Конспект по литературному чтению Школа 2100( 2 класс) Куприн Слон

Чтение играет огромную роль в образовании и развитии человека.
Урок чтения для младших школьников – это окно в мир, в область человеческих отношений. Здесь формируются такие понятия как доброта, честность, взаимовыручка, бережное отношение к окружающим, чувство долга и многое другое.
Трудно представить современный урок без использования ИКТ. Компьютерные технологии могут быть включены в любой этап урока.
Компьютер помогает вовлечь младших школьников в литературное творчество.
Дети с интересом принимают участие в поиске информации и подготовке сообщений об авторах, героях произведений.
Использование ИКТ на уроках чтения в начальных классах позволяет реализовать принципы наглядности в обучении, повышает интерес к учёбе и эффективность обучения.






































Тема: А Куприн «Слон».

Цель:
* познакомить учащихся с писателем 19 века А. Куприным и его рассказом «Слон»;
* учить правильному, выразительному, осознанному чтению;
* развивать познавательные способности детей, умение выражать свои чувства к прочитанному, обогащать речь учащихся;
* воспитывать доброту силой художественного слова, бережное, заботливое отношение к окружающему миру.

Оборудование:
Портреты писателей: Н.Некрасова, А.Шишков, А. Погорельского, А.Куприна,
И.Крылова, экран, проектор, компьютер, презентация, мультфильм «Девочка и слон».

Ход урока.

1.Организационный момент.

1.Проверка готовности учащихся:
Итак, друзья, внимание.
Прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее,
Начнем же наш урок.

2.Эмоциональное настроение:
Орешек знаний твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать
Нам расколоть его поможет
На чтении девиз: «Хочу всё знать?»

2.Работа с текстом до чтения.

1.Проверка ранее изученного материала.
-Рассмотрите портреты писателей.( На доске портреты Н.Некрасова, А. Шишков,
А. Погорельского).
-Кого из них вы знаете?
-Что объединяет их?
-Рассмотрите литературные персонажи из разных произведений. Есть ли среди них герои названных вами писателей? (На доске картинки зайцев, черной курицы, ягнёнка, слона).
-Назовите произведение, соедините с автором.
-Какой персонаж остался? (слон)
-Встречался ли он вам раньше?
-А каком произведении?(И.Крылов «Слон и Моська»), добавляем на доску портрет
И.Крылова.

2.Формулирование темы урока.
С этим персонажем мы встретимся снова. Кто автор нового произведения вы расшифруете сами по коду. Слайд 2.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

-Сформулируйте тему урока (А.Куприн «Слон»)
На доску вывешиваем портрет А.Куприна.
-Знакомы ли с творчеством А.Куприна?
-Ребята приготовили нам рассказ о творчестве А.Куприна в виде презентации.
(Просмотр презентации)
Слайд 3.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года, в городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника. Отец умер через год после рождения сына, от холеры. Мать после смерти мужа переехала в Москву, где прошло детство и юность будущего писателя.
Слайд 4.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
С 6 лет он воспитывался в сиротском училище. «Бывало в раннем детстве, вернёшься после долгих летних каникул в пансионат. Всё серо, пахнет свежей краской, товарищи грубы, начальство недоброжелательно. Пока день, ещё крепишься Но когда настает вечер, какая нестерпимая скорбь, какое отчаяние овладевает моей маленькой душой!»
Слайд 5.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
В 1880 году поступил в Московскую военную академию. После окончания продолжил военное образование в Александровском юнкерском училище. Уже тогда он мечтал стать поэтом. В 1890 году окончив военное училище, Куприн в чине подпоручика был зачислен в пехотный полк. Офицерская жизнь дала богатый материал для его будущих произведений.
Слайд 6.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
В 1911 году К. Чуковский, редактируя детский альманах «Жар-птица», попросил А. Куприна написать что-нибудь для детей.
Слайд 7.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

На эту просьбу писатель откликнулся лишь в 1917 году, прислав для детского журнала рассказы и повести о животных «Барбос и Жулька», «Белый пудель», «Завирайка», «Ю-ю».
Слайд 8.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Современники писали о Куприне, как о человеке энергичном, волевом, рисковом. Он жил в постоянном движении: поднялся на воздушном шаре, одним из первых в море спустился на морское дно в водолазном костюме. Он любил жизнь, цирк, животных, особенно лошадей.
Слайд 9.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
В августе 1938 году Александр Иванович Куприн умер в Ленинграде от рака.

-Что вы можете сказать о жизни писателя?

3.Прогнозирование содержания текста.
- Как вы думаете о ком или о чём мы будем читать?
-Рассмотрите иллюстрацию к тексту на стр. 208.
-Подтвердились ваши предположения?
- К какому жанру относится это произведение? Поможет вам в этом памятка, которая у вас на столе.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415(Это рассказ.)

3.Работа с текстом во время чтения.

1часть – чтение вслух по цепочке.
- Давно болеет девочка?
-Чем же больна девочка Надя? ( равнодушием к жизни).
-Слышали вы о такой болезни – равнодушие к жизни?
- Это апатия.
Апатия (толковый словарь Ожегова) – состояние полного безразличия, равнодушия.
-Какое лекарство прописал Наде доктор?

2 часть – чтение в парах.
-Что чувствует мама?
-Что чувствует Надя?
-Можно назвать Надю капризной девочкой?
-Докажите, что Надя не капризничает, не притворяется, с ней действительно что-то не в порядке.
* неподвижные, невесёлые глаза;
* тихая, печальная;
* не спит, дремлет по полчаса;
* лежит целые дни и ночи.

-Используя глаголы из текста, попробуйте доказать стрессовое состояние отца девочки.
*быстро ходит;
*садится на край кровати;
*тихо поглаживает ноги Нади;
*встаёт, отходит к окну;
*плечи трясутся;
*торопливо прикладывает платок к глазам;
*бегает из угла в угол;
*курит, курит, курит.
-Что вы можете сказать о семье девочки?
-Прочитайте по ролям разговор мамы и дочери?

3часть – самостоятельное чтение.
Давайте посмотрим фрагмент мультфильма к этому произведению.

-Найдите и прочитайте отрывок к этому фрагменту.
-Поняли родители просьбу Нади?
-Почему автор так подробно описывает игрушку?
-Запишите описание игрушки в тетради на стр. 66.
-Живой и совсем как живой. В чём вы видите разницу?
-Почему игрушечный слон не устраивает Надю? (Как живой, но нет души)
-Почему Наде приснился сон?
-В какое мгновение просьба дочери кажется папе прихотью? Подтвердите.
-Меняется состояние папы после разговора с Надей? Прочитайте это в тексте.
-Кто в трудную минуту всю ответственность берёт на себя?

4.Работа с текстом после чтения.

1.Словесный портрет мечты
-Нарисуй словами мечту Нади.
-Верите ли вы , что слон может помочь девочке, излечить её?
-Как вы думаете приведёт ли папа Наде живого слона?

2.Видеозарисовка.
Сейчас ребята я вам расскажу про жизнь слонов.
(Показ презентации)
Слайд 10.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



На суше нет никого больше слона. На нашей планете обитают два вида слонов: индийские и африканские. Индийских слонов ещё называют азиатскими.
Слайд 11.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Индийский слон легче африканского. Рост африканского слона 4 метра, индийского 2-3 метра в высоту. Несмотря на это слон не так и неуклюж, как это может показаться. Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко двигаться по горным тропам, превосходно плавать.
Слайд 12.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Кроме больших размеров в слоне поражает хобот. У слона очень короткая шея и он не может дотянуться до земли. Здесь его и выручает хобот. Слон очень ловко срывает им побеги с высоких деревьев и щиплет траву. Хоботом он набирает воду для питья и обливает себя в жаркий день. Но хобот слону нужен не только для еды. С помощью хобота слон чувствует запахи на 3 километра.
Слайд 13.


13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Матери хоботом проверяют лоб заболевшего малыша, как будто хотят измерить его температуру. Хобот ещё и страшное оружие. Но слоны редко используют его в бою. В случае опасности они сворачивают хобот. Ведь его потеря грозит животному годной смертью. На кончике хобота у африканского слона находятся два выроста- пальца, а у индийского один. С его помощью слон может поднять с земли спичку или самую мелкую монету, чем раньше и занимались, развлекая посетителей.
Слайд 14.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Слоны относятся к числу наиболее умных животных. У них развита взаимопомощь. Больных, обессиленных животных слоны стараются поднять, вызвать у них стремление бороться за свою жизнь, помогают покинуть опасный район. Два слона становятся по бокам больного животного, к нему прижимаются и, не давая упасть, уводят.
Слайд 15.


13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
У слонов отличная память. Они узнают своих собратьев даже после длительной разлуки. Нанесённые обиды помнят всю жизнь и могут отомстить спустя десятилетия. Покровителей, завоевавших слоновью любовь и доверие, не забывают никогда.
Слайд 16.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

В ХIХ веке люди стали истреблять слонов в Азии. Сегодня этот вид занесён в Красную книгу, как вымирающий. Охота на африканского слона ограничена, а в некоторых странах запрещена.

5 Итог урока.
-Объясните как вы понимаете крылатые выражения:
*Слона-то не приметить;
*Делать из мухи слона;
*Как слон.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
-Что вы узнали о творчестве А.Куприна?
-Что вам известно о слонах? Чем они привлекают людей?

6 Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке.


Активно работал. Работал, но не активно. Был пассивен.











ПОВЕСТВОВАНИЕ

ПОВЕСТВОВАНИЕ

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ

РАССКАЗ

ВОЛШЕБНЫЕ ГЕРОИ

ВОЛШЕБНЫЕ СОБЫТИЯ

НЕСКОЛЬКО ГЕРОЕВ

ОДНО РЕАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ

НЕСКОЛЬКО СОБЫТИЙ

МНОГО ГЕРОЕВ





Root Entry