Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс школа 2100


Тематическое планирование уроков по предмету «Русский язык»
( 170 часов, 5 часов в неделю)
ОНЗ- открытие новых знаний ОУ – обобщающий урок
РР – развитие речиИУ – итоговый урок ВУ- вводный урокУК – урок контроля
РУ- развитие умений
№ п/п ч Тема урока Сроки
Тип урока Основные виды УУД
1 1 Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове 1 недсентВУ Знакомиться с новым учебником, вычитывать информацию из иллюстраций, с обложки, из оглавления; прогнозировать содержание и виды работы по учебнику.
Называть отличительные признаки слова, предложения, текста.
Отличать текст от набора предложений, записанных как текст.
Составлять устный рассказ «Что я знаю о тексте»; сопоставлять содержание своего рассказа и рассказов одноклассников.
Классифицировать изученные орфограммы (бук- венные – небуквенные; буквы гласных, буквы согласных, буквы ъ и ь).
Находить в словах изученные орфограммы, составлять и писать самодиктанты.
Группировать слова с изученными орфограммами.
Графически обозначать выбор написания, писать графические диктанты.
Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму.
Находить корень в группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора.
Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни.
Составлять связный текст из деформированных предложений.
Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания.
Участвовать в «открытии» и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов.
Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графически объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки.
Осознавать, что удвоенная буква согласного обозначает один долгий звук, отражать это при фонетическом разборе слова.
Формулировать обобщённое правило правописания букв, обозначающих согласные звуки на конце и в середине слова.
Писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами.
Писать свободный диктант после предварительной подготовки.
Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е).
Осознавать лексическое значение сложного слова, которое складывается из значения двух корней.
Использовать в речи и правильно писать сложные слова разных тематических групп, в том числе характеризующих человека (внешность, характер).
Находить в словах корень, суффиксы, приставки, различать омонимичные приставки и предлоги. Мотивировать слитное – раздельное написание (по- – это приставка, так как ... поэтому пишется слитно; по – это предлог, так как ... поэтому пишется раздельно; это орфограмма-пробел).
Различать приставки по- и па-, про- и пра-. Различать и правильно писать слова с удвоен- ной буквой согласного в корне и на стыке при- ставки и корня.
Анализировать состав слова, осознанно выбрать разделительный ъ или ь, исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков.
Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму.
Систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы.
Участвовать в открытии нового знания о составе слова, работать в группе, участвовать в учеб- ном диалоге, сотрудничать с одноклассниками.
Продуцировать связное высказывание на грамматическую тему («Что я знаю об именах существительных», «Опираясь на знания об именах существительных, я умею...»).
Письменно пересказывать текст-повествование с элементами описания (писать обучающее по- дробное изложение текста).
Сочинять сказку, используя имена существительные с различными суффиксами.
Отличать местоимения от слов других частей речи.
Заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактирования).
Писать предлоги с местоимениями раздельно. Осознавать роль личных местоимений в речи. Продуцировать текст с использованием место- имений (сочинение «О себе»).
Группировать слова по частям речи.
Находить в тексте имена прилагательные по вопросу.
Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением имён прилагательных. (П) Различать текст-повествование и текст-описание. (П)
Выделять в предложении словосочетания прил. + сущ., ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Называть признаки имени прилагательного (морфологический разбор).
Продуцировать текст-описание по опорным словам.
Подбирать антоним к данному имени прилагательному. (П)
Проверять написание безударного окончания имени прилагательного с помощью вопроса. Разбирать по составу имена прилагательные Наблюдать за ролью глаголов в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением глаголов. (П)
Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания о грамматических признаках глаголов.
Выделять начальную (неопределённую) форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную.
Образовывать и употреблять в речи глаголы в различных формах времени.
Выделять суффикс -л- в форме прошедшего времени глагола.
Определять изученные грамматические признаки глагола.
Накапливать опыт употребления в речи различных глагольных форм.
Совместно составлять алгоритм разбора глагола как части речи.
Различать виды предложений по цели высказывания.
Произносить с соответствующей интонацией предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные.
Накапливать опыт постановки логического уда- рения.
Различать слово, словосочетание и предложение.
Находить в предложении грамматическую основу, обозначать её графически.
Различать грамматическую основу и второстепенные члены предложения.
Устанавливать грамматические связи в слово- сочетании с помощью вопросов. Разделять непунктированный текст на предложения.
Совместно обсуждать порядок действий при синтаксическом разборе простого предложения. Использовать этот порядок при разборе. Оценивать правильность работы. Распространять и сокращать предложение до основы, сравнивать смысл.
Находить однородные члены в простом предложении с двумя главными членами.
Объяснять постановку знаков препинания.
Конструировать предложения с однородными членами.
Накапливать опыт нахождения в тексте и использования в речи таких предложений.
Наблюдать за ролью разделительного знака – запятой в предложении с однородными членами.
Различать простое и сложное предложения (одна грамматическая основа – две грамматические основы). (П)
Накапливать опыт постановки запятой и употребления в речи сложных предложений из двух частей с бессоюзной связью. (П) Конструировать сложные предложения (по схеме, по данному началу). (П)
Совместно составлять алгоритм синтаксического разбора сложного предложения, действовать по алгоритму, проверять себя. (П)
Систематизировать изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису и пунктуации. Представить его в виде схем, таблиц.
Продуцировать устное сообщение на грамматическую тему по изученному материалу
Повторение (10 ч) 2–3 2 Что мы знаем о тексте 1 недсентРУ 4 1 Что мы знаем о слове, предложении, тексте РУ 5 1 По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами РУ 6–7 2 Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение 2 недсентРУ 8 1 Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы РУ 9 1 Развитие умения писать заглавную букву в словах. Проверочное списывание РУ 10 1 Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита РУ 11 1 Контрольный диктант № 1 3 недсентУК Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне (3 ч) 12 1 Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне 3 недсент3 недсентОНЗ 13 1 Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне РУ 14 1 Р/р Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений РР Правописание проверяемых букв согласных в корне слова (в конце и в середине слова (4 ч)15 1 Правописание проверяемых букв согласных в корне слова (в конце и в середине слова) 3 недсентОНЗ 16 1 Правописание проверяемых букв согласных в корне слова4 недсентРУ 17 1 Развитие умения видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму РУ 18 1 Проверочная работа № 1 РУ Удвоенные буквы согласных в корне слова (5 ч) 19 1 Понятие об удвоенных буквах согласных 4 недСент5 недсентРУ 20-22 3 Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне. Р/р Творческая работа РУ 23 1 Повторение. Проверочная работа № 2 1 недоктРУ Буквы непроизносимых согласных в корне слова (9 ч) 24 1 Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне 1 недоктОНЗ 25 1 Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне словаРУ 26 1 Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Р/р Творческая работа (сочинение по опорным словам) 2 недоктРР 27 1 Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука РУ 28 1 Формулирование обобщённого правила правописания проверяемых букв согласных в корне словаОУ 29 1 Повторение. Проверочная работа № 3 РУ 30 1 Правописание проверяемых букв согласных в корне словаОУ 31 1 Контрольный диктант № 2 3 недоктУК 32 1 «Пишу правильно» (работа над ошибками) РУ Безударные гласные в корне слова (8 ч) 33 1 Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне 3 недОкт4 недоктОУ 34 1 Развитие умения видеть в словах орфограммы – буквы безударных гласных. РУ 35-36 2 Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне. Р/р Свободный диктант РУ,РР 37 1 Повторение. Проверочная работа № 4 РУ 38 1 Р/р Сочинение по опорным словам РР 39-40 2 Контрольный диктант № 3 «Пишу правильно» (работа над ошибками) УК Сложные слова и их правописание ( 6 ч) 41 1 Знакомство с понятием «сложные слова» 5 недоктОНЗ 42 1 Соединительные буквы о и е в сложных словах ОНЗ 43 1 Образование сложных слов РУ 44 1 Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей ОУ 45 1 Употребление в речи и правописание сложных слов. Р/р Свободный диктант РР 46 1 Повторение. Проверочная работа № 5 2 недноябРУ Приставка. Безударные гласные в приставках (4 ч) 47 1 Приставка, её роль в слове (повторение). Различение приставок и предлогов (повторение). Развитие умения находить в словах при- ставки 2 недноябРУ 48-49 1 Правописание букв безударных гласных в приставках ОНЗ,РУ 50 1 Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание ОНЗ Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня (2 ч) 51 1 Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня 3 недноябОНЗ 52 1 Различение и правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня РУ Разделительные Ъ и Ь (6 ч) 53 1 Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания раз- делительного ъ и ь 3 недноябРУ 54 1 Правописание слов с разделительными ъ и ь РУ 55 1 Повторение. Проверочная работа № 6 РУ 56 1 Упражнения в правописании слов с разделительными ь и ъ.
Р/р Свободный диктант 4 недноябРУ 57-58 2 Контрольный диктант № 4 «Пишу правильно» (работа над ошибками) УК Окончание и основа слова (4 ч) 59 1 Понятие об окончании и основе слова 4 недноябОНЗ 60 1 Развитие умения находить в слове окончание РУ 61 1 Как найти в слове основу 1 неддекабРУ 62 1 Развитие умения находить в слове окончание и основу РУ Суффикс (2 ч) 63 1 Суффикс и его роль в слове 1нед
декабОУ 64 1 Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова ОУ Разбор слова по составу (6 ч) 65-66 2 Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу 1 – 2 неддекабРУ 67 1 Контрольное списывание УК 68-69 2 Упражнения в разборе слов по составу ОУ 70 1 Повторение. Проверочная работа № 7 Части речи (1 ч) 71 1 Части речи в русском языке 3 неддекабОНЗ Имя существительное как часть речи (3) 72 1 Определение имени существительного 3 неддекабОНЗ 73-74 2 Роль имён существительных в речи. Р/р Творческая работа: составление текста РУ Имена существительные одушевленные и неодушевленные (3 ч) 75 1 Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных 3 неддекабОНЗ 76 1 Имена существительные в речи 4 неддекабРУ 77 1 Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных ОУ Род имен существительных (3 ч) 78 1 Имена существительные мужского, женского и среднего рода 4 неддекабОНЗ 79 1 Род – постоянный признак имён существительных ОНЗ 80 1 Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода ОУ Число имен существительных (4 ч) 81 1 Изменение имён существительных по числам 3 недянвОНЗ 82 1 Образование множественного числа имён существительных РУ 83 1 Окончания имён существительных в единственном и во множественном числе
РУ 84 1 Разбор имени существительного как части речи ОУ Словообразование имен существительных (8 ч) 85 1 Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением 3 недянвРУ 86 1 Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке 4 недянвРУ 87 1 Образование имён существительных от основ существительных и глаголов РУ 88 1 Р/р Сочинение сказки с использованием имён существительных с различными суффиксами РУ, РР 89 1 Разбор имён существительных по составу РУ 90 1 Повторение. Проверочная работа № 8 РУ 91 1 Употребление имён существительных в речи 5 недянвРУ, РР 92 1 Р/р Обучающее изложение «Мурлыка» РР Местоимение как часть речи ( 8 ч) 93 1 Понятие о местоимении. Личные местоимения 5 недянвОНЗ 94-95 2 Местоимения 1, 2, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями РУ 96 1 Разбор местоимения как части речи 1 недфеврОУ 97-98 2 Роль личных местоимений в речи. Р/р Обучающее сочинение «О себе» РУ, РР 99 1 Закрепление знаний о местоимении. Р/р Свободный диктант «Паучок»
«Пишу правильно» (работа над ошибками) РУ 100 1 Повторение. Проверочная работа № 9 РУ Имя прилагательное как часть речи ()101 1 Определение имени прилагательного 2 недфеврОНЗ 102-103 2 Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными РУ 104 1 Роль имён прилагательных в речи РУ 105 1 Разбор имени прилагательного как части речи РУ Правописание букв безударных гласных в окончании имен прилагательных ( 5 ч ) 106 1 Окончания имён прилагательных в м.р., ж.р., ср.р. и во мн. числе3 недфеврОНЗ 107 1 Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных ОНЗ 108-109 2 Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Знакомство с антонимами ОНЗ 110 1 Закрепление правописания слов с изученными орфограммами ОУ Разбор имен прилагательных по составу (6 ч) 111-112 2 Словообразование имён прилагательных. Р/р Сочинение по опорным сочетаниям слов 4 недфевр1 недмарт РУ 113 1 Проверочная работа № 10 РУ 114 1 Разбор имён прилагательных по составу РУ 115-116 2 Контрольный диктант № 5 «Пишу правильно» (работа над ошибками) УК Глагол как часть речи (5 ч )117 1 Определение глагола как части речи 1 недмарт ОУ 118 1 Изменение глаголов по временам ОНЗ 119-120 2 Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам ОНЗ 121 1 Изменение глаголов по числам РУ Правописание частицы не с глаголами (3 ч) 122-123 2 Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами 2 недмарт ОНЗ, РУ 124 1 Развитие умения писать частицу не с глаголами. Р/р Свободный диктант РР Неопределенная форма глагола (8 ч) 125 1 Понятие о неопределённой форме глагола 2 недмарт ОНЗ 126-127 2 Неопределённая форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределённой формы 3 недмарт УК 128-129 2 Образование форм времени от неопределённой формы глагола РУ 130 1 Контрольный диктант № 6 УК 131 1 Разбор глагола как части речи 5 недмарт РУ 132 1 Повторение. Проверочная работа № 11 РУ Наречие как часть речи (2 ч) 133-134 2 Понятие о наречии как части речи 5 недмарт ОНЗ Виды предложений по цели высказывания и интонации ( 3 ч) 135 1 Виды предложений по цели высказывания 1 недапрОНЗ, РУ 136 1 Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение 2 недапрРУ 137 1 Восклицательные и невосклицательные предложения РУ Главные и второстепенные члены предложения (8 ч) 138-139 2 Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое 2 недапрОНЗ 140 1 Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое РУ 141 1 Понятие о второстепенных членах предложения 3 недапрОНЗ 142 1 Составление схем предложений и предложений по схемам РУ 143 1 Предложения распространённые и нераспространённые РУ 144-145 2 Разбор предложений. Контрольный словарный диктант. ОУ Предложения с однородными членами ( ч ) 146 1 Однородные подлежащие и сказуемые 4 недАпр4 недапрОНЗ 147 1 Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении РУ 148 1 Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами РУ 149 1 Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами РУ 150 1 Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения РУ 151 1 Запятая в предложениях с однородными членами (урок-практикум) 5 недапрРУ 152-153 2 Контрольный диктант «Пишу правильно» УК Простые и сложные предложения ( ч ) 154-155 2 Понятие о простом и сложном предложении 1 недмай ОНЗ 156-157 2 Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения 2 недмай РУ 158 1 Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые РУ 159-160 2 Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении. Р/р Свободный диктант «Пишу правильно» РУ, РР 161 1 Разбор простого и сложного предложений 3 недмай ОУ 162 1 Повторение. Проверочная работа № 12 РУ 163 1 Контрольный диктант. УК 164 1 Повторение. Части слова Разбор слова по составу РУ 165 1 Повторение. Части речи . Разбор частей речи РУ 166 1 Повторение. Виды предложений 4 недмай РУ 167-168 2 Итоговая комплексная работа УК 169-170 2 Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. Контрольное списывание РУ, УК