Краткосрочный план урока по русскому языку Виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными


Средняя общеобразовательная школа им. Т. Жарокова
Открытый урок по русскому языку
в 9 классе
Грамматическая тема:
Виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными
Лексическая тема:
«Легендарный человек»
Провела: Бахтиярова А.Е
2014г.
Краткосрочный план
Предмет:
Русский язык
9 класс Дата
Тема:
Виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными
«Легендарный человек»
Цель : 1. Формирование умений определять способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному, составлять схемы СПП с различными видами соподчинения и последовательного подчинения.
2. Совершенствовать умение ставить знаки препинания в сложном предложении.
3. Воспитание патриотических чувств, бережного отношения к русскому языку.
Ожидаемые результаты: А)
владение всеми видами речевой деятельности;
проведение различных видов анализа;
осознание эстетической функции родного языка;
в)
овладение приемами выделения необходимой информации;
использование знаньевой рефлексии (ПОПС-формула: позиция, обоснование, пример, следствие), т.е. деятельности по осмыслению способов достижения цели и анализу полученных результатов;
овладение приемами установления связей и отношений в области знания исследования предложения через анализ, синтез, классификацию, обобщение, доказательство, вывод следствия;
формирование навыков планирования, прогнозирования и контроля через организацию своей учебной деятельности в группе;
с)
формирование навыка самооценки по итогам деятельности на уроке;
формирование навыков распределения ролей в группах для достижения цели;
формирование навыков управления поведением партнера;
формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Оборудование : Оборудование: презентация, видеозаписи, аудиозапись, раздаточный материал.
Этапы урока Действия учителя Действия ученика
Орг. момент Психологический настрой; деление на группы Организация учащихся, включение в деловой ритм. Подведение к озвучиванию темы урока
Настраиваются на позитивный урок; делятся на группы
Подготовка к восприятию нового материала.
Вступительная часть Актуализация знаний учащихся. Выявление уровня знаний. Определение типичных недостатков
(звучит аудиозапись «Поехали» - 16 сек.) – 1 мин
- Как вы думаете, почему урок начат с радиосообщения времён СССР?
-С каким событием связано данное сообщение ТАСС (Телеграфное агентство Советского Союза?- исполнилось 80 лет со дня рождения советского лётчика-космонавта, Героя Советского Союза, кавалера высших знаков отличия ряда государств, почётного гражданина многих российских и зарубежных городов, первого человека в мировой истории, совершившего полёт в космическое пространство.
- Главная сила в человеке - это сила духа,- сказал Юрий Алексеевич Гагарин.-1слайд
Просмотр видеоролика «Легендарный человек»(5 мин)
Работа с текстом на слайде.(раздаточный материал) 12 мин
Юрий Гагарин – человек, который совершил первый полёт в космос и имя которого стало легендой.
Маленького Юру волновало небо, когда братья ночевали на сеновале и говорили о звёздах, на которых, быть может, есть жизнь.
Когда началась война, Юрий Гагарин учился в первом классе школы села Клушино, куда скоро ворвались немцы.
-Из каких предложений состоит данный фрагмент текста?
-Какие виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными вам известны? (см. памятку)
Выполнение задания, тренирующего отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки
Оценивание друг друга «Светофор»

Основная часть Сообщение темы и целей урока
-Выполним разбор предложений.
Разбор предложений.(3 человека с каждой группы по очереди)
«Джигсо» 1. Юрий Гагарин – человек, который совершил первый полёт в космос и имя которого стало легендой.
Маленького Юру волновало небо, когда братья ночевали на сеновале и говорили о звёздах, на которых, быть может, есть жизнь.
Когда началась война, Юрий Гагарин учился в первом классе школы села Клушино, куда скоро ворвались немцы.
-2. Имя первого космонавта Земли накрепко связано с оренбургской землей. Каким образом?
«Оренбург дал мне крылья» - это слова первого космонавта Земли Юрия Алексеевича Гагарина, выпускника Оренбургского летного училища. - Именно в Оренбурге Юрий Гагарин принял боевую присягу, освоил летное мастерство, получил сначала курсантские, а потом и офицерские погоны.
Многое в Оренбурге напоминает о первом космонавте страны. Недалеко спуск к Уралу на Набережной - любимое место, где прогуливались летчики-курсанты. Минут через двадцать ходьбы - дом № 35 по улице Чичерина, где в квартире матери Валентины Гагариной некоторое время жила молодая семья. Теперь это музей-квартира. Сохранились вещи, многие из которых передала музею Валентина Ивановна Гагарина. По ее описанию восстановлен интерьер двух маленьких комнат. Здесь в 1957 году молодые справляли свадьбу, отсюда потом уезжали по распределению после училищаОдин из проспектов города назван в честь Гагарина.
Международному аэропорту Оренбург присвоено имя первого космонавта Юрия Гагарина.
3. Гагарину не было еще и тридцати, когда 1961 году он стал новым героем современности — покорителем космического пространства. Имя космонавта присвоили улицам и целым населенным пунктам, кратеру на поверхности Луны и даже астероиду. Редкий минерал, найденный в том же 1961-м, воодушевленные триумфом советской космонавтики горнодобытчики назвали гагаринитом. Появился даже особый сорт гладиолусов — «Улыбка Гагарина». А уж сколько Юриев родилось в тот год! Страна буквально дышала своим героем. И поэты, и композиторы, конечно, не могли остаться в стороне от эпохального события.
Запишем строки некоторых популярных песен и стихотворений о Гагарине.
Запись с объяснением+разбор предложений. + работа по карточке
-7 мин
Знаете, каким он парнем был, как поля родные он любил. (Николай Добронравов и Александра Пахмутова)
Знаете, каким он парнем был, как на лёд он с клюшкой выходил, как он песни пел, весел был и смел, как азартно жить хотел.
Когда на Землю он вернулся, закончив звёздные дела, так белозубо улыбнулся, что даль земная расцвела.(Владимир Костров)
Понимаете, Юрий Гагарин, как мне сладко стоять в тишине,потому что грохочут рассветы.. (Юрий Визбор)
Работа по карточке.
Как прекрасна стала бы жизнь на нашей планете, если бы молодые люди всех континентов Земли увидели, почувствовали свою близость, поняли, что у них есть общие интересы, которые могут создать чудесную почву для мира и дружбы.+ проверка -2 мин
Наблюдение над языковым материалом, фиксация недостатка знаний, озвучивание, уточнение темы урока
Знакомятся с определенной частью материала и востанавливают текст в группе.
Группы оценивают активность друг друга «Смайлики»
Выполнение заданий. Составление  определения  понятия части речи, озвучивание понятия. Углубление понятий:
Оценивают «Светофор»
Решение типового задания.
 Контроль –сличение с образцом.
 Анализ ошибок.
 Коррекция.
Оценивание «две звезды одно пожелание »
Заключительная часть Просмотр видеоролика «Музей-квартира Гагарина»( 3 мин)
Задание после просмотра- 6-8 мин
-Составьте СПП с различными видами подчинительной связи, постройте схему.
1 группа – однородное соподчинение
2 группа – неоднородное (параллельное) соподчинение
3 группа – последовательное подчинение
1 группа – однородное соподчинение
Квартира, в которой жила будущая жена Гагарина , в которой родилась их молодая семья, находится на улице Чичерина.
2 группа – неоднородное (параллельное) соподчинение
Когда Юрий Гагарин пришёл в семью Горячевых, он попал в квартиру, которая состояла из двух комнат.
3 группа – последовательное подчинение
В музей были переданы предметы интерьера того времени, когда здесь жила обычная молодая семья, которая стала всемирно известной впоследствии.
. Работа  в   группах.  Оценивание. Кого  поблагодарим  в  группе?
Д/з.
Суммативное оценивание
рефлексия Итог урока
Приём «Телеграмма» (кротко описать, что усвоено и понято на уроке) 3 мин
Д.з.: упр. .СтрНарисуйте  в  тетради  лестницу  успеха  и отметьте на  ней   свои  достижения.
Закончи предложения:
Я работал с … настроением. Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия.