Учебная программа по профессионально- трудовому обучению (столярное дело) 9 класс ГОКУ СКШ

Рассмотрено на заседании
МО учителей-предметников

Руководитель____________
/Крючкова Е.И../
___ август 2016 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР

________________
/Обедина Н.Л./
___ август 2016г.
«Утверждено»
Директор ГОКУ «СКШ №1
г.Иркутска»
____________
/Лебедева А.В./

Приказ №
от __ _________2016





Учебная программа

по профессионально- трудовому обучению
(столярное дело) 9 класс




Составитель: учитель Прокудин Николай Петрович





г. Иркутск
2016-2017








Пояснительная записка
Учебная программа по профессионально-трудовому обучению (столярное дело) разработана в соответствии адаптированной основной общеобразовательной программой ГОКУ «СКШ №1 г.Иркутска» на основе Программы специальной (коррекционной) школы : 5-9кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2001. – Сб. 2. – 240с.
Целью профессионально-трудового обучения в V- VII классах является подготовка учащихся к самостоятельному труду по получаемой специальности в обычных условиях. В VIII-IX классах завершается трудовая подготовка учащихся в соответствии с выбранной профориентационной направленности - столярное дело.
Содержание образования направлено на формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе, формирование профессионально-трудовых умений и навыков для дальнейшей работы в трудовом коллективе; воспитание гражданственности, трудолюбия.
Задачи трудового обучения в специальной (коррекционной) школе:
-коррекции недостатков умственного и физического развития;
-воспитанию связной речи;
-формированию общих трудовых навыков;
-осуществлению социально-трудовой адаптации учащихся;
-формированию навыков самоконтроля учебных действий, культуры речи и поведения, санитарно-гигиенических навыков и здорового образа жизни;
-обеспечению условий формирования личности школьника с ограниченными возможностями здоровья в комплексном взаимодействии психолога, соц. педагога, учителей, родителей.
Количество часов, отводимое на профессионально-трудовое обучение:
5 класс – 6 часов в неделю, 204 часа в год;
6 класс – 6 часов в неделю, 204 часа в год;
7 класс – 8 часов в неделю; 272 часа в год;
8 класс – 8 часов в неделю; 272 часа в год;
9класс – 10 часов в неделю; 340 часов в год
Данная программа для специальной школы VIII вида предполагает формирование у учащихся необходимого объёма профессиональных знаний и общетрудовых умений.
В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними.
Некоторые из инструментов и приспособлений изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, Знакомятся с ручным электрифицированным инструментом, применять лаки, клеи, краски, красители. Учатся составлять и читать чертежи, планировать последовательность выполнения трудовых операций, оценивать результаты своей работы. Большое внимание уделяется технике безопасности. Всё это способствует физическому и интеллектуальному развитию школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Цель программы: привитие элементарных навыков столярных работ
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
формирование прочных профессионально-трудовых умений и навыков;
развитие мышления, способности к пространственному анализу;
формирование эстетических представлений и вкуса;
воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков.
Коррекционная работа включает следующие направления:
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
развитие восприятия, представлений, ощущений;
развитие памяти;
развитие внимания;
развитие пространственных представлений и ориентации.
Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:
развитие умения сравнивать, анализировать;
выделять сходство и различие понятий;
умение работать по инструкциям, алгоритму;
планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
формирование адекватности чувств;
формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция развития речи:
коррекция монологической речи;
коррекция диалогической речи;
обогащение словаря.

Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Программа составлена с учетом уровня обученности учеников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических особенностей учеников При проведении коррекционной работы важен метод совместных действий или сотворчества, которое максимально отвечает познавательным возможностям детей и позволяет в наглядной форме демонстрировать или выполнять ту или иную работу, предоставляя ребенку ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития.
В процессе обучения ученики усваивают необходимые в быту и посильной индивидуальной трудовой деятельности знания и умения по столярному профилю, на этом материале формируются общетрудовые умения на уровне, доступном данному контингенту учеников. Вместе с тем предлагаемый учебный материал может служить базой для последующего овладения профессиями столярного производства.
Целью изучения темы «Построение чертежа» различных изделий, является «объяснение» чертежа с тем, чтобы ученики могли читать чертеж, ориентироваться в нем, пользоваться готовыми чертежами и в школе и в дальнейшей самостоятельной жизни.
Теоретическое обучение рабочей программы направлено на формирование у учеников знаний основ материаловедения, устройства станков, технологии изготовления столярных изделий.
Основной задачей практического обучения является формирование профессиональных умений и навыков при выполнении упражнений. На практических занятиях изучаются приемы выполнения операций по обработке деталей и узлов столярных изделий из различных материалов на станках, технологическую последовательность изготовления узлов и столярных изделий, требования, предъявляемые к качеству готовой продукции.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера.
Принципом построения уроков профессионально-трудового обучения (столярное дело) в 9 классе является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
В образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья особое значение должно придаваться развитию его жизненной компетенции.
Разделы программы содержат дидактические единицы обеспечивающие формирование компетенций:
- для развития коммуникативной, социально-трудовой и учебно-познавательной компетенции – сведения о свойствах древесины, о безопасных приемах работы на станках;
- сведения о конструировании, технологии изготовления столярных изделий обеспечивают развитие учебно-познавательной, социально-трудовой, ценностно-ориентационной компетенции;
- знакомство с массовым производством, организацией работы на столярном предприятии – становление и формирование ценностно-ориентационной компетенции.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учеников. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учеников понимать причины и логику развития технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Программа профессионально-трудового обучения опирается на ранее полученные сведения во время уроков трудового обучения, с опорой на знания, которые ученики приобретают на уроках математики, биологии, истории, географии.
Каждый раздел состоит из нескольких тем и содержания работы по каждой из них. Время, отведённое на изучение темы, может варьироваться в зависимости от степени её усвоения учениками и материально-технического обеспечения мастерской. При этом на практическое повторение отводится от 30% до 50% учебного времени.
Обучение столярному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики учеников. Кроме того, выполнение столярных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Требования к уровню подготовки учеников:
Должны владеть компетенциями:
информационно-коммуникативными (умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умение самовыражать себя в творческой работе, сотрудничать и работать в команде);
социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, умение сделать посильный вклад в коллективный проект, умение организовывать свою деятельность);
эмоционально-ценностными (умение быть упорными и стойкими перед возникшими трудностями).
Должны знать(понимать):
строение и основные свойства древесины и ее применение, полную последовательность ее обработки ,последовательность соединения основных деталей изделий;
основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов;
назначение и устройство применяемых инструментов, приспособлений, станков и оборудования;
виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций.
Должны уметь:
распознавать древесину, качественно выполнять виды операций, обрабатывать детали.
выполнять мелкий ремонт :
рационально организовывать рабочее место;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия;
выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, станков и оборудования;
соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
мелкого ремонта изделий из различных материалов;
создания изделий с использованием ручных инструментов, станков, оборудования и приспособлений;
контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов;
обеспечения безопасности труда.
Контроль.
Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельной работы и анализа ее качества в конце каждой четверти после проведения практического повторения.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(10 час. в неделю, всего - 340 час.)

№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Кол-во конт-х
работ

Изделие

1.
Вводное занятие
3
1


2
Художественная отделка столярного изделия.
39

Разделочная доска

3.
Практическое повторение.
20




Изготовление журнального столика


Журнальный столик

4.
Самостоятельная работа.
19

скамья


Изготовление изделий для выставки.


Скамья, подставки для ножниц


Всего I четверть:
82




1.
II четверть.
Вводное занятие.

3
1


2.
Изготовление моделей мебели.
25



4.
Практическое повторение.
8



1
Изготовление изделий для выставки.


Настенные полочки

5.
Самостоятельная работа.
4

указки

1
Изготовление изделий по усмотрению учителя.





Строительное производство.




6.
Плотничные работы.
12



7.
Круглые лесоматериалы, пиломатериалы, заготовки и изделия
7



8.
Изгото
·вление строительных инструментов, приспособлений, инвентаря для плотничных работ
7



9.
Практическое повторение.
5




Изготовление топорища.


Топорище

10.
Самостоятельная работа.
2
1



Правка топора на точиле. Насадка топорища.


Топор столярный


II четверть
78 час



1.
III четверть.
Вводное занятие.

2

1



План работы на четверть. Техника безопасности.
1









2.
Изготовление несложной мебели с облицовкой поверхности
24

Табурет детский

3.
Мебельная фурнитура и крепежные изделия.
5



4.
Практическое повторение.
20



5.
Самостоятельная работа.
10




Строительное производство




6.
Изготовление оконного блока
18

Экскурсия

7.
Столярные и плотничные ремонтные работы
11

Ремонт изделий

8.
Изоляционные и смазочные материалы
5

Смазка инструментов и оборудования

9.
Практическое повторение
8

По выбору учителя

10.
Самостоятельная работа
3
1
По выбору учите ля


Контрольная работа
2




Анализ качества контрольных работ
1




Всего за III четверть:
114




Мебельное производство





1.
IV четверть.
Вводное занятие.

2

1


2.
Сведения о механизации и автоматизации мебельного
производства.
8




3.
Изготовление секционной мебели
24



4.
Практическое повторение. Подготовка к экзаменам
20



5.
Контрольная работа.
2




Анализ контрольных работ. Самостоятельная работа
3

швабры


Строительное производство




6
Плотничные работы
4



7
Кровельные и облицовочные материалы
2



8
Настилка линолеума
4



9
Фанера и древесные плиты
3



10
Практическое повторение. Подготовка к экзаменам
3



11
Контрольная работа за IV четверть
2



12
Анализ качества контрольных работ
1




Всего IV четверть:
80




Итого за год:
336





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс


п/п
Тема занятия
К-во час
Дата

1 четверть 01.09.2016-28.10.2016 (8 недель 2 дня) – 82 час.


Вводное занятие. Повторение пройденного в 8 классе. План работы на четверть, вводный инструктаж
2
01.09

Художественная отделка столярного изделия (36 час.)




Виды художественной отделки столярных изделий. Гравюра на ДВП
2
02.09


Виды отделки изделий лакокрасочными материалами. Технология покрытия поверхностей лаками
2
05.09


Особенности окрашивания ножевой фанеры. Понятие орнамент и узор
2
06.09


Виды орнаментов. Приемы работы инструментами для выполнения маркетри
2
07.09


Изготовление коробки или шкатулки
2
08.09


Разметка штапиков для шкатулки

2
09.09



2
12.09



2
13.09



2
14.09


Нарезание заготовок для маркетри
2
15.09



2
16.09


Набор на бумагу геометрического орнамента
2
19.09


Наклеивание набора на изделие
2
20.09


Окончательная отделка готового изделия
2
21.09


Оценка качества готового изделия
2
22.09


Основы пожарной безопасности Использование первичных средств пожаротушения
2
23.09


Действия при пожаре, план эвакуации,
2
26.09


Оказание первой помощи при пожаре
2
27.09

Практическое повторение ( 26 час)




Подбор материалов для изготовления журнального столика
2
28.09


Разметка деталей изделия
2
29.09



2
30.09


Изготовление деталей изделия
2
04.10




05.10


Подбор вида художественной отделки журнального столика
2
06.10


Изготовление деталей изделия
2
07.10



2
10.10


Последовательность сборки изделия
2
11.10



2
12.10


Художественная отделка изделия
2
13.10


Окончательная отделка изделия
2
14.10


Оценка качества изделия
2
17.10

Самостоятельная работа (18 часов)




Подбор материала для скамеек в спортивный зал
2
18.10


Изготовление деталей изделия
2
19.10



2
20.10



2
21.10


Последовательность сборки изделия
2
24.10


Способы отделка изделия
2
25.10


Окончательная отделка изделия.
Оценка качества изделия.
2
26.10



2
27.10


Контрольная работа за I четверть
2
28.10

2 четверть 07.11.16-29.12.16 (78 час.)




Вводное занятие. Общие сведения о мебельном производстве.
2
07.11

Изготовление моделей мебели ( 26 час.)




Виды мебели
2
08.11



2
09.11


Детали и элементы столярных изделий
2
10.11


Чертежи изготовления деталей изделия
2
11.11


Сборочные чертежи изделия
2
14.11


Выбор изделия и составление плана его изготовления
2
15.11


Выполнение заготовительных операций
2
16.11



2
17.11


Разметка и обработка деталей изделия
2
18.11


Сборка узлов изделия "насухо"
2
21.11


Сборка изделия на клею
2
22.11



2
23.11


Окончательная отделка готового изделия
2
24.11

Трудовое законодательство ( 8 час.)




Прием и увольнение с работы
2
25.11


Права и обязанности рабочих. Виды оплаты труда
2
28.11


Охрана труда на предприятиях. Трудовая и производственная дисциплина
2
29.11


Труд молодежи
2
30.11

Практическое повторение (8 час.)




Пооперационное разделение труда
2
01.12


Подбор материалов для изделия
2
02.12


Изготовление изделий для школы, для выставки
2
05.12


Окончательная отделка изделий
2
05.12

Самостоятельная работа ( 6 час.)




Изготовление изделия (по выбору учителя). Разметка деталей изделия
2
06.12


Изготовление деталей изделия. Сборка деталей изделия
2
07.12


Окончательная отделка изделия
2
08.12

Строительное производство Плотничные работы ( 12 час.)




Инструменты для плотничных работ. Теска древесины
2
09.12


Теска древесины. Подготовка инструментов и приспособлений к работе
2
12.12


Технология тески бревен. Выборка четвертей и пазов
2
13.12


Соединение бревна и бруска с помощью врубок .Сплачивание доски и бруска в щит
2
14.12


Дисковая электропила: устройство и приемы работы
2
15.12


Электрорубанок: устройство и приемы работы
2
16.12

Круглые лесоматериалы, пиломатериалы, заготовки и изделия (6 час.)




Хвойные и лиственные лесоматериалы. Ассортимент пиломатериалов и досок
2
19.12


Ассортимент заготовок из пиломатериалов. Ассортимент фрезерованных деревянных деталей для строительства
2
20.12


Материалы и изделия для настилки пола. Виды паркета
2
21.12

Изготовление строительных инструментов, приспособлений, инвентаря для плотничных работ (6 час.)




Характеристика строительных инструментов, приспособлений, инвентаря для плотничных работ
2
22.12


Знакомство с изделием (малка для штукатурных работ). Подбор материала и его раскрой
2
23.12


Изготовление изделия
2
26.12

Практическое повторение (4 час.)




Изготовление терки
2
27.12



2
28.12

Самостоятельная работа (2ч)




Контрольная работа за II четверть. Анализ контрольных работ.
Правка топора на точиле.Насадка топорища
2

29.12


3 четверть 09.01.17- 17.02.17; 27.02.17-24.03.17 ( 114 час.)


Вводное занятие
2
09.01

Изготовление несложной мебели с облицовкой поверхности (14 час.)




Назначение облицовки столярного изделия. Шпон: виды (строганный, лущёный) свойства, производство. Технология облицовки поверхности шпоном
2
10.01


Облицовка поверхности шпоном. Облицовочные материалы: пленочный, листовой (виды, свойства). Технология облицовки поверхности изделия пленками
2
11.01


Изготовление навесной книжной полки.
2
12.01



2
13.03



2
17.03


Способы соединения деталей полки.
2
18.01


Облицовка поверхности деталей пленкой. Обработка лицевых кромок. Технические требования к качеству готового изделия
2
19.01

Мебельная фурнитура и крепёжные изделия (6 час.)




Фурнитура для подвижного соединения сборочных единиц

2
20.01



2
23.01


Фурнитура для открывания дверей и выдвигания ящиков
2
24.01

Практическое повторение (20 час.)




Изготовление мебели по заказу работников школы.
2
25.01



2
26.01



2
27.01



2
30.01



2
31.01



2
01.02


Изготовление мебели по выбору учителя
2
02.02



2
03.02



2
06.02



2
07.02

Самостоятельная работа (8 час.)




Изготовление мебели с учетом качества и производительности труда
2
08.02



2
09.10



2
10.02



2
13.02


Контрольная работа
2
14.02

Изготовление оконного блока (18 час.)




Элементы оконного блока
2
15.02


Изготовление оконных блоков в производственных условиях
2
16.02



2
17.02



2
27.02



2
28.02


Подготовка рабочего места к изготовлению крупно-габаритных деталей и изделий

2
01.03


Изготовление элементов оконного блока(форточки)
2
02.03



2
03.03



2
06.03

Столярные и плотничные ремонтные работы (10 час.)




Дефекты столярно-строительного изделия и способы их устранения
2
07.03


Правила безопасности при выявлении и устранении дефектов
2
09.03


Ремонт столярных соединений. Ремонт оконных рам, дверей, встроенной мебели, перегородок
2
10.03


Выполнение ремонта столярно – строительного изделия
2
13.03



2
14.03

Изоляционные и смазочные материалы (6 час.)




Теплоизоляционные материалы
2
15.03


Гидроизоляционная пленка
2
16.03


Смазочные материалы(назначение, виды, свойства)
2
17.03

Практическое повторение (6 час.)




Изготовление изделия по выбору учителя. Доска разделочная
2
20.03



2
21.03


Изготовление изделий по выбору учителя. Полочка мебельная
2
22.03

Самостоятельная работа (4 час.)




Изготовление изделий по выбору учителя
2
23.03


Контрольная работа за III четверть. Анализ контрольных работ
2
24.03

4 четверть 03.04.17-25.05.17 (80 час.)


Вводное занятие. План работы на четверть. повторение правил техники безопасности в мастерской
2
03.04

Сведения о механизации и автоматизации мебельного производства (8 час.)




Механизация и автоматизация на деревообрабатывающем предприятии(изготовление мебели на крупных и мелких фабриках). Подготовка к экзаменам
2
04.04


Механизация и автоматизация столярных работ(универсальные электроинструменты, станки с программным управлением) Подготовка к экзаменам
2
05.04


Механизация облицовочных, сборочных и транспортных работ(механическое оборудование для сборки столярных изделий) Подготовка к экзаменам
2
06.04


Производительность труда и себестоимость продукции (значение повышения производительности труда для снижения себестоимости продукции. Мебельное производство(экскурсия). Подготовка к экзаменам
2
07.04

Изготовление секционной мебели (24 час.)




Секционная мебель (разновидности, преимущества, элементы, основные узлы).Подготовка к экзаменам
2
10.04


Разработка одного из видов секционной мебели. Способы установки и соединения стенок секции. Подготовка к экзаменам
2
11.04


Двери распашные, раздвижные и откидные. Подготовка к экзаменам
2
12.04



2
13.04


Изготовление секций. Подготовка к экзаменам

2
14.04



2
17.04



2
18.04


Фурнитура для навески, фиксации и запирания дверей Подготовка к экзаменам
2
19.04


Сборка изделия. Подготовка к экзаменам
2
20.04



2
21.04


Монтаж секционной мебели. Подготовка к экзаменам
2
24.04



2
25.04

Изготовление изделий по заказу – (30 час.)




Изготовление изделий по заказу работников школы. Подготовка к экзаменам
2
26.04



2
27.04



2
28.04



2
02.05



2
03.05



2
04.05



2
05.05


Контрольная работа
2
08.05


Анализ качества контрольных работ
2
10.05


Плотничные работы
2
11.05



2
12.05


Перегородка: устройство, технология монтажа. Подготовка к экзаменам
2
15.05


Дощатый пол: устройство, технология настилки. Правила ТБ при выполнении плотничных работ. Подготовка к экзаменам
2
16.05

Кровельные и облицовочные материалы (16 час.)




Кровельные материалы. Облицовочные материалы. Подготовка к экзаменам
2
17.05


Настил линолеума. Линолеум и его применение. Резка линолеума Подготовка к экзаменам

2
18.05



2
19.05


Виды и приемы наклеивания линолеума на основание. Возможные дефекты в линолеумных полах и их предупреждение. Подготовка к экзаменам
2
22.05


Фанера и древесные плиты. Фанера: виды, изготовление, применение. Свойства фанеры и ее сорт.
2
23.05


Древесностружечные и древесноволокнистые плиты (ДСП И ДВП). Определение названий, пороков и дефектов по образцам разных видов фанеры и древесных плит. Подготовка к экзаменам
2

24.05


Подготовка к экзамену
2
25.05

























Литература
Учебно – методический комплекс
Журавлёв Б.А. Столярное дело 9 класс. М., «Просвещение» 1989г.
Крейндлик Л.Н. Индивидуальный подход к ученикам вспомогательной школы в трудовом обучении
Мирский С. Л. « Методика профессионально – трудового обучения во вспомогательной школе», Москва «Просвещение» 1988 .
Мирский С. Л. « Технология 9 класс. Под редакцией В.Д. Симоненко. Москва. Издательский центр «Вента-Граф»-2005 год.
Перелетов А.Н. Столярное дело 9 классы. Издательство «Владос» М.2003.
Перелетов А.Н. Рабочая тетрадь по столярному делу 9 классы. Издательство «Владос» М.2003.
Перелетов А.Н. Рабочая тетрадь по столярному делу 9 классы. Издательство «Владос» М.2003.
«Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида» под редакцией В.В. Воронковой, С.Л.Мирского, Б. А.Журавлёва, Сборник 2. – М., 2012.
Павлова О.В. Трудовое обучение 9 классы «Столярное дело» Развернутое тематическое планирование. Волгоград. Издательство «Учитель»-2012
Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских.- М.1984.
Чурахин А.В. 22 урока геометрической резьбы по дереву. - Санкт-Петербург 2003.