Рабочая программа по биологии 11 класс Захаров Сонин


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Осинцевская средняя школа
Чановского района, Новосибирской области
«Рассмотрено»
На заседании МО учителей _________________________
_________________________
Протокол № ___ от
«____»__________ 2016 г.
Руководитель МО
____________ Аникин И. С. «Согласовано»
Заместитель
директора по УВР
___________ Аникин И. С.
«____»__________ 2016 г.
«Утверждаю»
Директор школы
_________ Киселёв А. В.
Приказ № _____ от
«____»__________ 2016 г.
Рабочая программа
предмета «БИОЛОГИЯ»
для среднего общего образования
Составитель:
Калинина Алина Сергеевна
учитель химии и биологии
2016 – 2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе:
Федерального закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266 – 1 «Об образовании»;
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74);
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 №164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, с изм., внесёнными приказами Минобрнауки России от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39, от 31.01.2012 №69);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г №189 г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Приказа Министерства образования. Науки и инновационной политики Новосибирской области «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных учреждений Новосибирской области, реализующих программы общего образования на 2016 – 2017 учебный год от 02.07.2016 г №1868;
Учебного плана МБОУ Осинцевская СШ.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ НА ПРОФИЛЬНОМ УРОВНЕ
освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественно-научной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ:
формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и  потребностями региона.
Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования.
Изучение курса «Биология» в 11 классе на профильном уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.
В курсе биологии для 10-11 классов программа осуществляет интегрирование общебиологических знаний, в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня организации живой материи. При этом в программе еще раз, но в другом виде (в новой ситуации) включаются основополагающие материалы о закономерностях живой природы, рассмотренные в предшествующих классах, как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для их углубления и обобщения в соответствии с требованиями образовательного минимума к изучению биологии в полной средней школе на профильном уровне.
В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.
    Федеральный базисный учебный план для ОУ Российской Федерации отводит в 11 классе на изучение биологии на профильном уровне 105 часов, из расчета 3 часов в неделю. Рабочая программа рассчитана на 102 часа, уменьшена на 3 часа за счет резервного времени на основании устава школы и графика учебного процесса на 2016 - 2017 учебный год. При выполнении рабочей учебной программы по биологии в 11 классе проводится 8 лабораторных работ и 16 практических работ, некоторые являются составными частями комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению учителя; проводится 3 контрольные работы и 9 зачётов (тестирование), которые являются составными частями уроков систематизации и обобщения изученного материала или самостоятельными уроками.
  Реализация рабочей учебной программы по биологии осуществляется с использованием перечисленных типов, форм уроков, технологий образовательной деятельности и способами контроля усвоения знаний, умений и навыков обучающихся.
Ведущие формы и методы, технологии обучения
Типы уроков:
комбинированный урок – КУ
урок усвоения нового материала - УУНМ
Урок закрепления изучаемого материала – УЗИМ
Урок повторения изученного материала – УПИМ
Урок систематизации и обобщения материала – УСОМ
Урок проверки и оценки знаний учащихся - УПОУ
Виды уроков:
традиционные,
самостоятельная работа
уроки-практикумы
экскурсии
наблюдения
защита докладов, конспектов, планов
семинары
интерактивные уроки.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические
Технологии обучения: традиционная, ИКТ-технология, технология проблемного обучения, технология критического мышления, игровые технологии.
Формы (способы, средства проверкии оценки результатов обучения: устный опрос, тестирование, практической работы, лабораторной работы, самостоятельных работ обучающихся.
Учебно-методический комплект выбран под редакцией Сивоглазова В.И., Агафоновой И.Б., так как содержание учебника и методических материалов соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по биологии, примерной образовательной программе основного общего образования по биологии, рекомендован Министерством образования и науки РФ, учебник включен в Федеральный перечень учебников на 2016 – 2017 учебный год.
Учебник адресован учащимся 11 классов общеобразовательных учреждений и завершает линию Н.И.Сонина. Современное оформление учебника, разнообразные вопросы и задания, возможность параллельной работы с другими пособиями, входящими в УМК, и с электронным учебным изданием способствует эффективному усвоению учебного материала.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Часть лабораторных и практических работ являются составной частью комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению учителя. Лабораторные и практические работы проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с правилами техники безопасности.
№ Тема урока (раздела) Количество часов Из них
Теория Практика
1 Раздел 7. Эволюционное учение 37 1.1 Тема 7.1. Развитие представлений об эволюции живой природы 5 1.2 Тема 7.2. Дарвинизм 6 1.3 Тема 7.3. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция 14 1.4 Тема 7.4. Основные закономерности эволюции. Макроэволюция 12 2 Раздел 8. Развитие органического мира 17 2.1 Тема 8.1. Основные черты эволюции животного и растительного мира 8 2.2 Тема 8.2. Происхождение человека 9 3 Раздел 9. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии 34 3.1 Тема 9.1. Понятия о биосфере 8 3.2 Тема 9.2. Жизнь в сообществах 4 3.3 Тема 9.3. Взаимоотношения организма и среды 16 3.4 Тема 9.4. Взаимоотношения между организмами 6 4 Раздел № 10. Биосфера и человек. Ноосфера 14 4.1 Тема 10.1. Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы 11 4.2 Тема 10.2. Бионика 3 Итого: 102 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ВИД
Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства.
Развитие эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.-Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида. Учение Ч.Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Движущие силы эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Синтетическая теория эволюции. Популяция – элементарная единица эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди-Вайнберга. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.
Микро- и макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Пути и направления эволюции (А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса.
Отличительные признаки живого. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Гипотезы происхождения человека. Этапы эволюции человека. Происхождение человеческих рас. Критика расизма и социального дарвинизма.
Демонстрации
Формы сохранности ископаемых растений и животных
Аналогичные и гомологичные органы
Рудименты и атавизмы
Доказательства эволюции органического мира
Критерии вида
Популяция – структурная единица вида, единица эволюции
Движущие силы эволюции
Движущий и стабилизирующий отбор
Возникновение и многообразие приспособлений у организмов
Образование новых видов в природе. Географическое и экологическое видообразование
Редкие и исчезающие виды
Формы эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм
Пути эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация
Основные ароморфозы в эволюции растений и животных
Эволюция растительного мира
Эволюция животного мира
Движущие силы антропогенеза
Происхождение человека
Происхождение человеческих рас
Лабораторные и практические работы
Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию
Выявление изменчивости у особей одного вида
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания
Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию
Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора
Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора
Сравнение процессов экологического и географического видообразования
Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции
Сравнительная характеристика путей эволюции и направлений эволюции
Выявление ароморфозов у растений
Выявление идиоадаптаций у растений
Выявление ароморфозов у животных
Выявление идиоадаптаций у животных
Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле
Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека
Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас

ЭКОСИСТЕМЫ
Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм.
Понятия «биогеоценоз» и «экосистема». Видовая и пространственная структура экосистемы. Компоненты экосистемы.
Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Агроэкосистемы.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот. Биогенная миграция атомов. Эволюция биосферы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.
Демонстрации
Экологические факторы и их влияние на организмы
Биологические ритмы
Фотопериодизм
Экосистема
Ярусность растительного сообщества
Пищевые цепи и сети
Трофические уровни экосистемы
Правила экологической пирамиды
Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме
Сукцессия
Агроэкосистема
Биосфера
Круговороты углерода, азота, фосфора, кислорода
Биоразнообразие
Глобальные экологические проблемы
Последствия деятельности человека в окружающей среде
Биосфера и человек
Заповедники и заказники России
Лабораторные и практические работы
Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов
Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем (на отдельных примерах)
выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности
Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)
Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем
Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений)
Описание агроэкосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений)
Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)
Решение экологических задач
Составление схем круговоротов углерода, кислорода, азота
Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере
Примерные темы экскурсий
Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы)
Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Входящая контрольная работа
Промежуточная контрольная работа
Итоговая контрольная работа
Зачёты (тестирование) 9
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВЫПУСКНИКОВ)
В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен
Знать и понимать:
основные положения биологических теорий (синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); законов (зародышевого сходства; биогенетический); правил (экологической пирамиды); гипотез (сущности и происхождения жизни, происхождения человека); закономерностей (изменчивости;); учений (о путях и направлениях эволюции; В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере); особенности биологических процессов и явлений: действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы; особенности строения биологических объектов: вида и экосистем (структура); причины эволюции, изменяемости видов, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем.
Уметь (владеть способами деятельности):
приводить примеры: популяций у разных видов; наследственных и ненаследственных изменений, мутаций, естественных и искусственных экосистем; влияния биологии на формирование научного мировоззрения, на воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности; вклада биологических теорий в формирование современной научной картины мира; значения современных достижений в области биотехнологии, приводить доказательства: единства живой и неживой природы, родства живых организмов, используя биологические теории законы и правила; эволюции, используя данные палеонтологии, сравнительной анатомии, эмбриологии, биогеографии, молекулярной биологии; эволюции человека; единства человеческих рас; эволюции биосферы; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; родства человека с млекопитающими животными; влияния мутагенов на организм человека; необходимости сохранения многообразия видов; влияния экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; оценивать: последствия влияния мутагенов на организм; этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека и др.); последствия собственной деятельности в окружающей среде; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; значение биологических открытий; глобальные антропогенные изменения в биосфере; аргументировать свою точку зрения при обсуждении биологических проблем: эволюции живой природы; реального существования видов в природе; сущности и происхождения жизни; происхождения человека; глобальных экологических проблем и путей их решения; происхождения человеческих рас; выявлять: влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; приспособления у организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; мутагены в окружающей среде (косвенно); сходство и различия между экосистемами и агроэкосистемами; устанавливать взаимосвязи: строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции; правильно использовать генетическую терминологию и символику; решать задачи разной сложности по биологии; составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети); исследовать биологические системы на биологических моделях (клетка, аквариум и др.); изучать и описывать экосистемы и агроэкосистемы своей местности; самостоятельно находить в разных источниках (в том числе сети Интернет, средствах массовой информации), анализировать, оценивать и использовать биологическую информацию; грамотно оформлять результаты биологических исследований.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
грамотного оформления результатов биологических исследований; обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Быть компетентным в области рационального природопользования, защиты окружающей среды и сохранения собственного здоровья.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
ОЦЕНКА УСТНОГО ОТВЕТА УЧАЩИХСЯ
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

ОЦЕНКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ПИСЬМЕННЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2. допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
 ОЦЕНКА ТЕСТИРОВАНИЯ
Баллы от 50 – 62 % – оценка «3»,
Баллы 63 – 75% – оценка «4»,
Баллы свыше 75 % – «5»
Календарно – тематическое планирование
№ Тематическое планирование Содержание раздела Характеристика основных видов деятельности Дата Вид контроля Примечание
План Факт Раздел 7. Эволюционное учение (38часов).
1 Введение. Учение об эволюции. Развитие биологии в додарвиновский Период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных; принципы линнеевской систематики. Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор. Генетика и эволюционная теория. Эволюционная роль мутаций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Генофонд популяций. Идеальные и реальные популяции (закон Харди — Вайнберга). Генетические процессы в популяциях. Резерв наследственной изменчивости популяций. Формы естественного отбора. Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации. Темпы эволюции. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Арогенез; сущность ароморфных изменений и их роль в эволюции. Возникновение крупных систематических групп живых организмов — макроэволюция. Аллогенез и прогрессивное приспособление к определенным условиям существования. Катагенез как форма достижения биологического процветания групп организмов. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Давать определение ключевым понятиям. Объяснять сущность эволюционных преобразований. Устные ответы, работа с источниками 2 История развития представлений о развитии жизни на Земле Объяснять сущность эволюционных преобразований Устные ответы, работа с источниками 3 Система органической природы. Карл Линней Давать определение ключевому понятию – креационизм.
Описывать представления о живой природе в древнем мире
Отличать научную точку зрения от ненаучной.
Характеризовать научные представления об эволюции живой природы Устные ответы 4 Развитие эволюционных идей Ж.-Б. Ламарка Давать определение ключевому понятию.
Излагать основные положения эволюционного учения Ж.Б.Ламарка.
Характеризовать значение эволюционного учения Ламарка.
Давать оценку эволюционным взглядам Ж.Б.Ламарка Устные ответы 5 Семинар по теме: «Развитие эволюционных идей в додарвиновский период» Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников. Выступление с сообщениями 6 Семинар по теме: «Развитие эволюционных идей в додарвиновский период» Устные ответы 7 Естественно-научные предпосылки теории Ч.Дарвина Называть наблюдения в ходе экспедиции, повлиявшие на мировоззрение Ч.Дарвина.
Выделять предпосылки эволюционной теории.
Характеризовать естественно-научные предпосылки формирования эволюционных взглядов. Устные ответы 8 Учение Ч.Дарвина об искусственно отборе Давать определение ключевым понятиям.
Составлять схемы происхождения домашних животных и культурных растений от дикого предка.
Описывать механизм искусственного отбора Устные ответы 9 Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Формы борьбы Давать определение ключевым понятиям.
Называть формы борьбы за существование. Описывать действие естественного отбора на конкретных примерах.
Характеризовать положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе.
Выделять наиболее напряженную форму борьбы за существование.
Доказывать на конкретных примерах способность живых организмов к размножению в геометрической прогрессии.
Объяснять причины борьбы за существование. Устные ответы 10 Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Образование новых видов. Устные ответы 11 Пр. раб. № 1 «Сравнение естественного и искусственного отбора» Объяснять результаты учебно-исследовательской работы, осуществлять их проверку. Давать сравнительную характеристику естественному и искусственному отборам. Оценка работы 12 Зачет № 1 по теме: «Развитие представлений об эволюции живой природы» Тестирование по разделу «Развитие представлений об эволюции живой природы» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). Подготовка к ЕГЭ. Тест 13 Эволюционная роль мутаций Формулировать популяционно-генетические закономерности, выявленные С.С.Четвериковым.
Характеризовать эволюционную роль мутаций.
Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы Устные ответы 14 Эволюционная роль мутаций Устные ответы 15 Генетические процессы в популяции Давать определение ключевым понятиям. Называть процессы, изменяющие частоты встречаемости генов в популяциях.
Доказывать, что популяция – элементарная единица эволюции. Называть условия действия форм естественного отбора.
Объяснять причины существования в природе естественного отбора.
Доказывать, что естественный отбор –движущая сила эволюции.
Обосновывать влияние факторов, определяющих интенсивность действия отбора. Устные ответы 16 Формы естественного отбора Давать определение ключевым понятиям. Характеризовать формы естественного отбора.
Обосновывать действие на популяции форм естественного отбора.
Выделять критерии для сравнения.
Сравнивать формы естественного отбора. Устные ответы 17 Пр. раб. № 2 «Сравнение форм отбора» Объяснять результаты учебно-исследовательской работы, осуществлять их проверку. Давать сравнительную характеристику формам естественного отбора. Практическая работа 18 Семинар по теме: «Движущие силы эволюции» Характеризовать роль в эволюции движущих сил.
Объяснять причины эволюции видов. Задания со свободным ответом 19 Адаптация организмов к среде обитания Давать определения ключевым понятиям.
Приводить примеры приспособлений организмов на разных уровнях организации.
Доказывать относительный характер приспособлений.
Объяснять возникновение физиологических адаптаций.
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников. Устные ответы 20 Адаптация организмов к среде обитания Устные ответы 21 Виды. Критерии вида Давать определение ключевому понятию.
Называть критерии вида и обосновывать важность критериев для определения вида.
Доказывать, что вид объективно существует в природе. Устные ответы 22 Видообразование Давать определение ключевым понятиям. Называть эволюционно значимые результаты видообразования.
Описывать генетические механизмы, лежащие в основе симпатрического видообразования.
Приводить примеры способов видообразования и доказывать реальное их существование.
Объяснять роль эволюционных факторов в процессе видообразования. Устные ответы 23 Видообразование Устные ответы 24 Пр. раб. № 3 «Сравнение экологическое и географическое видообразование» Объяснять результаты учебно-исследовательской работы, осуществлять их проверку. Определять последовательность этапов экологического и географического видообразования.
Выделять критерии для сравнения.
Сравнивать способы видообразования. Практическая работа 25 Семинар по теме: «Основные положения синтетической теории эволюции» Устные ответы 26 Зачет № 2 по теме: «Синтетическая теория эволюции» Тестирование по разделу «Синтетическая теория эволюции» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). Подготовка к ЕГЭ. Тест 27 Макроэволюция. Направлении эволюции. Давать определение ключевым понятиям. Выявлять критерии для сравнения ключевых понятий.
Характеризовать основные направления органической эволюции.
Сравнивать процессы микроэволюции и макроэволюции. Устные ответы 28 Пути достижения биологических процессов Давать определения ключевым понятиям
Объяснять роль в эволюции ароморфозов и идиоадаптаций
Различать понятия морфофизиологический прогресс и биологический прогресс
Характеризовать основные пути эволюции
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников. Устные ответы 29 Пути достижения биологических процессов Устные ответы 30 Пр. раб. № 4 «Сравнительная характеристика путей и направлений» Объяснять результаты учебно-исследовательской работы, осуществлять их проверку. Приводить примеры идиоадаптаций у растений и животных.
Характеризовать ароморфозы животных и растений. Практическая работа 31 Пр. раб. № 5 «Выявление ароморфозов у растений» Объяснять результаты учебно-исследовательской работы, осуществлять их проверку. Выявлять приспособления организмов к среде обитания, идиоадаптации у растений, отличительные признаки живого (у отдельных организмов) Практическая работа 32 Лаб. раб. № 1 «Выявление идиоадаптаций у растений» Лабораторная работа 33 Пр. раб. № 6 «Выявление ароморфозов у животных» Объяснять результаты учебно-исследовательской работы, осуществлять их проверку. Выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов) Практическая работа 34 Лаб. раб. № 2 «Выявление идиоадаптаций у животных» Лаб. работа 35 Основные закономерности эволюции Давать определение ключевым понятиям.
Приводить примеры гомологов и аналогов
Отличать проявления дивергенции и конвергенции
Выделять отличительные особенности параллелизма, конвергенции. Устные ответы 36 Правила эволюции Давать определение ключевым понятиям.
Раскрывать сущность правил эволюции.
Приводить доказательства необратимости эволюции. Устные ответы 37 Семинар по теме: «Основные закономерности эволюции» Характеризовать основные направления органической эволюции.
Сравнивать процессы микроэволюции и макроэволюции. Приводить доказательства необратимости эволюции. Устные ответы
задачи 38 Зачет № 3 по теме: «Основные закономерности эволюции» Тестирование по разделу «Основные закономерности эволюции» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). Подготовка к ЕГЭ. Тестирование Раздел 8. Развитие органического мира (18 часов).
39 Развитие жизни в архейской, протерозойской эрах Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Общая характеристика и систематика вымерших и современных беспозвоночных; основные направления эволюции беспозвоночных животных. Первые хордовые. Направления эволюции низших хордовых; общая характеристика бесчерепных и оболочников. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыб, земноводных, пресмыкающихся. Главные направления эволюции позвоночных; характеристика анамний и амниот.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Эволюция наземных позвоночных. Возникновение птиц и млекопитающих. Сравнительная характеристика вымерших и современных наземных позвоночных. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.
Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Возникновение приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов: направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Прямохождение; анатомические предпосылки к трудовой деятельности и дальнейшей социальной эволюции. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.
Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества. Давать определение ключевым понятиям. Описывать живой мир в архейскую и протерозойскую эру.
Объяснять значение для развития живой природы перехода от гаплоидности к диплоидности.
Характеризовать развитие живых организмов а архее и протерозое. Устные ответы 40 Развитие жизни в раннем палеозое Называть период появления наземных растений.
Описывать климатические изменения в раннем палеозое.
Выделять отличительные особенности строения первых наземных растений.
Характеризовать эволюцию животных в раннем палеозое.
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников. Конспект 41 Развитие жизни в позднем палеозое Называть период появления наземных позвоночных животных.
Описывать климатические измерения в позднем палеозое.
Выделять эволюционные преимущества перехода растений к семенному размножению.
Объяснять причины расцвета земноводных в каменноугольном периоде.
Обосновывать причины появления голосеменных растений.
Характеризовать эволюцию животных в позднем палеозое. Конспект 42 Развитие жизни в мезозое Называть период возникновения цветковых растений.
Называть период возникновения млекопитающих и птиц.
Описывать климатические изменения в мезозое.
Выделять преимущества цветковых растений.
Характеризовать эволюцию животных в мезозое.
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников. Устные ответы 43 Развитие жизни в кайнозое Описывать климатические изменения в кайнозое.
Объяснять влияние на развитие животных и растений оледенения.
Характеризовать эволюцию животных в кайнозое.
Обосновывать причины господства цветковых растений. Устные ответы 44 Семинар по теме: «Основные пути и итоги эволюции растений и животных» Называть основные ароморфозы в эволюции животных и вымирания животных и растений.
Обосновывать причины возникновения и вымирания живых организмов.
Характеризовать основные направления эволюции растений на Земле. Устные ответы 45 Семинар по теме: «Основные пути и итоги эволюции растений и животных» Устные ответы 46 Зачет № 4 по теме: «Основные пути и итоги эволюции» Тестирование по разделу «Основные пути и итоги эволюции» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). Подготовка к ЕГЭ. Устные ответы 47 Положение человека в системе животного мира Давать определения ключевым понятиям.
Называть признаки, доказывающие принадлежность человека к подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие.
Доказывать с позиций биогенетического закона животное происхождение человека.
Сравнивать человека и человекообразных обезьян.
Характеризовать систематическое положение человека. Устные ответы 48 Эволюция приматов Называть группу млекопитающих, от которых произошёл отряд Приматы.
Перечислять биологические особенности человека, связанные с прямохождением.
Выделять черты строения и образа жизни обезьяноподобных предков, предопределивших развитие признаков вида Человек разумный.
Характеризовать особенность направления отбора мутаций под влиянием трудовой деятельности.
Объяснять, почему не все группы австралопитеков можно считать предками человека. Устные ответы, Тестирование 49 Древнейшие люди Называть представителей древнейших людей.
Описывать образ жизни древнейших людей.
Характеризовать прогрессивные черты эволюции древнейших людей.
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников. Устные ответы 50 Древние люди Описывать образ жизни неандертальцев.
Характеризовать прогрессивные черты в эволюции древних людей.
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников. Устные ответы 51 Первые современные люди Давать определение ключевому понятию.
Описывать образ жизни кроманьонцев.
Выделять ведущие факторы, по мнению Ф. Энгельса, в эволюции современного человека.
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации. Устные ответы 52 Современный этап эволюции человека Называть основные факторы эволюции современного человека.
Характеризовать роль генетической и социальной наследственности в эволюции человека. Устные ответы 53 Пр. раб. № 7 «Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас» Объяснять результаты учебно-исследовательской работы, осуществлять их проверку. Приводить факты, доказывающие ложность расизма.
Объяснять причины единства человеческих рас.
Обосновывать механизм формирования человеческих рас. Практическая работа 54 Семинар по теме: «Происхождение человека». Характеризовать влияние биологических и социальных факторов в эволюции человека.
Доказывать, что человек – биологическое и социальное существо.
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников. Тест 55 Семинар по теме: «Происхождение человека». Устные ответы 56 Зачет № 5 по теме: «Происхождение человека» Тестирование по разделу «Происхождение человека» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). Подготовка к ЕГЭ. Тест Раздел 9. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. (30 часов).
57 Биосфера- оболочка планеты Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество; биогенное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Демонстрация. Схемы, отражающие структуру биосферы и характеризующие ее отдельные составные части. Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов биосферы. Схемы круговорота веществ в природе. История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история материков; изоляция, климатические условия. Биогеография. Основные биомы суши и Мирового океана. Биогеографические области. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы: экотоп и биоценоз. Компоненты биоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.
Биотические факторы среды. Интеграция вида в биоценозе; экологические ниши. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида чисел биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм, нахлебничество, квартирантство. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция, собственно антибиоз (антибиотики, фитонциды и др.). Происхождение и эволюция паразитизма. Нейтральные отношения — нейтрализм.
Давать определения ключевым понятиям.
Описывать компоненты биосферы.
Характеризовать верхние и нижние пределы распространения жизни в биосфере Устные ответы 58 Структура биосферы. Живые организмы Давать определения ключевым понятиям.
Приводить примеры проявления функций живого вещества.
Характеризовать компоненты биосферы Устные ответы 59 Круговорот воды в природе Описывать круговорот воды в природе.
Объяснять роль живых организмов в круговороте воды.
Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот воды. Устные ответы 60 Круговорот углерода Описывать круговорот углерода.
Объяснять роль живых организмов в круговороте углерода.
Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот углерода. Устные ответы 61 Круговорот фосфора и серы Описывать круговорот серы и фосфора.
Объяснять роль живых организмов в круговороте фосфора и серы.
Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот фосфора и серы. Устные ответы 62 Круговорот азота Описывать круговорот азота в природе.
Объяснять роль живых организмов в круговороте азота.
Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот азота. Устные ответы 63 Пр. раб. № 8 «Сравнение схем круговорота химических элементов» Объяснять результаты учебно-исследовательской работы, осуществлять их проверку. Составлять схемы круговорота вещества в природе.
Выделять отличительные особенности круговорота углерода и азота.
Объяснять необходимость знаний об особенностях биогенной миграции атомов. Практическая работа 64 Зачет № 6 по теме: «Понятие о биосфере» Тестирование по разделу «Понятие о биосфере» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). Подготовка к ЕГЭ. Тестирование 65 Историческое формирование сообществ живых организмов Давать определение ключевому понятию.
Приводить примеры, доказывающие, что разделение материков отразилось на эволюции растений и животных. Устные ответы 66 Основные биомы суши Описывать биомы суши палеоарктической области.
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников. Устные ответы 67 Лаб. раб. № 3 «Описание экосистемы своей местности» Объяснять результаты учебно-исследовательской работы, осуществлять их проверку. Описывать биомы своей местности.
Объяснять влияние климатических условий.
Описывать смену биомов в зависимости от климатических условий. Лаб. работа 68 Семинар по теме: «Основные биомы суши» Характеризовать биомы суши различных биогеографических областей. Решение задач 69 Естественные сообщества Давать определения ключевым понятиям.
Сравнивать количество биомассы, образующейся в различных климатических условиях.
Характеризовать морфологическую структуру биогеоценоза. Устные ответы 70 Абиотические факторы среды. Температура Давать определения ключевым понятиям.
Описывать приспособления у растений и животных к изменениям температуры окружающей среды.
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников Устные ответы 71 Свет Давать определение ключевому понятию.
Описывать влияние суточных и сезонных ритмов на растения и животных.
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников Устные ответы 72 Влажность. Ионизирующее излучение Описывать приспособления у растений и животных к недостатку влаги.
Характеризовать вредное влияние ионизирующего излучения на животный и растительный мир.
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников. Устные ответы 73 Интенсивность действия фактора Давать определение ключевому понятию.
Называть типы изменений факторов среды.
Характеризовать интенсивность действия абиотических факторов. Устные ответы 74 Взаимодействие факторов Давать определения ключевым понятиям.
Приводить примеры ограничивающего воздействия экологических факторов.
Объяснять проявление правила Либиха. Устные ответы 75 Семинар по теме: «Взаимодействие абиотических факторов» Обосновывать условия оптимального и ограничивающего воздействия экологических факторов.
Характеризовать приспособления организмов к сезонному ритму.
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников. Устные ответы 76 Биотические факторы среды Давать определение ключевым понятиям.
Приводить примеры видового многообразия биоценозов.
Описывать пространственную структуру сообщества и его видовое разнообразие.
Характеризовать биотические факторы среды Устные ответы 77 Цепи питания. Правила экологической пирамиды. Давать определения ключевым понятиям.
Приводить примеры пастбищной и детритной цепи питания.
Отличать понятия пищевая цепь и сеть питания.
Описывать пищевые цепи.
Объяснять проявление правила пирамиды биомассы. Устные ответы 78 Пр. раб. № 9 «Составление схем цепей питания» Объяснять результаты учебно-исследовательской работы, осуществлять их проверку. Составлять схемы пищевых цепей и пищевых сетей и объяснять роль взаимосвязей в жизни сообществ.
Различать виды пищевых цепей. Пр. работа 79 Саморегуляция экосистем Давать определения ключевым понятиям.
Выделять существенные и несущественные компоненты экосистемы.
Объяснять механизм саморегуляции.
Обосновывать причины нарушения устойчивости экосистемы. Устные ответы 80 Смена экосистем Давать определения ключевым понятиям.
Описывать механизм сукцессии.
Объяснять причины смены экосистем. Устные ответы 81 Пр. раб. № 10 «Решение экологических задач» Составлять схемы путей переноса энергии в экосистеме и выявлять взаимосвязи организмов в экосистеме.
Анализировать схему действия экологического фактора.
Обосновывать возникновение устойчивой системы пищевых цепей в природе. Практическая работа 82 Агросистемы Давать определение ключевому понятию.
Приводить примеры агроценозов.
Выделять отличия агроценоза от биоценоза.
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников. Устные ответы 83 Пр. раб. № 11 «Сравнительная характеристика экосистем и агросистем» Объяснять результаты учебно-исследовательской работы, осуществлять их проверку. Сравнивать природные экосистемы и агросистемы. Практическая работа 84 Зачет № 7 по теме: «Взаимоотношение среды и организма» Тестирование по разделу «Взаимоотношение среды и организма» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). Подготовка к ЕГЭ. Тестирование 85 Формы взаимоотношений Давать определение ключевому понятию.
Называть формы симбиоза и выделять их особенности.
Объяснять эволюционное значение симбиоза.
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников Устные ответы 86 Хищничество Давать определение ключевому понятию.
Приводить примеры хищничества у различных групп организмов.
Объяснять биологическую роль хищничества.
Обосновывать проявление математической модели системы «Хищник-жертва».
Характеризовать проявление хищничества. Устные ответы 87 Паразитизм Давать определение ключевому понятию.
Отличать хищничество от паразитизма.
Характеризовать проявление паразитизма. Устные ответы 88 Конкуренция Давать определение ключевому понятию.
Объяснять влияние конкуренции на интенсивность жизнедеятельности соперничающих видов.
Характеризовать проявление конкуренции Устные ответы 89 Семинар по теме: «Взаимоотношения между организмами» Решать задачи по теме «Взаимоотношения между организмами».
Объяснять роль взаимоотношений между организмами в обеспечении биологического равновесия в экосистеме. Устные ответы 90 Зачет № 8 по теме: «Взаимоотношения между организмами» Тестирование по разделу «Взаимотношения между организмами» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). Подготовка к ЕГЭ. Тестирование Раздел 9. Биосфера и человек. (11 часов).
91 Воздействие человека на природу. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование. Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы и т. д.).
Давать определение ключевым понятиям.
Объяснять влияние на окружающую среду деятельности первобытного человека.
Характеризовать развитие учения о ноосфере В.И.Вернадским. Устные ответы 92 Природные ресурсы, их использование Давать определения ключевым понятиям.
Приводить примеры природных ресурсов различных групп. Устные ответы 93 Загрязнение воздуха, морских вод Давать определение ключевому понятию.
Описывать влияние загрязнения воздуха, природных вод на биоценоз.
Объяснять причины и последствия загрязнения атмосферы, пресных и морских вод, почвы.
Приводить примеры истощения водных, почвенных ресурсов.
Характеризовать способы уменьшения вредных последствий от различных сельскохозяйственных загрязнений. Устные ответы 94 Антропогенные изменения почвы Устные ответы 95 Влияние человека на растительный состав почвы Называть растения и животных, находящихся под угрозой исчезновения.
Объяснять последствия уничтожения лесов.
Выявлять антропогенные изменения в экосистемах своего региона.
Характеризовать влияние человека на растительный и животный мир Земли. Устные ответы 96 Загрязнение биосферы. Радиоактивность Выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона и влияние данных источников на биосферу. Устные ответы 97 Охрана природы и перспективы рационального использования природных ресурсов Давать определение ключевому понятию.
Формулировать принципы рационального природопользования.
Обосновывать необходимость бережного отношения к природе и её охраны.
Объяснять значение рационального, научно обоснованного природопользования для сохранения многообразия животного и растительного мира. Устные ответы 98 Семинар по теме: «Биосфера и человек» Оценивать возможные вредные последствия влияния хозяйственной деятельности человека на биосферу. Устные ответы 100 Зачет № 9 по теме: «Взаимосвязь природы и общества» Тестирование по разделу «Взаимосвязь природы и общества» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). Подготовка к ЕГЭ. Тест 101 Бионика Давать определения ключевым понятиям.
Называть особенности строения и приспособления животных и растений, используемых человеком в строительстве, промышленности.
Приводить примеры эхолокации и электролокации.
Объяснять значение изучения биологии для научно-технического прогресса.
Обосновывать использование в строительстве принципов организации живых организмов. Устные ответы 102 Роль биологических знаний в 21 веке Итоговое тестирование Анализировать этические аспекты современных исследований в области биологии. Решают варианты ЕГЭ. ЛИТЕРАТУРА
Захаров В.Б. биология. Общая биология. Профильный уровень. 10 – 11 кл.: учеб.для общеобразовательных учреждений. – М.:Дрофа, 2014.
Сухова Т.С. Биология. Общая биология. 10 -11 кл.: рабочая тетрадь к учебнику. – М.: Дрофа, 2014.