Статья: Использование современных образовательных технологий в процессе обучения детей с нарушениями слуха

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Моисеева Р.И.
ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха», г. Томск

Новое содержание образования в России сохраняет гуманистическое отношение к человеку, ценностный подход к миру, при этом требует широкого применения спектра образовательных технологий (Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин). Переход на новый качественный уровень в образовании не может осуществляться без разработки и внедрения инновационных технологий, только в этом случае можно достичь положительных результатов обучения. Иначе говоря, каждый педагог обязан использовать психолого-педагогическую направленность современных образовательных технологий, которая позволяет учитывать психофизические особенности обучаемых; изменять позицию обучающихся посредством педагогического проектирования самостоятельной учебной деятельности; обеспечивать результаты обучения, при необходимости с последующей их коррекцией.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и законом «Об образовании» учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют равные с другими детьми права на образование.
В образовательном процессе школы-интерната для обучающихся с нарушениями слуха ведущим компонентом является коррекционная составляющая, на которой базируются современные  образовательные технологии. Прежде чем подойти к более точному рассмотрению технологий, важно отметить – дети, поступающие в школу, имеют сенсоневральную тугоухость (СНТ); вторичные нарушения – низкий уровень речевого развития, далее – снижение памяти, проблемы в поведении и др. Жизненные установки детей недостаточно прочны, отмечается низкая мотивацию к процессу обучения, поэтому коррекция нарушенных функций осуществляется в течение всей жизнедеятельности, использование образовательных технологий реализуется в ходе всего учебно-воспитательного процесса.
Как осуществляется реализация коррекционной направленности и внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс?
Основная цель педагогической деятельности – создание особых условий для развития речи, поэтому корректирование нарушенных функций осуществляется через специальные предметы: развитие слухового восприятия (РСВ), формирование произношения (ФП). Коррекционные методы обучения, комплексы упражнений по фоноритмики, технологии дифференцированного обучения речи не являются фактором перегруженности образовательной программы, а создают условия (подготавливают) для безбарьерного внедрения в процесс обучения современных образовательных технологий.
Выбор той или иной образовательной технологии осуществляется в зависимости от возраста и категории: интеллекта, психофизиологических особенностей, склонностей, возможностей, уровня подготовки обучающихся. Рассмотрим более подробно образовательные технологии, используемые в работе с особенными детьми.
Технология здоровьесбережения. Здоровье ребёнка зависит от наследственности, условий жизни, обстановки, обучения и воспитания, во многом определяются средой, в которой он живёт. Кроме основного дефекта – сенсоневральной тугоухости (СНТ) каждый ребёнок имеет отклонения в речевом развитии, нарушения зрения, осанки и др.
Для сохранения, укрепления и поддержания здоровья обучающихся успешно интегрированы в образовательный процесс: методика доктора В.Ф. Базарного – системы универсальных символов (СУС); методика Б. Андерсона – «Стретчинг» – растяжки; нейропсихологические технологии Л.С. Цветковой, А.В. Семенович, направленные на укрепление физического и психического здоровья: гимнастика для тела,  слуха, глаз; танцевально-ритмические  паузы; точечный самомассаж, дыхательная гимнастика; упражнения на визуализацию, релаксацию, для произвольности. Анализ результатов указывает на положительное эмоциональное состояние воспитанников, стойкое непринятие вредных привычек, здоровый образ жизни.
Технология педагогических мастерских. Данная образовательная технология создаёт творческую атмосферу, психологический комфорт, дарит радость сотворчества, содружества, иными словами – это нетрадиционная организация образовательного, учебно-воспитательного процесса, когда ребёнок-ученик с особенностями в развитии проявляет активность, самостоятельность, ответственность, выступает думающей личностью, раскрывает свои способности.
При таком методе обучения взаимоотношения «учитель-ученик» переходят на другой уровень – учитель не наставник, а мастер, помогающий выразить удивление, восторг, радость. Другими словами – это не просто новая технология, это философия образовательного пространства, где каждый ребёнок с особенностями в развитии личностно саморазвивается, рефлексирует, осознаёт себя и своё место в мире, проходит определённые этапы:
индукцию – включение эмоционально-положительного настроя;
самоконструкцию – индивидуальное создание гипотезы;
социоконструкцию – организация работы в парах;
социализацию – выступление в группе, предъявление рисунков, схем, проектов;
рефлексию – закрепление и применение полученных знаний (Я сегодня понял . Мне сегодня на уроке было .).
Технология проектного обучения. Бытует мнение, что проектное обучение для детей с ОВЗ не приемлемо, ведь обучающиеся, кроме нарушений слуха, имеют ряд сопутствующих заболеваний. Практика по использованию проектной деятельности в работе с особенными детьми доказывает обратное: характер взаимодействия «ученик-учитель» принципиально отличается от традиционного обучения; знания, умения и навыки основанные на интересе, способствуют высокой эффективности учебно-воспитательного процесса, активизируют коммуникативное общение, самодисциплину.
Актуальность данной технологии на современном этапе развития общества особенно возрастает, когда результат образовательного процесса выступает в качестве умения применить полученные знания на практике, в различных жизненных ситуациях, для особенных детей это вполне приемлемо. Проекты в школе для детей с нарушениями слуха весьма разнообразны: «Доброта живёт рядом», «Олимпийцы, мы с вами в строю!», «Окружающий мир глазами ребёнка» и т.д. Результаты оформляются в виде фотоотчёта, выставки достижений, презентации, статьи, выступлении на научно-практической конференции.
Таким образом, работа над проектом предоставляет обучающимся с ОВЗ проявить себя индивидуально, определить личные интересы и потребности, попробовать силы, получить практические и теоретические знания, публично показать достигнутый результат.
Технология проблемного обучения. Обращение к проблемному обучению является не новым для педагогики, но становится актуальным для сурдопедагогики. Результаты диагностического обследования показали, что у детей с нарушениями слуха слабо развит компонент понятийного мышления (установление отношений и логических связей между понятиями); познавательный интерес на низком уровне, отсутствие достаточных речевых средств для описания какого-либо явления, поэтому глухие и слабослышащие дети практически не задают вопросы.
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня активизации познавательных интересов, мотивации к учебной деятельности, что  становится возможным при создании проблемных ситуаций на уроке и вне. Цель применения технологии проблемного обучения – научить особенных детей идти путём самостоятельных находок и открытий. Эпизодическое использование жизненных (проблемных) задач не принесёт желаемого результата – это длительная и целенаправленная деятельность. Задания включают в себя всю систему познавательных операций, начиная от действий, связанных с запоминанием и осмыслением, и заканчивая операциями лого-творческого мышления. Наступает момент, когда дети начинают задавать вопросы, только тогда можно говорить о мыслительных операциях, о достаточном уровне развития интуитивно-понятийного мышления.
Технология использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Одним из наиболее перспективных направлений развития инновационной деятельности школы стало использование компьютерных технологий, благодаря которым дети с нарушениями слуха могут пользоваться информацией, недоступной или малодоступной для них при традиционном способе обучения. Информационные технологии дополняют привычные средства формирования у детей с ОВЗ представлений о мире, помогая создавать те особые условия обучения, которые не могут быть созданы с помощью только традиционных методов.
Отправной точкой использования ИКТ в образовательном процессе является методика «Зеркало инновационных преобразований в практике», авторами которой выступают: Т.В. Светенко, И.В. Галковская, Е.Н. Яковлева.
Постановка проблемы: низкая мотивация к обучению, сложность усвоения учебного материала обучающимися.
Причины – ситуация «минус»: нет опыта разработки учебно-методических комплектов (УМК) через ИКТ; низкая заинтересованность обучающихся.
Цель – ситуация «плюс»: создание мотивации к обучению у детей с ОВЗ, условий для самообразования и самореализации, повышение качества учебного процесса, через использование новых информационных технологий.
Задачи: повысить образовательный уровень в области ИКТ; разработать специальные коррекционные УМК; активизировать процесс обучения, обеспечивая дифференцированный подход.
Мероприятия: прохождение курсовой подготовки в области ИКТ; разработка и внедрение УМК в практику; работа во Всероссийском проекте «Школа цифрового века»; распространение и обобщение опыта использования УМК через конкурсы и семинары; вовлечение в проектную деятельность обучающихся.
Продукт: мультимедийные учебно-познавательные пособия.
Критерий эффективности: повышение мотивации к обучению, развитие познавательного интереса и творческих способностей обучающихся; повышение уровня самообразования и самореализации педагогов; овладение ИКТ.
Технология группового обучения. Все дети с ОВЗ нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия, развитии коммуникативных и личностных универсальных учебных действий. При групповом обучении дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать. Такая работа близка к игровой деятельности с характерной для неё актуализацией соревновательных мотивов, инициативным поведением и активным взаимодействием. Совместная работа не превышает 10-15 минут, иначе участники утомляются и эффективность снижается. При организации групповой работы принуждение не приемлемо, если ребёнок не хочет работать в группе, ему предоставляется возможность отойти в сторону (позднее выяснить причину отказа от работы).
Образовательная технология «Ролевые игры». Играть любят все: и дети, и взрослые. Цель: обеспечение психологического комфорта, создание атмосферы эмоционального тепла, защищённости, моделирование отношений. Игра не требует репетиции, не теряет своей новизны, всегда вызывает постоянный интерес участников.
Преимущества: ролевые игры включают большое количество участников. При этом каждый учится проявлять решительность, смекалку и реакцию. Во время игры прочно усваиваются новые знания, формируются навыки действия.
Результат: хорошее настроение способствует яркому запечатлению и длительному сохранению в памяти учебного материала, стимулирует познавательный интерес к изучаемому предмету, способствует развитию воображения.
Технология «Портфолио». Портфолио как инновационный продукт носит системный характер, является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений, позволяет учитывать возрастные особенности развития учебных действий и предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Преимущества рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся: система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося, стремление к объективному контролю, на формирование потребности в адекватной самооценке и др.
Таким образом, педагогические современные технологии применяются на основе системного подхода в образовании, в рамках которого учитывается: возраст, развитие, психологические особенности, кругозор, знания, степень активности каждого ребёнка. Использование современных образовательных технологий способствует формированию прочных навыков слухозрительного восприятия речи, выработке достаточно внятного, членораздельного произношения, интонирования, эмоционально окрашенной речи, более полной коммуникации и социальной адаптации обучающихся в социуме.

Литература

Давыдов В.В. 170. О понятии развивающего обучения. Сборник статей. Томск: Пеленг, 1995.
Захарченко М.В. Рефлексия в педагогике //Педагогические мастерские: теория и практика / Сост. Н.И. Белова. И.А. Мухина СПб.: изд.при поддержке Программы PHARE и TACIS «За демократию», 1998, -С.47-60.
Кларин M.B. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995, -176с.
Светенко Т.В., Галковская И.В., Яковлева Е.Н. Стратегический план развития в условиях изменений. Рабочая тетрадь. – М.: НФПК, ООО «Миралл», 2005. – 80 с. – С 42-43.
Семенович А.В., Цветкова Л.С. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2000, 2002.
Степанова Г.В. Педагогические мастерские // Начальная школа.-1998.-№5.-с.-34-39.
Харчевникова Е.Л. Овладение учителем школьными технологиями // начальная школа.- 2003.-№2.-с.33-38.
Хижнякова О.Н. Технология педагогических мастерских в практике начальной школы //Начальная школа.- 2007.-№12.- с.46.








































































15