Статья на тему Проблемный метод обучения на уроке немецкого языка в условиях реализации системно-деятельностного подхода


Успех… то, что мотивирует нас двигаться дальше, познавать больше, развивать себя и делать это с большой радостью. В современной школе высшей ценностью стала личность учащихся
Главное – создать на уроке ситуацию успеха.
Роль учителя на уроках иностранного языка в рамках системно-деятельностного подхода очень велика:
учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся,  найти причины неудач,  использовать проблемные формы обучения, отслеживать реальный рост знаний каждого ученика, принимать его мнение, обучая корректным формам выражения его мысли, способствовать созданию атмосферы сотрудничества и хорошего психологического климата.
Метод проблемного обучения – один из видов развивающего обучения. Его содержание представлено на уроках системой проблемных задач и заданий различного уровня сложности. В процессе их решения учащиеся овладевают новыми знаниями и, что крайне важно с позиций системно-деятельностного обучения, способами действия. В результате этого формируются продуктивное мышление учащихся, их воображение и творческие способности. По содержанию решаемых проблем различают три вида проблемного обучения:
решение научных проблем, то есть поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства (правила немецкой грамматики)
решение практических проблем, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации
создание художественных решений на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование.
Использование методов и приемов системно-деятельностного подхода на уроках формирует у учащихся положительную мотивацию к изучению немецкого языка, умение ставить перед собой задачи, анализировать их и искать пути решения, используя различные способы. При проведении уроков немецкого языка с использованием данных методов наблюдается более устойчивое, эффективное усвоение материала.
Целевыми ориентациями проблемного метода обучения являются приобретение учащимися новых знаний; повышение прочности знаний; формирование прочности знаний; формирование познавательных и творческих способностей. На своих уроках часто использую следующие проблемные ситуации: ситуация неожиданности, ситуация-конфликт, ситуация-предположение, ситуация-опровержение, ситуация-несоответствие, ситуация неопределенности; эвристическая беседа, проблемные задания, игровые проблемные задания.Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения: - Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний. - Должны быть доступными для учащихся и соответствовать их познавательным способностям. - Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность. - Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения «неизвестного»
Достоинства проблемного обучения: 1.Высокая самостоятельность учащихся; 2.Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося; 3.Развитие мыслительных способностей учащихся. Недостатки: 1. В меньшей степени, чем другие подходы в обучении, применима при формировании практических умений и навыков; 2. Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний, чем другие подходы»
Проблемное обучение заключается в том, чтобы предлагать обучаемым для решение посильные задачи, которые вели бы их к их собственным «открытиям». Следовательно, для того, чтобы суметь высказать свою точку зрения, ученик должен иметь достаточную языковую и речевую подготовку, которая при обучении иностранным языкам осуществляется на этапе совершенствования речевых навыков устной речи (мини-монологи, подготовительные упражнения для последующего развития умений диалогической и монологической речи. Прежде всего, необходимо определить, какие требования мы должны предъявлять к устной речи. Это, прежде всего, следующие факторы: - непрерывность, т.е. отсутствие ненужных пауз. Пауза может быть обусловлена только логикой речи, способствовать её выразительности. - логика, последовательность изложения, соблюдение определённой схемы построения высказывания; - чёткость, ясность оформления своих мыслей, доступность изложения; - хороший запас продуктивной лексики говорящего; - правильность речи (знание грамматических норм языка, умение их применять в устной речи, расстановка ударений
Чтобы устная речь соответствовала перечисленным требованиям, нужно: 1) обеспечить тренировку в употреблении лексики по теме; 2) обеспечить тренировку в употреблении речевых клише; 3) научить выстраивать своё высказывание по определённой схеме. Говоря об устной речи, нужно иметь в виду особенности монологического и диалогического высказывания.
МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ. Можно выделить следующие типы устного монологического высказывания: - рассуждение; - пересказ; - сообщение, объяснение. Соответственно типу высказывания должна строиться речь. При таких видах устного высказывания, как рассуждение, сообщение, объяснение, нужно придерживаться следующей последовательности: - исходный тезис; - обоснование; - примеры; - заключение (выводы) Если высказывание ученика будет построено именно таким образом, а не будет представлять собой некий набор разрозненных фактов, то мы можем считать свою задачу (как преподавателя) выполненной. Очень важно научить ребёнка не зазубривать тексты, а устанавливать следственно-причинные связи описываемых событий. Пересказ: как вид монологического высказывания непосредственно связан с таким видом речевой деятельности, как чтение. Для того, чтобы придать речи необходимую оформленность и завершённость, необходимо также использовать в речи разного рода речевые клише, которые различаются в зависимости от назначения (образцы приводятся в приложении)
ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ. Целенаправленное обучение диалогической речи совершенно необходимо, если мы хотим научить своих учеников приёмам ведения дискуссии. Ученик, не владеющий такими приёмами, не примет участия в дискуссии, даже если его переполняют эмоции и желание высказаться. Единица диалогической речи – реплика (а не предложение, как в монологе). Особенности диалога: - информационное неравновесие, - наличие разных мнений, разных точек зрения, - персонализация высказываний. Диалогическая речь может быть для ребёнка более сложной, поскольку здесь он имеет дело с так называемой неподготовленной речью: ведь если монолог он может подготовить заранее и привести её в соответствие со всеми требованиями, то в процессе диалогической речи ему придётся отвечать на вопросы, которые он не готовил заранее. Участию в диалоге детей также необходимо научить, научить их отстаивать свою точку зрения, находить для этого необходимые доводы, аргументы и факты. Очень хорошо, если учитель проводит некоторые из своих уроков в виде сюжетно-ролевой игры (в младших классах) или в виде дискуссии, (в старших классах); использует на уроках такой приём, как интервью.
Главный итог работы по данной технологии
значительное продвижение учащихся в развитии мыслительных операций, речи, творческих способностей, навыков, самоконтроля
умение учащихся выявлять существенные признаки, устанавливать закономерности, выражать их в речи, анализировать, сравнивать обобщать, классифицировать, придумывать задачи и примеры, аналогичные предложенным.
Проблемная ситуация мотивирует исследовательскую деятельность учащихся