Основные проблемы развития духовно-нравственной культуры в младшем подростковом возрасте и пути их решения


Основные проблемы развития духовно-нравственной культуры в младшем подростковом возрасте и пути их решения.

"Говорить, что нравственные идеалы врожденны или представляются результатом инстинкта, — это все равно что утверждать, будто человек способен читать, не зная еще букв алфавита".
Гольбах П.
Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.
Всеобщая стандартизация мысли, размытость границ между добром и злом, отсутствие помощи в поиске своего пути, обуславливает духовный кризис общества. За духовным кризисом общества стоит духовный кризис отдельной личности, связанный с утратой смысла жизни и особенно остро переживаемый подрастающим поколением.
Подростковый период — это стадия развития личности, возраст учащихся основной школы. Подростковый период особенно связан с формированием духовного мира, формированием сферы самосознания, обретением мировоззренческой позиции. Это период накопления жизненного опыта, идеалов, ценностей. При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к неблагоприятным реакциям. В настоящее время происходит достаточно много страшных преступлений, связанных с жестоким поведением, агрессивностью и убийствами, совершенных детьми подросткового возраста. Существует большое количество примеров, когда подростки устраивали травлю своего одноклассника или знакомого во дворе, не давали прохода, избивали, отбирали личные деньги, сотовые телефоны и в то же время, ни учителя в школе, ни родители ничего не предпринимали в этой ситуации, полагая, что это всего лишь «детские шалости». Если не так давно для большинства подростков было нормой раскаяние за содеянное и понимание, что они причинили своим жертвам боль физическую и моральную, то сейчас все наоборот - наблюдается тенденция к тому, что подростки не осознают свои злодеяния, не понимают и не чувствуют вину за собой. Все совсем наоборот: подросток считает, что это – «круто», если он покажет кому-то свое превосходство и наплевательское отношение к моральным и этическим нормам словами или поступками, и выложит это специально снятое видео в интернет, чтобы другие «оценили», насколько он «крут». Отсутствие духовности, веры в институт семьи, общество – все это в результате приводит к тому, что современные подростки не способны разобраться ни в себе, ни в окружающих их людях. Все это приводит подростка к эмоциональной некомпетентности, неспособности понять себя и окружающих, разобраться в своих эмоциях и эмоциях других людей. Поэтому особенно опасным представляется то, что гражданское общество сняло с себя функции защиты духовного и культурного пространства молодежи и детства, а общественные институты, которые этим должны заниматься, не сформированы.
Средства массовой информации обладают огромным потенциалом, но зачастую лишь ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека. Современное искусство все чаще провозглашает принципы, согласно которым оно не должно иметь воспитательных задач и ограничений этическими ориентирами. Роль семьи в значительной степени ослаблена, так как, по мнению В. И. Слободчикова: «...есть серьезные основания полагать, что мы вступили в историческую для нашего общества полосу кризиса детства, связанного с разрывом между жизнью взрослых и жизнью детей, с потерей смысловой связи, преемственности и посредников между поколениями».
Но, как бы то ни было, ответственность за воспитание моральных качеств детей в современном обществе ложится на плечи семьи и школы. Где и должны закладываться основы морали, нравственности, патриотизма. Как говорил Альберт Эйнштейн: «Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста». Поэтому так важно введение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», дабы помочь маленькому гражданину определиться в жизни, отличать добро от зла, найти смысл в своей жизни. Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у детей мотивации к осознанному нравственному поведению, с учётом культурных особенностей и потребностей семьи учащегося и самого ребёнка, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Косолапова И. М.
МБОУ «СШ № 8»