Конспект образовательной деятельности в младшей группе на тему: Русская матрешка


Конспект образовательной деятельности в младшей группе
Тема: «Русская матрешка»
Цель: знакомство с народной игрушкой – матрешкой, развитие детского творчества.Задачи:
- Закрепить и расширить знания детей о матрешке.
Обогащать словарь и активизировать в речи детей слова: матрешка, деревянная кукла, русская народная игрушка, красочный, разноцветный.
- В аппликации учить пространственной ориентировке на плоскости листа бумаги, в углу, в середине, рядом.
- Развивать наблюдательность, глазомер.
- Воспитывать уважение к русским народным традициям, художественный вкус, аккуратность при приклеивании форм, терпении при выполнении работы.
Предварительная работа:
- стихи и загадки про матрёшку;
-рассматривание узоров на одежде матрёшек;
-прослушивание русских народных песен;
-дидактическая игра « Найди одинаковых матрёшек.
Материал и оборудование к занятию:
- кукла матрешка;
- готовые формы для аппликации;
- образец платочка для матрешки;
- клей, клеенка, салфетка и др.
Ход занятия
Звучит русская народная музыка -
Дети заходят в зал и поворачиваются к гостям лицом.
Восп.: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости.
Ребята, пожелаем нашим гостям здоровья и скажем им, «ЗДРАВСТВУЙТЕ» и подарим улыбку. Улыбка - это живой подарок , а подарку всегда рады. (Дети улыбаются)
Восп. : Ребята , вы любите ходить в гости?
Восп : Сегодня, я вам предлагаю отправиться в гости, а вот к кому – догадайтесь сами.
Я загадаю загадку, а вы ее отгадаете.
-Я с таинственной игрушкой
Заигралась допоздна.
Разбираю, собираю…
То их восемь, то одна.
Вся она как маков цвет-
Сарафан на ней надет,
Алый, как цветочек ,Пуще всех её храню.
Больше всех её люблю.
Маленькую крошку-
Яркую… матрёшку.
Правильно, ребята, это матрёшка.
Восп : Ребята, а на чём можно отправиться в гости?
Восп: А мы с вами поедем на поезде. Звучит музыка «Паровоз-букашка»
Все за мною становитесь,
Друг за другом повернитесь!
Я - ваш новый паровоз,
Ничего, что нет колёс,
Друг за другом мы пойдём,
За вагончиком вагон.
Дети подходят к выставке матрёшек.
Первая станция «Выставка матрешек» Даша расскажет нам стихотворение.
Восп: На выставке надо вести себя тихо и слушать внимательно. Воспитатель берёт расписную фигурку матрёшки, показывает детям и говорит от лица героини. Я матрёшка, я кругло щёчка! Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях. Я в деревне родилась и на славу удалась. Щёчки пухленькие, сама кругленькая. А на голове платок, словно яркий цветок. Но не одна я к вам пришла, а с сестрицами-подружками своими.
Восп: А где же они, твои подружки-сестрички?
Подойдите, возьмите в руки матрёшек. Ребята, вы знаете, что она и разъёмная, и складная, не разнимается только самая маленькая матрёшка. А большие матрёшки раскрываются на две части, и в ней оказывается ещё одна, и ещё, и ещё, и так до самой маленькой. А из чего она сделана?
Ответы детей: из дерева.
Восп: Значит она какая?
Восп. Правильно. Эта кукла деревянная.
Восп: повтори Элина…деревянная
Восп: Скажем все вместе.
Восп: Матрёшка на окошке в ярком сарафане, и вся семья в матрёшке как в доме деревянном…»
Ребята, во что одета матрешка?
Дети: в сарафан, платок и рубашка.
Восп. Какая одежда у матрешки?
Дети: Одежда у матрёшек яркая, красочная, сарафан разноцветный,
Восп. А какие узоры на одежде у матрешки?
Дети: цветы, или горошинами, или листочками.
Восп. «Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки, всегда расписаны на диво очень ярко и красиво»
Восп: А теперь, присаживайтесь на стульчики и я расскажу вам о том. как появилась русская матрёшка
Презентация о матрёшке
Эта кукла матрёшка, она совсем необычная, потому что сделана из дерева. Матрешку расписывают яркими красками вручную. Когда то давным-давно у детей не было много игрушек. И родители мастерили их сами. Вокруг было много леса и игрушки делали из дерева. И мастера придумали деревянную куклу. Похожа она была на девочку Матрёну и куклу начали называть матрёшка. Один мастер вырежет из дерева. А другой красиво разрисует. В большой кукле пряталось целое семейство кукол. Много матрёшек наделают своим детям и ещё на базар отвезут, а такую красоту сразу раскупали. Изготовление матрешки требует большого труда и терпения. Такую игрушку делают только у нас в России, поэтому она называется русская матрешка.
Восп: Как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?
Дети: Аккуратно, бережно.
Восп: Ребята, давайте с вами отдохнём, вместе танцевать начнём.
Восп: Мы возьмём за уголочек наши яркие платочки.
Физминутка
Восп: Становитесь все за мной, мы отправляемся в путь. (под музыку дети движутся имитируя движение поезда)
Следующая станция: СамоделкиноПредлагаю вам стать настоящими мастерами и самим изготовить подарок для матрёшек.
Продуктивный блок.
Изготовим мы с вами платочек.
(Дети садятся за столы. Показываю готовый образец платка).
Объясняю последовательность выполнения работы: Украшать мы будем платочек геометрическими фигурами. Формы располагаются в углах и в середине квадрата платка. По ходу выполнения детьми работы, напоминаю, что наклеивать надо аккуратно, а излишки клея вытирать салфеткой, а, намазав клеем деталь, положить ее вниз на лист бумаги (платка) и плотно прижать салфеткой. Ребята, спину держим ровно.
Ребята, заканчиваем работу ( за 1 минуту до окончания)
Ребята, возьмите свои платочки, подойдите ко мне пожалуйста. Воспитатель обращает внимание детей на красоту изделий.
Восп. Посмотрите, какие красивые платочки у нас получились. Матрешкам они очень понравятся. Подарите свой платочек той матрешке, которая вам больше нравится.
Восп: ребята, назовите мне русскую народную игрушку, о которой мы сегодня говорили?
Восп: Ребята, а вам нравится матрёшка? Почему?
Восп: Мы сегодня с вами говорили о русской матрёшке, которые являются душой нашей России. Матрёшка-это изделие, которым гордятся россияне и откуда бы не приезжали люди в нашу страну они обязательно увезут на родину в качестве сувенира русскую матрёшку.
Ой, ты барышня – матрешка
Разноцветная одежка,
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир.
Ребята, нам пора отправляться в группу. Вы за мною становитесь, да покрепче все держитесь. Мы отправляемся в путь. Скажем до свидания матрешкам и нашим гостям. (дети под музыку уходят из зала)