Открытый урок народно-сценического танца «Особенности работы с мужским классом на уроках хореографии»


Открытый урок
народно-сценического танца
преподавателя хореографического отделения
Кобзевой И. М.
Тема экзамена: «Особенности работы с мужским классом на уроках хореографии»
Дата проведения: 11. 03. 2009 г.
Цель урока: - показ результата работы ансамбля учащихся с разным уровнем подготовки;
- создание предпосылок мотивации обучения.
Задачи урока: - овладение трюковыми элементами русского народного танца;
- воспитание у обучающихся артистичности, музыкальности исполнения.
План урока
I. Организационный момент. Поклон обучающихся.
II. Приветствие гостей.
Вступительное слово педагога о содержании урока.
III. Выступление учащихся класса:
- экзерсис на середине зала.
- allegro.
IV. Этюдная работа:
- сольные танцевальные композиции на основе перепляса;
- дуэтные и массовые композиции на основе русской пляски;
- танцевальный этюд в характере русского народного танца «Скоморохи».
V. Исполнение обучающимися танцевальной композиции «Барыня».
VI. Поклон.
VII. Оценка учащихся. Подведение итогов выступления.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие гостей, поклон и представление обучающихся.
Музыкальное сопровождение: Шендерев А. Русский танец.

II. Вступительное слово педагога.
Так как целью открытого урока является показ результатов работы над ансамблем младших и старших классов, необходимо отметить, что основной трудностью такой работы является разный уровень подготовки, меньший опыт сценической практики в младших классах и, конечно, разница физических данных обучающихся. Также хочется отдельно остановиться на особенностях работы с мужским классом.
Если в младших классах ученицы и ученики мало отличаются по своему исполнительскому стилю и физическим возможностям, то в переходном возрасте эта разница становится все более заметной. Девочки десяти - двенадцати лет уже стремятся быть убедительно-грациозными, изящными, тогда как мальчики в этом же возрасте проявляют еще некоторую мальчишескую нескладность.
Практика показывает, что девочки, как правило, двигаются гораздо смышленее, ловчее и увереннее, так как психофизически развиваются раньше, чем мальчики. Юноши только к шестнадцати-восемнадцати годам (в переходном возрасте от юношества к зрелости) начинают обретать мужественность и гармоничность движения, в то время как девушки этого же возраста уже чувствуют себя гораздо самостоятельнее.
Учитывая эту разницу, а также преобладание в классе хореографии учениц, их лидерство, необходимо особое внимание уделять формированию в учениках мужского начала, сохранении своеобразной манеры, характерной для их возраста. Корифей в области мужского танца, выдающийся педагог Н. Тарасов, утверждал, что «все начинается с младших классов – в них закладывается та первооснова, то невидимое пока что зернышко мужского исполнительского стиля, которое впоследствии может дать неправильные ростки – появление излишней грациозной, женственной манеры движения». И, если не уделять должного внимания учебной специфике, стилю, характеру и множеству других исполнительских тонкостей, «воспитание мальчишеской психологии для будущего танцовщика может быть незаметно упущено. Слишком изящный исполнительский стиль, копирующий грацию учениц, противоречит естественной природе мужского танца…».
В народно-сценическом танце особую роль в создании танцевального образа или передаче национальных черт танца играет рисунок и постановка рук. Например, в русском танце, построенном на притопах, дробях и присядках, движения рук танцора тоже имеют своеобразный характер: тот или иной фрагмент завершается хлопушками-ударами по голенищам сапог, подошве, груди или по плечу. Конечно, нюансы исполнения зависят от характера танца. Но в целом, манера исполнения юноши отличается большей свободой и широтой, тогда как девушка двигается более грациозно, сдержанно и застенчиво.
Ходы и шаги русского народного танца в мужском и женском исполнении также имеют различную окраску. В женском медленном танце, девушка скользит, как «лебедушка», а в танце юноши допускаются «коленца» и легкие притопы, позволяющие передать мужскую силу и удаль. Еще одной характерной чертой русского народного танца являются трюки, присущие мужской пляске, которых никогда не может быть в девичьем танце.
Поэтому при разучивании и выполнении одних и тех же танцевальных элементов необходимо сразу же четко разграничивать нюансы мужского и женского характера: положение корпуса, рук и головы, амплитуды движения, внутреннего содержания жеста.
III. Выступление обучающихся: экзерсис на середине зала.
Элементы русского танца:
Основные движения рук (женские и мужские).
«Хлопушки» (одинарные, двойные и тройные).
Переменный шаг (девичий).
Мужской переменный шаг на каблук.
«Хлопушки» в сочетании с присядками, простыми дробями и подскоками.
Переменный шаг с акцентом на всю стопу и скользящим ударом.
«Припадания».
Виртуозные элементы по диагонали с возрастающей по ходу исполнения степенью сложности:
«Молоточки» с поворотом.
Бег с поворотом и прыжками.
Подскоки в повороте.
Синкопированные дроби в повороте.
«Шене» в характере белорусского народного танца.
IV. Танцевальные этюды:
Сольные комбинации, основанные на женских танцевальных элементах русского танца и мужских трюках: различные виды вращений и дробные движения, комбинированные присядки, «подсечка», «крокодильчик» и «пистолет».
(Русские тверские частушки (фонограмма))
Танцевальный этюд, построенный на парных и массовых движениях русского танца: «воротца», «шен», «прочес» и т.д.
(Ан-ль «Русская песня». Сени)V. Исполнение обучающимися танцевальной композиции «Барыня».VI. Поклон.
VII. Подведение итогов выступления. Оценка учащихся.
Обучающимся рекомендовано больше внимания уделять работе над ансамблем, не останавливаясь на достигнутом, всесторонне овладевать разнообразной и сложной виртуозной техникой народно-сцениического танца.
Используемая литература:
Ткаченко Т. Народные танцы. - М., 1975.
Устинова Т. Беречь красоту русского танца. - М., 1959.
Заикин Н., Заикина Н. Областные особенности русского народного танца. – Орел, 1999.
Климов А. Основы русского танца. – М., 1994.
Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. - М., 2002.
Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. - М., 2004.