Занятие по снижению уровня тревожности учащихся путем арт-терапии Мандала — цветок души


Конспект «Урока развития» «Снижение уровня тревожности учащихся с помощью арт-терапии
Мандала – цветок души»
Подготовила
практический психолог
Болдырева Т.Ю.
Снежное
Тема: Снижение уровня тревожности учащихся путем арт-терапии
Цель:
- научить методам и способам творческого самовыражения, снятия эмоционального напряжения;
- развитие креативности;
- воспитание доброжелательности, коллективизма.
Задачи:
- снятие тревожности,
- развитие гибкости, оригинальности мышления, воображения,
- выражение внутренних конфликтов, познание своего «Я».
Необходимые материалы: рисунок мандалы, цветные карандаши, клей, цветные карточки, 2 ватмана, релаксационная музыка, видео «Путешествие к сердцу мандалы», цветные ладошки.
Участники: учащиеся 4-Б класса.
Ход занятия
Приветствие.
Здравствуйте ребята! Я рада вас всех видеть. Сегодня мы продолжаем наши «Уроки развития».
Ритуал приветствия.
Цель: развитие групповой сплоченности, доброжелательности.
Наше занятие мы начнем, как обычно с «Ритуала приветствия». Давайте прочитаем и запомним «Правила участников», вы их можете увидеть как на доске, так и на своих столах.
Видите у меня в руках клубок, я предлагаю вам передавать его друг другу, при этом называя свой любимый урок. Готовы! Давайте начнем.
Вводный ритуал «Цвет вашего настроения»
  Цель: диагностика настроения участников в школе.
Ребята давайте представим, что наше настроение цветное. Мы дадим настроению имя, какого он цвета. Возьмите на парте разноцветные карточки, разложите их перед собой. Поднимайте подходящий цвет настроения вверх:
красный –  восторженное, бодрое, активное настроение – хочется прыгать, бегать, играть в подвижные  игры;
желтый – светлое, веселое настроение – хочется радоваться всему;
зеленый – спокойное, ровное, общительное настроение – хочется дружить с другими детьми, разговаривать и  играть    с ними;
синий – слегка тревожное , тоскливое настроение –  хочется спокойно поиграть, посмотреть в окно;
коричневый –  сердитое настроение – я злюсь, я обижен.
Какое у вас настроение когда утром идете в школу? (дети поднимают карточку цвета своего настроения)
Какое у вас настроение когда вы видите здание школы? (дети поднимают карточку цвета своего настроения)
Какое у вас настроение когда вы видите своего классного руководителя Тамару Владимировну? (дети поднимают карточку цвета своего настроения)
Какое у вас настроение когда вы завтракаете в столовой? (дети поднимают карточку цвета своего настроения)
Какое у вас настроение на уроках? (дети поднимают карточку цвета своего настроения)
Какое у вас настроение когда вы играете или отдыхаете на переменах? (дети поднимают карточку цвета своего настроения)
Какое у вас настроение когда вы идете домой? (дети поднимают карточку цвета своего настроения)
Какое у вас настроение в данный момент? (дети поднимают карточку цвета своего настроения)
Основная часть. Мандала – элементы арт-терапии.
Цель: развитие воображения, снятие тревожности, познание своего «Я».
Теоретическая часть.
А сейчас ребята я предлагаю вам сесть поудобней и посмотреть небольшой видеоролик о мандале «Путешествие к сердцу мандалы». А что такое «мандала», о ее значение я вам буду рассказывать во время просмотра видео.
Рассказ:
«Мандала» - загадочный и древний символ, многие тысячелетия она привлекает внимание людей. На санскрите слово "мандала" означает "священный круг" или "центр". Рисунок её симметричен и обычно представляет собой круг с четко выраженным центром". Внутри круга более или менее ясно обозначены основные направления-ориентиры, число которых варьирует. Мандалы чаще всего включают формы круга, треугольника, квадрата, лепестков лотоса, по восточным верованиям обладающие целительными свойствами.
Люди создают мандалы уже на протяжении 20 тысячелетий. Наиболее распространенными мандалами являются тибетские мандалы. Мандалы могут быть как произведениями искусства, так и формами, созданными самой природой. Ацтекский календарный камень является мандалой; Земля, какой она видится из космоса - тоже. Компас - мандала; как можно считать мандалой и снежинку, человеческий глаз или узор, образуемый железными опилками, которые притянулись к магниту.
На протяжении многих веков буддийские монахи в Тибете создавали мандалы- произведения искусства, тканые узоры и орнаменты из цветного песка. То же самое делали в Новом Свете шаманы индейцев навахо. Тибетцы используют мандалы в качестве вспомогательных средств для медитации: с их помощью они концентрируют свой разум и мысленно проходят, шаг за шагом, через множество измерений пространства, времени и сознания.
Каждая из частей имеет свою окраску: синюю, красную, белую, жёлтую, зелёную.
Мандалы могут быть как двумерными, изображенными на плоскости, так и объёмными, рельефными. Их вышивают на ткани, рисуют на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева. Мандалы часто изображают на полах, стенах и потолках храмов.
Мандала – это цветной рисунок в круге, который создается не по традициям и правилам живописи, а рождается в процессе самовыражения и самопознания. Рисуя мандалу, человек оказывается внутри своего воображения, в мире мифологических образов. Мандала позволяет восстановить мир и гармонию в душе. Вы сможете решить любые внутренние проблемы, а также открыть в себе новые таланты и способности.
Каждый из нас может вспомнить, как мы сами незаметно для себя любим находиться в некой “социальной мандале” – в кругу семьи и кругу друзей. Только вспомните свое удивительно-приятное состояние, которое появляется внутри, когда мы оказываемся за круглым столом рядом с дорогими нашему сердцу людьми. Вроде бы ничего особенного не происходит, просто общение, а внутри хорошо. Вот вам и целебный эффект!
И поэтому мандала, изображаемая человеком на бумаге, имеет не меньший целебный эффект. Потому что Мандала – это отражение нашего внутреннего пространства, некий отпечаток, снимок души на сегодняшний момент времени.
В племенах индейцев делать мандалы умели даже дети. Считалось  мандала созданная ребёнком несёт счастье в дом и оберегает. (Короткая беседа о мандале)
Практическая часть
Предлагаю  вам создать « Мандалу класса». Для этого необходимо совершить увлекательное путешествие-приключение в глубь себя. Под звуки музыки, возьмите в руки карандаш которым вам хочется рисовать сейчас, устройтесь поудобней. Выберете для себя мандалу, ту, которая вам нравиться именно сейчас, ту, которая «смотрит» на вас, которую вам хочется сейчас потрогать, ощутить и наполнить светом и цветом. Перед раскрашиванием мандалы, если у вас есть какая-то проблема, можно озвучить её и попросить будущую мандалу стать её решением. Цвета и формы мандалы «придут» согласно Вашему настрою.
- Во время работы не разговаривайте друг с другом. Лишь в исключительных случаях можно шепотом что-то спросить и ответить.  - Дайте возможность руке самой двигаться по кругу, самой брать понравившееся ей цвета. - Не стремитесь искусственно создать шедевр. Важно сделать искренний рисунок, отражающий, ваше внутреннее состояние.
Раскрашивание мандал участниками
Сфокусируйте внимание на нарисованной вами форме и подумайте, какое следующее действие она вам подсказывает. Важно получить от этой работы удовольствие. «Раскрашивание» — это танец вокруг центра, исполняемый карандашами, которые оставляют свои цветные следы.
   Рефлексия. Описание мандалы.
Теперь переходим к следующему этапу – это художественное описание мандалы. Дети рассказывают о том, что они изобразили и затем приклеивают к Мандале класса.
Позитивная минутка.
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Улыбка - это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость. Я предлагаю вам посмотреть небольшую презентацию и улыбнуться друг другу и мне. ( Презентация «Улыбнись»)
Аппликация «Волшебное дерево пожеланий»
Цель: развитие креативности, групповой сплоченности, гибкости и оригинальности мышления.
Ребята, скажите, какой близится праздник? Правильно, Новый год! А принято делать на Новый год? Правильно, поздравлять, дарить подарки, желать всего самого наилучшего. Вот и мы напишем пожелания на ладошках, которые делали на прошлом занятии и приклеим свои ладошки-пожелания на ватман. Итак:
большой палец – пожелание папе;
указательный – маме;
средний - друзьям;
безымянный – себе;
мизинец – всем, всем, всем. ( музыка «Песня Снегурочки»)
Ребята, посмотрите, на какое дерево похоже? Вот так мы с вами сейчас вырастили дерево добра, нежности и радости.
Но это еще не все! Посмотрите, у меня в руках «Волшебная коробка хорошего настроения». Я предлагаю вам подойти ко мне по одному и взять из коробки частичку хорошего настроения с пожеланием.
Ритуал прощания.
Становимся вкруг и дружно скажем «До свидания», «До новых встреч».