
3-4-й класс
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
На протяжении трёх лет мною отслеживается развитие регулятивных УУД. Глядя на эту таблицу, можно увидеть процентное соотношение по ряду критериев за три года.
Класс 1
% 2
% 3
% 4
%
Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка) 13 22 47 Умение учится способность к ориентации своей деятельности (планирование, контроль, оценка) 19 26 51  Регулятивное действие контроля. 11 29 41 Умение принимать и сохранять задачу сохранения образца, планировать, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы. 15 27 48 Регулятивное действие контроля 11 28 37 Действие оценки учебной деятельности 16 24 49 Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей 15 24 41 Самоопределение в отношении эталона социальной роли «хороший ученик» 19 27 39 Регулятивное действие оценивания  результата учебной деятельности 14 22 48 440055539750 Динамика роста регулятивных УУД за 3 года обучения по предмету «Окружающий мир» показана на диаграмме

Познавательные УУД
При изучении курса «Окружающий мир» развиваются умения извлекать информацию, представленную в разной форме (иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.); описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.; пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, моделировать объекты и явления окружающего мира; проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме. Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, чтение карты, дорожные знаки и др.).
1.Проблемное обучение.
Например, на уроке окружающего мира в первом классе по теме «Кто такие птицы?» мы можем создать следующую проблемную ситуацию:
- Назовите отличительный признак птиц. (Это животные, которые умеют летать.)
- Посмотрите на слайд. Каких животных вы узнали? (Летучая мышь, бабочка, воробей, курица.)
- Что общего у этих животных? (Умеют летать.)
- Можно их отнести к одной группе? (Нет.)
- Умение летать будет отличительным признаком птиц?
- Вы что предполагали? А что получается на самом деле? Какой вопрос возникает? (Что является отличительным признаком птиц?)
Предлагаю ученикам высказать предположение, попробовать самим ответить на проблемный вопрос, а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это, в свою очередь, способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.
При выполнении отдельных заданий тоже можно создавать проблемные ситуации.
2. Проектное обучение представляет собой развитие идей проблемного обучения. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя.
Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание.
Творческие проекты и небольшие исследования дети готовят к урокам ИКН, окружающего мира, литературного чтения.
Планирование учебных (исследовательских) действий ученик осваивает, наблюдая природные и социальные объекты, готовя о них сообщения, выполняя опыты в классе или в домашних условиях, участвуя в проектной работе. (Приложение № 1 ), (Приложение № 4).
Таблица «Сравнительный анализ результатов за овладением проектной деятельностью»

325755-331470
3. Педагогические игры
Значение игры на уроках трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять. Это влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения.
Виды заданий, которые помогут формировать у детей познавательные УУД на уроках окружающего мира в начальной школе.
I. Задания, которые позволяют учащимся овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей на уроках окружающего мира.
1. Сравни старинные классные комнаты и классную комнату, в которой учишься ты. Чем они различаются? Чем похожи?
2. Рассмотри фотографии птиц. Какая из птиц обитающая на территории Татарстана, вероятнее всего, питается мелкими млекопитающими? Обоснуй свой ответ.
3. У Оли и Лены были семена томатов от одного и того же растения. Они насыпали землю в одинаковые горшки. Затем в каждый горшок посадили семена, вырастили рассаду, высадили рассаду в положенные сроки на грядки в саду. Через некоторое время дети сравнили растения и увидели, что они очень отличаются друг от друга в своём развитии. (детям предлагается рассмотреть фотографии) Возможно, Оля и Лена по-разному ухаживали за своими растениями. В чём могло быть это отличие. Приведите два примера.
II. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. 1) Расскажи по схеме «Какой бывает транспорт?». 2) Посмотри, какие знаки по охране природы нарисовали юные натуралисты в своём лесу. Придумай и нарисуй свой знак по охране природы.
III. Фрагмент урока окружающего мира в первом классе по теме «Питание. Почему надо есть много овощей и фруктов? ».
- Попробуем выяснить, что значит быть здоровым? Выберите слова для характеристики здорового человека.
- А чтобы быть сильным, ловким, крепким, подтянутым, какие действия должен совершать человек? (Заниматься спортом, гулять на свежем воздухе, хорошо питаться.)
- Сегодня на уроке мы будем говорить о питании человека. Чтобы ощущать себя здоровыми людьми, надо не просто кушать, а правильно питаться. Вы наглядно сейчас в этом убедитесь.
Анализ ситуации 1. Вспомните одного из любимых сказочных героев - Винни-Пуха, когда он был в гостях у Кролика. Что с ним приключилось и почему? (Он много съел в гостях, не смог выйти через дверь наружу.)
- Какой совет дадите Винни-Пуху? (Не переедать.)
Анализ ситуации 2. А сейчас я начну рассказывать сказку, а вы продолжите. «Жил-был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с ней случилась беда». - Какая случилась беда с принцессой? Какие советы вы дадите, чтобы принцесса поправилась? (Принцесса ела много сладкого, у неё заболели зубы, живот. Пища должна быть разнообразной.)- Итак, подведём итог. Какую информацию мы выяснили пока о правильном питании? (Питание должно быть разнообразным. Не нужно переедать.)- Есть такие продукты, которые люди должны есть каждый день. А что это за продукты вы сейчас узнаете. Внимательно послушайте стихотворение Ю. Тувима «Хозяйка однажды с базара пришла…»
- Кто из вас запомнил, что принесла хозяйка? (Картошку, капусту…) Как это всё назовём? (Овощи.)
- Какие овощи ещё вы знаете? (Лук, чеснок…)- Как отличить овощи от фруктов? (Они растут на грядках.)
- Откройте учебник на странице 38 (2 часть). Самостоятельно соедините название овоща с рисунком.Посмотрите на экран. Проверьте себя, если есть ошибки, исправьте.
- Как назовём картинки, которые остались? (Фрукты.)
- Как отличить фрукты от овощей? (Растут обычно в саду, они обычно сладкие, кроме лимона.)
- Самостоятельно соедините название фрукта с рисунком. Посмотрите на экран. Проверьте себя, если есть ошибки, исправьте.
- Названия овощей подчеркните зелёным карандашом, а названия фруктов – красным.
- Ребята, какие из этих овощей и фруктов выращивают в нашей местности, а какие привозят из далёких краёв? Подумайте, для чего человеку необходимо есть овощи и фрукты каждый день? (Они полезны.) Чем полезны?
- Какие витамины содержатся в овощах и фруктах? Сможете ли распределить эти овощи и фрукты на группы в зависимости от тех витаминов, которые в них содержатся?
Как правило, учащиеся не могут ничего рассказать о витаминах, а также разделить овощи и фрукты на группы.
- С чем встретились? (С затруднением.)
Таким образом, на этапе актуализации знаний мы формируем у детей следующие познавательные УУД: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- Какое задание выполняли? (Повторили, какие бывают фрукты и овощи. Пытались ответить на вопрос: почему надо есть много овощей и фруктов? Какие витамины содержатся в овощах и фруктах?)- Почему возникло затруднение? (Мы не знаем, какие витамины содержатся в овощах и фруктах, для чего эти витамины нужны человеку.)
На этапе выявление места и причины затруднения мы формируем у детей познавательные УУД: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
- Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Узнать, чем полезны овощи и фрукты.).
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Что нужно делать, если чего-то не знаешь, а хочешь узнать? (Можно спросить у того, кто знает; можно подумать самому, а можно найти ответ в учебнике, в энциклопедии, в книгах.)
- Каким путём сегодня на уроке вам будет интереснее пойти: самим найти ответ на вопрос в учебнике, энциклопедии или услышать готовый ответ от учителя?
Учитель подводит детей к решению самим найти ответ на поставленный вопрос, поработать самостоятельно.
- Предлагаю вам поработать в группах. Составим план работы. 1. Узнать, что такое витамины.2. Узнать, какие бывают витамины.3. Распределить овощи и фрукты на группы, в зависимости от витаминов, которые в них находятся. (Составить эталон.)
На этапе построения проекта выхода из затруднения мы формируем у детей познавательные УУД : общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.
Данная группа УУД прослеживается на разных этапах урока (Приложение № 4)
Формирование познавательных УУД средствами учебного предмета «Окружающий мир» (УМК «Школа России»)
1-й класс
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
2-й класс
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
3-4-й класс
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
На протяжении трёх лет мною отслеживается развитие познавательных УУД. Глядя на эту таблицу, можно увидеть процентное соотношение по ряду критериев за три года.
Класс 1
% 2
% 3
% 4
%
Общеучебные УД 18 35 50 Знаково-символические действия – кодирование (замещение). 19 38 54 Знаково-символические познавательные действия 26 41 49 Моделирование, познавательно-логические, знаково-символические 21 39 51 Логические  универсальные действия 24 33 42 Логические  универсальные действия 27 37 45 Прием решения задач: логические действия 21 31 49 Постановка и решение проблемы 29 41 51 Решение проблем творческого и поискового характера 29 41 51 584835562610 Динамика роста познавательных УУД за 3 года обучения по предмету «Окружающий мир» показана на диаграмме



Коммуникативные УУД
Коммуникативные универсальные учебные действия  обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.
Заданий, способствующих формированию коммуникативных УУД на уроках окружающего мира довольно много
1.Составь и напиши памятку для всей семьи «Как нам защититься от болезнетворных бактерий». Пусть твои родственники запишут свои дополнения.
2.Используя различные источники информации, найди вместе с взрослыми растение, которое соответствует твоему Дню рождения. Нарисуй его.
3.Подготовь вместе с соседом по парте сообщение «Необычные погодные явления».
4.Какое время года тебе нравится больше всего? Почему? Выслушай ответы одноклассников.
5. Изучая тему «Звёздное небо» можно предложить задание:
-Под каким зодиакальным созвездием ты родился?
-Узнай, кто из твоих одноклассников тоже родился под этим созвездием.
- Опроси всех одноклассников и запиши их имена в тетради.
6.Из разных источников информации попробуй определить, как называются созвездия. (Большой и Малой медведицы, Ориона). Вечером вместе с родителями попробуй найти эти созвездия на небе.
7.Как ты понимаешь смысл выражения «Нужен ли воздух?». Расскажи об этом своему соседу по парте. Про кого или про что ты можешь так сказать? Ответ напиши.
8.Разделитесь на группы по 5 человек. Составьте вместе кроссворд из 10 слов на тему «Зелёное царство растений» («Вода», «Питание» и т.д.) После составления кроссворда поменяйтесь с другой группой и попробуйте разгадать его.
9.Запиши вопрос об окружающем мире, на который ты хотел бы получить ответ. Обменяйтесь вопросами с одноклассниками. Запиши его вопрос себе, а дома подготовь на него ответ.
10.Запиши своё предположение «Если бы вода не испарялась, то…»
При их использовании обогащается опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми; приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе, осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами.
1. Работа в парах или группах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить сотрудничеству. При такой форме работы -возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; - возрастает сплочённость класса; - ученик более точно оценивает свои возможности; - дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее; -формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
2.В процессе изучения учебных дисциплин формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения заданий, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.
3.Речевые упражнения «Придумай продолжение текста»
4. Творческие пересказы текста от лица разных героев-персонажей.
5.Упражнение «Повторяем с контролем». Данное задание направлено на развитие у детей умений задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнёра по деятельности. Ученики составляют списки контрольных вопросов ко всей изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие отвечают на них, ученики могут попарно отвечать на вопросы друг друга.
Данная группа УУД прослеживается на разных этапах урока (Приложение № 4)
Формирование коммуникативных УУД средствами учебного предмета «Окружающий мир» (УМК «Школа России»)
1-й класс
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
2-й класс
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
3-4-й класс
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
На протяжении трёх лет мною отслеживается развитие коммуникативных УУД. Глядя на эту таблицу, можно увидеть процентное соотношение по ряду критериев за три года.
Класс 1
% 2
% 3
% 4
%
Коммуникативные УД как взаимодействие 12 29 55 Коммуникативные  универсальные действия  16 31 51 Коммуникативные действия 19 28 49 Коммуникативные УД как кооперация 21 39 57 Коммуникативные  универсальные действия  (умение договориться, взаимоконтроль, взаимопомощь) 11 31 52 КУД как условие интериоризации (передача информации другим людям) 17 28 60 Коммуникативно-речевые действия 15 30 59
Динамика роста коммуникативных УУД за 3 года обучения по предмету «Окружающий мир» показана на диаграмме
287655152400
3.Заключение
Таким образом я пришла к выводу, что в УМК «Школа России» способы и приёмы организации учебной деятельности школьников представлены как основное средство формирования УУД.
1. Учащиеся могут самостоятельно анализировать и контролировать свою работу на уроке, составлять план работы, исходя из целей и задач урока.
2. Обучающиеся самостоятельно определяют цели и задачи урока, в случае затруднения я прихожу им на помощь, но только для того, чтобы направить их действия. 
3.Развивается умение работать в парах и группах: - учащиеся учатся учитывать позицию собеседника; - стараются организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и членами группы. 
4. Дети умеют использовать знаково-символические средства.
5. Большинство учащихся умеет выражать свою внутреннюю позицию, отношение к поступкам и действиям.
6. Создана методическая копилка материалов с теоретическим и практическим материалом, которая будет пополняться в ходе дальнейшей работы.
7. Для формирования УУД на уроках максимально используются возможности УМК «Школа России»
Отслеживая результаты мониторинга, я вижу положительную динамику в развитии всех видов УУД. У большинства детей развиты свобода общения, желание творить, не останавливаться на достигнутом. Следовательно, использование образовательных технологий деятельностного типа, современных методов и приемов способствует развитию универсальных учебных действий.
Общая динамика роста УУД за 3 года обучения по предмету «Окружающий мир»
00
4.Литература
А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». М.: Просвещение, 2008г
Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Академия, 2010. – 338 с.
Дидактическая система деятельностного подхода. Разработана авторским коллективом Ассоциации "Школа 2000…" и апробированная на базе Департамента образования г. Москвы в 1998-2006.
Зайцева, И. И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации / И Зайцева // Педагогическая мастерская. Всё для учителя! 2011. - Пилотный выпуск. - С. 4-6
Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) М.: Просвещение, 2010
Программы по учебным предметам 1-4 класс. Сост. Р.Г. Чуракова М.: Академкнига / Учебник, 2012.
Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: Эксперимент, 2000