Статья на тему Использование технологии индивидуальных маршрутов обучения

Использование технологии ИМО (индивидуальных маршрутов обучения) по результатам апробации на уроках информатики

Индивидуальный маршрут обучения – это персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.
Идея, на которой базируется технология ИМО, в педагогической практике не нова. Она заключается в том, что каждому ребенку предлагается возможность самостоятельно определиться с тем уровнем знаний, который он предполагает достичь, и оценкой этих знаний, которую он посчитает для себя достаточной. После этого, в течение определенного указанного времени ученик работает над достижением этого уровня и этой оценки (самостоятельно, получая консультацию у учителя, посещая уроки и постепенно выполняя перечень необходимых заданий и работ). По истечении срока, ученик проходит мини-аттестацию на соответствие выбранной отметке. Таким образом, ИМО – это смесь элементов личностно-ориентированного, дифференцированного, дистанционного и опережающего обучения, призванная показать в каждом ребенке личность и заставить эту личность работать на ту оценку и с такой скоростью, как она хочет. Это персональный путь реализации потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или совместно с педагогом.
Внедрение технологии ИМО требует выполнения нескольких этапов.
Первое, что необходимо сделать – определить сроки выполнения каждого маршрутного листа. ИМО могут составляться на полугодие, на четверть и даже по темам или разделам – в зависимости от того, что выберет учитель. При апробации технологии, автор статьи остановилась на варианте «раздел».
Затем необходимо внимательно просмотреть ограниченный выбранными рамками учебный материал и составить перечень того, что необходимо усвоить на оценку «3», и заданий, которые нужно на эту оценку выполнить. Затем к этому перечню добавляем те навыки, которые необходимо иметь для оценки «4». Добавляем задания на «4». Они могут заменять задания предыдущего блока, а могут и просто дополнять его. Аналогично работаем для составления блока оценки «5». Таблица 1 наглядно иллюстрирует схему составления практической части маршрутного листа по разделу «Основы работы в графическом редакторе Adobe PhotoShop» и применялась при апробации.
Таблица 1.
Перечень выполняемых практических заданий по изучаемой теме (для демонстрации учителю)
Задания на оценку «3»
Задания на оценку «4»
Задания на оценку «5»

№1 – Абстракция (инструменты Кисть, Градиент, Заливка)
№1 – Абстракция (инструменты Кисть, самостоятельно созданный Градиент, Заливка)
№1 – Абстракция (инструменты Кисть, самостоятельно созданный Градиент, обычная или текстурная Заливка)

№2 – Сборная модель «Волшебник» (по образцу)
№2 – Сборная модель «Волшебник» (по образцу)
№2 – Сборная модель «Волшебник» (доработка фона)


№3 – Цветок (инструменты Выделение, Кисть, Градиент; работа со слоями)
№3 – Цветок (инструменты Выделение, Кисть, Градиент; трансформация выделения; работа со слоями)

№3 – «Надписи на стене» (простейшие надписи на готовом фоне, без применения стилей)
№4 – «Надписи на стене» (с применением стилей)
№4 – «Надписи на стене» (с применением стилей; фон нарисован вручную)


№5 – Композиция «Осень» (удачная композиция, трансформация кисти)
№5 – Композиция «Осень» (удачная композиция, трансформация кисти, добавление рамки, надпись)



№6 – «Ветка ели» (изменение кистей, инструменты рисования, трансформация)

№4 – Календарь на 2011 год (сетка без изменений, простое расположение на листе, дизайн по умолчанию)
№6 – Календарь на 2011 год (изменение расположения сетки на листе, дополнительный дизайн, надписи, рамка)
№7 – Календарь на 2011 год (изменение расположения сетки на листе, дополнительный дизайн, надписи, рамка)

1)
2)
3)
4)

1)
2)
3)
4)
5)
6)
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)


В итоге, у нас получается четко ранжированная таблица оценивания достижений ребенка, в рассматриваемом случае – по изучаемому разделу. На самом деле, примерно такую таблицу мы постоянно держим в голове и руководствуемся ею при оценивании учащихся, но в случае ИМО она оказывается на руках у каждого ребенка, и он в любой момент времени может отследить свою успешность и спрогнозировать ее.
После этого фиксируется общий срок оценивания маршрутного листа (дата сдачи работ и выставления итоговой оценки).
Затем проводится установочное занятие, где до каждого ученика нужно донести, как именно будет строиться работа, чем она будет отличаться, а главное – что именно он решает, на достижение какой отметки отныне учится, и именно он управляет своим учебным процессом. По технологии ИМО в корне отсутствует ситуация, когда ученики приходят на урок потребителями и ждут, когда учитель им скажет, что они сегодня будут делать; напротив, они идут на урок с уже сформированным образовательным запросом.
Самое важное для ученика при составлении индивидуального маршрута обучения – верно оценить свои возможности, способности, перспективы, интересы, усилия, которые он предполагает приложить для изучения того или иного материала либо чтобы добиться запланированного результата.
На втором по счету занятии учитель просматривает принесенные детьми маршрутные листы, в которых они определились уже, какая из трех образовательных траекторий их интересует, и делает в личном журнале соответствующие пометки – какие траектории кто выбрал. Маршрутные листы необходимо носить на каждый урок, и после каждого успешно выполненного пункта в этих листах учитель ставит свою роспись. Опыт экспериментальной работы показал, что это очень нравится детям, у них возникает соревновательный элемент: многие сравнивают свои результаты после урока, считают, сколько работ им еще осталось выполнить до заветной оценки. Маршрутный лист с полностью выполненной образовательной траекторией вкладывается в портфолио.
Работа на уроке строится следующим образом. Согласно календарному планированию изучаются необходимые темы. Все они были включены в блок «3» согласно перечню ООУН, поэтому проблемы того, что некий троечник вынужден слушать и вникать в тему из блока «4», которая ему не нужна, потому что он выбрал траекторию «тройки», не возникает. Затем - закрепление знаний и выработка умений и навыков под руководством учителя. После, уже самостоятельно, выполняется задание по данной теме из блока «3». Оно присутствует у всех, но с градацией требований к работам согласно выбранной оценке (эти требования в маршрутных листах указывались во время эксперимента): например, при создании первоуровневого коллажа на оценку «3» достаточно композиционно расположить на одноцветном или градиентном фоне подходящие по смыслу объекты, на «4» - границ выделения объектов не должно быть видно, нужно добавить красивую, самостоятельно сделанную рамку, надпись, если идея располагает к этому. Ну, а на «5» - в придачу ко всему, нельзя использовать готовые шаблоны и следует поработать с цветовой гаммой и стилистикой получаемого изображения, чтобы оно смотрелось единым целым.
Количество практических работ по одной и той же теме для блоков «3», «4» и «5» различается. При этом всё, что необходимо было сделать на «3», ученики успевают на уроке. Так как хорошисты работают быстрее, они успевают и часть уже собственных, дополнительных заданий. Остальная часть приходится на индивидуальное выполнение во внеурочное время. Оно возможно в домашних условиях или в школе, на индивидуальных дополнительных занятиях. Естественная сложность, которая при этом возникает – крайне редко ученики приходят на самостоятельные занятия с желанием выполнить одно и то же задание, и учителю при этом может быть сложно такое занятие провести и скоординировать такую работу.
Вторая сложность, с которой, как показывает практика, можно столкнуться – это низкая скорость выполнения отдельными учениками выбранной траектории в начале изучаемого раздела, и ажиотаж в конце. Поэтому крайне необходимо как можно раньше добиться того, чтобы дети сами убедились, что так, оставляя всё на последний момент, работать неудобно.
Следует учесть, что в процессе продвижения по индивидуальному маршруту ученик может изменять свою траекторию, например, переходить с базового уровня на углублённый или наоборот. В этом случае необходимо обеспечить своевременное оказание консультативной помощи и рефлексивную деятельность.
По итогам апробации технологии ИМО можно сделать вывод, что она способствует усилению мотивации, снижает проблемы с дисциплиной, увеличивает число ударников и качество знаний. И самое главное – дети получают возможность раскрыться. Учитель куда лучше и многограннее узнает детей, и сами дети получат возможность показать себя и добиться поставленных результатов, чему, в числе прочего, и должна учить система школьного образования.