Формы организации занятий по физической культуре с детьми раннего возраста

оздоровительная
работа с детьми раннего возраста
Мичкарёва Т.А. методист я/с «Ак бота»

Период раннего детства (от 1 до 3 лет) характеризуется быстрым ростом и развитием организма ребенка.
Ребенок совершенствуется в ходьбе, овладевает умением преодолевать препятствия, у него улучшается координация движений, бурно развивается речь.
Мышечная система у маленьких детей формируется на основе развития нервной системы и увеличения массы скелетных мышц, причем происходит этот процесс неравномерно. В раннем возрасте кости ребенка богаты кровеносными сосудами и содержат небольшое количество солей. Они эластичны, гибки, легко деформируются и искривляются, так как костная система 2-3 летних детей имеет значительные зоны хрящевой ткани, слабые, мягкие суставы и связки. У малышей ещё нет устойчивых изгибов позвоночника, которые появляются лишь к 4 годам. Все это надо учитывать при проведении занятий по физической культуре. Пример, если упражнение выполняется лежа на спине, необходимо, чтобы ребенок лежал прямо. Следует исключать силовые упражнения (перенос тяжестей, висы на руках и т.п); а так же связанные с длительным пассивным ожиданием.
Особое внимание рекомендуется уделять развитию свода стопы, т.к. на 2-ом году и частично на 3-ем году жизни она уплащена. Очень полезно упражнять малышей в приподнимании, ходьбе на носках, ходьбе по наклонной плоскости и ребристой доске.
Работа сердца в детские годы находится в тесной взаимосвязи с развитием мышц. Регулярные занятия тренируют сердечную мышцу, приводят к постепенному уменьшению частоты пульса. В связи с этим хорошие результаты обучение дает, если малыш испытывает положительные эмоции (радость, удовольствие, удовлетворение).Содержание упражнений должно увлечь, заинтересовать ребенка, но не следует заставлять его, заниматься принуждением, что вызывает естественный протест, отрицательные эмоции.
Мышление детей 2-ого и 3-его годов жизни конкретно, они лучше понимают то, что видят. Малыши представляют, что они должны сделать, если первоначальный показ был ярким, образный, целостный. Поэтому все упражнения новые или знакомые, проводятся вместе со взрослыми и по его показу.

Формы организации физкультурно-оздоровительной работы.
Физкультурное занятие-это основная форма обучения детей физическим упражнениям, т.е. оно носит учебную направленность.
Задачи физкультурного занятия.
Организация рациональной ДА детей (оздоровительные задачи).
Воспитательно-образовательные задачи (обучение, закрепление, повторение), путем формирования морально-волевых качеств, черт личности ребенка в процессе занятий, закрепления правильных двигательных навыков.
Структура физкультурного занятия.
Вводная часть (2-4 мин.) – организовать детей, создать игровую или проблемную ситуацию. Содержание: построение, ходьба, легкий бег, упражнения для формирования стопы, упражнения на внимание, танцевальные шаги, организующая игра, перестроения для выполнения ОРУ.
Основная часть продолжительность (10-15 мин.) (обучение, закрепление, повторение). Содержит ОРУ с предметами, без предметов; основные движения – ходьба, бег, прыжки; бросание, ловля, лазанье, упражнения на осанку, подвижная игра.
Заключительная часть (2-3 мин.) снизить нагрузку, успокоить детей.
Содержание: спокойная ходьба, ходьба с заданием; малоподвижная игра, хоровод, упражнения на осанку, профилактика плоскостопия; на расслабление.
Можно проводить занятия не только классически построенные (вводная, основная и заключительная), но и включающие несколько подвижных игр, спортивных и танцевальных упражнений.
При планировании ОВД необходимо учитывать не только условия проведения занятий, подготовленность детей, но и последовательность формирования навыков каждого движения путем подобранных в возрастающей сложности упражнений и игр.
Занятия с детьми раннего возраста целесообразно проводить еженедельно, по 2 занятия (по 10-15 мин) в первой половине дня, примерно через полчаса после завтрака. С детьми до полутора лет лучше всего заниматься перед первым сном или между первым и вторым. С более старшими детьми, от полутора лет, занятие проводится в первой половине, когда дети млад, подгруппы спят, или сразу после дневного сна, до полдника.
Для ориентира – в центре дорожка или ковер (длина 5-8м) – вокруг дети бегают, ходят. На самом ковре проводятся упражнения ОРУ и ОВД

Условия проведения занятия.
Перед началом занятия следует произвести влажную уборку пола и хорошо проветрить помещение t 19-20
Физкультурная форма – майка, плавки, носки, форма для взрослых. В начале года воспитатель обучает детей раздеваться, одеваться, складывать свои вещи.
Для занятий объединяем детей в группы (7-9ч). Т.ж. дети могут быть объединены по возрасту, по подготовке и двигательному опыту.
Прочность усвоения упражнений и основных движений зависит от обязательного повторения пройденного (достаточное число раз)
Повторение не должно быть механическим и однообразным, на 1 этапе обучения детей, повторяя материал, следует использовать различные методы, менять ситуацию, всячески поддерживая интерес детей, не изменяя характера движений. Основные движения нужно распределять с учетом трудности, постепенного усложнения и необходимости повторения материала (не более 2-3 занятий). Подвижную игру следует проводить в течении 2 занятий подряд без изменений, а затем усложнить, создать варианты с тем, чтобы ребенок проявил больше заинтересованность и внимание, преодолел некоторые затруднения.
В работе используем готовые комплексы упражнений для занятий.
2 г. жизни.
Занятия по физкультуре с детьми 2 – ого года жизни предусматривают ходьбу (развивающую равновесие), ползание (лазанье), бросание, катание, некоторые игровые и общеразвивающие упражнения, а так же игры с движениями.
Занятия с детьми 3 его года предусматривают ходьбу, бег, лазанье, ползанье, метание и катание, прыжки, сюжетные подвижные игры с простыми правилами, игровые и ОРУ (с предметами и подражательные). Пример «Воробушки и автомобиль».
Во время занятий построения и перестроения используются наиболее простые, с применением различных ориентиров.
Наиболее удобно и приемлемо для выполнения ОРУ и подвижных игр свободное построение.
Для ориентиров могут быть использованы разнообразные пособия: веревки, обручи, гимнастическая скамейка, ковровая дорожка и т.д.
Все построения и перестроения проводятся с помощью воспитателя. Перед выполнением ОРУ, педагог приучает детей вставать на коврик (так, чтобы не мешать друг другу); перед броском – вдоль веревки, скамейки и т.п., помогая малышам найти свободное место, построиться парами или в круг (кто с кем хочет). Круг можно образовать взявшись за руки первого и последнего, замкнуть круг или дети становятся вокруг стула (обруча, куба) лицом к нему, берутся за руки и вместе с воспитателем образуют круг.
В начале года на занятиях, малыши ходят и бегают гурьбой, врассыпную за взрослым (вокруг ковра), но постепенно они осваивают ходьбу и бег друг за другом, выстраиваясь произвольно.



Особенности проведения игровых упражнений и подвижных игр. (1-2-года)
Игровые упражнения и подвижные игры открывают широкие возможности для воспитательной работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений. Способствует умственному и физическому развитию ребенка.
Игровые упражнения не имеют сюжета (включены простые двигательные задания: дойти до игрушки, перешагнуть палку и т.д.) и могут быть использованы не только на занятиях, но и повседневно, в процессе самостоятельной деятельности.
С помощью игровых упражнений взрослый создает условия для выполнения движений, стимулирует ДА ребенка, регулирует её.
В этих упражнениях, в отличие от подвижных игр, нет правил, регулирующих темп, предусматр. Быструю смену движений, реакцию ребенка на определенный сигнал, но они позволяют малышам выполнить задание самостоятельно.
Задание должно быть объяснено ребенку просто и ясно. Это повышает заинтересованность в выполнении.
После освоения какого-либо движения взрослый изменяет ситуацию, повышая требования, т.е. создает благоприятные условия для развития, формирования, закрепления двигательных умений: пример: пройти прямо 2-3м: «Иди ко мне», потом иди дальше и принеси игрушку, затем Бегите ко мне.
Следует поощрять самостоятельность детей, хвалить. Игровые упражнения в этом возрасте пока не требуют умения согласовывать свои движения с движениями других, они лишь помогают переходу от индивидуальных действий к совместным. Поэтому сюжетные подвижные игры не предусматривают в работе с детьми второй группы раннего возраста.
Постоянный контакт ребенка со взрослым, его непосредственное участие в игровых упражнениях, интерес, помощь эмоционально дружеский тон активизируют малыша, положительно влияют на развитие речи (повторение, названий предметов и действий). Постепенно дети выполняют задание самостоятельно без помощи взрослого.
В работе с детьми 3=его года жизни используются подвиж. Игры и игровые упр., не имеющие правил. Особенно нужны в начале года, когда вновь принятые малыши осваивают разнообразные новые для них движения, выполняя их в индивидуальном темпе. В этих упражнениях нет сюжета, и они содержат почти все виды основных движений. Вначале полезно повторить игровые задания для 2х лет (10-12 детей). Игровые упражнения на 3ем году выполняют друг за другом или все одновременно. При такой организации создаются благоприятные условия для многократного повторения.
Сюжетные подвижные игры.
На 3ем году жизни у малышей появляются устойчивые игровые интересы, они уже могут соблюдать простые правила, играя вначале небольшими подгруппами, а затем уже всей подгруппой.
Содержание игр детей раннего возраста обогащается, им становятся доступны игры, требующие выдержки, смены видов движений, сравнительно быстрой реакции на сигнал.
Подвижные игры способствуют устранению замкнутости, застенчивости: у ребенка появляется умение слушать и слышать речь взрослого; развивается навык начинать и заканчивать действия по сигналу; постепенно зарождается чувство коллективизма, товарищества.
Игры благоприятно влияют на весь организм ребенка в целом, т.к. при активном выполнении движений работают различные группы мышц, повышается частота пульса, углубляется дыхание.
Положительные эмоции, возникающие у них в это время, имеют особое значение, так как оказывают влияние на здоровье и физическое развитие ребенка.
Играя, ребенок удовлетворяет свою потребность в движениях и одновременно с этим повторяет уже освоенный, например в играх «Воробушки и автомобиль» - подпрыгивание и бег; «Мой веселый звонкий мяч» - подскоки и бег: «Зайка серый умывается»- разнообразные движения. Так, производя одно и то же действие (ходьба, бег, прыжки, ползание, бросание) в разных условиях, малыш совершенствуется, закрепляет его, причем движение выполняется в игровых ситуациях.
У детей наблюдается сравнительно быстрая утомляемость, поэтому правила в играх предусматривают смену движений, обеспечивая их чередование с кратковременным отдыхом.
Характерной особенностью подвижной игры для этого возраста является то, что все дети находятся в одинаковых условиях.
Если есть дополнительная роль, например, в играх «Кошка и мышки» - кошка, «Воробушки и автомобиль» - машина., эту роль вначале выполняет сам воспитатель и только после освоения игры передает ребенку.
Взрослый, играя с детьми, подсказывает ход игры, показывает движения. Пример, в игре «Воробушки и автомобиль» воспитатель сначала показывает действия воробышек, вместе с малышами бегает, расставив руки в стороны, - «Воробушки летают», клюют зернышки , а потом подсказывает детям, что воробушки должны убегать, когда едет машина и изображает езду на машине.
Перед началом игры взрослый выразительно объясняет правила, специально обращая внимание малышей на сигналы (зрительный – цвет флажка, ленточки; слуховые – слово, хлопок в ладоши, удар в бубен, и тд.), по которым им следует менять или прекращать свои действия. Дети, запоминая новые слова и их значение, тренируют память, их речевое общение с воспитателем во время подвижной игры усиливается. На занятиях они сами часто просят поиграть в знакомые подвижные игры.
Многолетние педагогические наблюдения показывают, что не все дети третьего года жизни включаются в занятие, не сразу проявляется у них активность и интерес к движениям, особенно, когда малыши поступают в ДОУ. Воспитатели, не учитывая особенности и специфику данного возраста, прибегают к натаскиванию ребенка. От этого страдает не только его ДА, но и вырабатывается отрицательное отношение к занятиям.
Некоторые дети на предложение воспитателя выполнять упражнение отвечают отказом, а во время игр проявляют определенную заинтересованность и желание участвовать в них. Вначале они переживают ход игры, с интересом наблюдают за ней, выполняя отдельные движения, например в игре «Птички в гнездышках» они летают, т.е. не бегают, а , сидя на своем месте, взмахивают руками.
Игра – исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движений у малыша постепенно появляется желание участвовать не только в играх, но и в других упражнениях во время занятий и самой деятельности.










































15